Оштрафуют ли камеры водителей без ОСАГО

Инициативу больше пяти лет откладывали. В этом году система заработает. Расскажу, чего ждать, и есть ли такие решения за рубежом.

Предпосылки

За последний год тарифы на ОСАГО серьезно выросли. Осенью Центробанк расширил тарифный коридор на 26% в обе стороны, но цена пошла исключительно вверх. Практически сразу мы увидели полисы по максимальной базовой ставке — 7535 руб.

Можно ожидать, что в ближайшее время ценник снова «переклеят». Раньше страховщики корректировали тарифную сетку один раз в год — по закону. Но в 2022-м это правило отменили, и нас ждет повторное изменение ставок.

Неудивительно, что в таком контексте растет число водителей, которые выезжают на дорогу без полиса обязательного страхования — по последним оценкам страховщиков, их примерно 10%. Но в 2023-м новая система будет штрафовать таких автовладельцев.

Как это будет работать

Система «пробивает» номера автомобилей по базе данных РСА – Российского союза автостраховщиков. Если на машину не оформлен полис, собственник получает штраф — 800 руб. Его могут выписать всего один раз в сутки.

Правда, первое время камеры будут проверять наличие полисов только у нарушителей ПДД. У тех, кто превышает скорость, проезжает перекрестки на красный и так далее. Пока камеры не анализируют весь поток проезжающих машин, и не факт, что будут. Но учитывая, что «письма счастья» обычно приходят с опозданием, за несколько дней бесполисной езды все равно может набежать приличная сумма. Цифра станет еще больше, если депутаты все же решат увеличить штраф до 5 тыс. рублей.

Также пока непонятно, как будет происходить обработка «граничных ситуаций». Например, в России существуют так называемые типографские ОСАГО. Это — бумажные бланки полисов, информация о которых может появиться в базе страховой компании спустя несколько месяцев.

В то же время у нас можно законно управлять автомобилем без полиса, имея на руках договор купли-продажи не старше десяти дней. Люди регулярно переписывают ДКП в произвольной форме и ездят без автогражданки. Если такой водитель нарушит правила может выясниться, что машина до сих пор зарегистрирована на другого владельца. Как с этим справятся? Будем наблюдать.

В целом идея проверять наличие страхового полиса с помощью камер не нова. Например, такие системы уже работают в Испании, а скоро появятся на Канарских островах. Параллельно камеры проверяют, прошел ли водитель обязательный техосмотр. И если нет, то выписывают штраф — от 200 до 500 евро.

Аналогичная система может появиться в Великобритании. В прошлом году некоммерческая организация RoadSmart провела опрос среди двух тысяч автовладельцев — 89% из них подержали установку «полисных камер». Сейчас езда без страховки наказывается штрафом в 300 фунтов стерлингов. Если дело доходит до суда, то размер штрафа неограничен, а водителя могут лишить прав.

В чем тут может быть проблема

Если вернуться к разговору о российской системе, то эксперты отмечают риск ложных срабатываний. Иногда данные о новых полисах попадают в базу РСА с задержкой, так как сотрудники страховых вносят их с опозданием. По итогу камеры могут штрафовать водителей, даже если все документы в порядке и на руках. Потенциальное решение — выписывать штраф спустя несколько дней после предполагаемого нарушения. Тогда в ГИБДД смогут убедиться, что полиса действительно нет и не было.

Вторая проблема — под раздачу попадут водители, которые ездят без полиса не по своей вине. По закону страховые компании обязаны заключать договор ОСАГО при обращении клиента. К сожалению, некоторые страховщики отвечают отказом, не желая оформлять потенциально убыточные полисы автогражданки — находят формальные причины или ставят палки в колеса автолюбителям. И эту проблему необходимо решить в первую очередь, однако ситуация требует серьезной проработки, так как сложностей хватает.

Больше о тонкостях страхования у меня на vc.ru и не только:

88
13 комментариев

Гораздо более правильным вариантом было бы ужесточение наказания за отсутствие полиса у виновника дтп.
Например, причинил ущерб на 200К - держи еще 200К штрафа.
Уехал с места дтп, потому что нет полиса - держи уголовную статью и реальное лишение свободы.

1
Ответить

Они не хотят снизить количество водителей без полисов, они хотят стричь бабло.

5
Ответить
Комментарий удалён модератором

Ты переворот хочешь устроить в России?

Ответить

Отчасти виновники подобных аварий уже поняли, что потерпевшая сторона вправе проводить ремонт на СТОА по своему усмотрению, где стоимость восстановительного ущерба высока. И всю часть требуют с виновника.

У меня уже было пару подобных кейсов.

Ответить

Самое печальное по поводу отморозки клиентов некоторые компании не говорят, что они морозят клиентов, а списывают это на технические неполадки и так далее

1
Ответить

Почему некоторые?
Есть страховые компании, которые открыто говорят об этом?

Ответить