Custom vs SaaS: какой подход выбрать маркетологам при внедрении сквозной аналитики?

Сегодня многие компании задумываются о детальном анализе эффективности работы отделов маркетинга и продаж. В бизнес-процессах задействованы десятки рекламных источников, сервисов веб-аналитики, каналов коммуникации, CRM и многих других систем, аккумулирующих огромные объемы информации. Но как свести эту громаду данных в единый отчет, чтобы увидеть общую картину? В этом деле главными помощниками маркетологов стали сервисы сквозной аналитики. Их внедрение делится на два подхода — разработка кастомного решения (от англ. custom — сделанный на заказ) и переход на SaaS (от англ. software as a service), то есть готового сервиса.

Путь от контекста до появления сквозной аналитики

Эволюция интернет-маркетинга делится на пять больших этапов, которые застали большинство специалистов сферы:

  • Появление контекстной в 2005 году. Бизнес получает возможность привлекать платный трафик на сайт. Ещё мало кто задумывается о его качестве. Маркетологи в основном отслеживают такие показатели эффективности, как клики, показы и CTR.
  • Зарождение юзер-экономики в 2006 году, как следствие роста рынка интернет-сервисов, использующих при продвижении модель Freemium (от англ. free — бесплатный и англ. premium — улучшенный, отличающийся более высоким качеством), то есть когда из полного функционала продукта вырезался минимальный и предоставлялся аудитории в бесплатный доступ. Незадолго до возникновения юзер-экономики многие сервисы потерпели неудачу из-за неверной стратегии привлечения трафика, который «съедал» бюджеты и не приносил дохода.
  • Рост мобильного трафика с появлением первых смартфонов в 2007 году. Клиенты стали приходить через адаптированные версии сайтов. Добавляется новая метрика «устройство пользователя», а веб-трафик разделился на десктопный и мобильный.
  • Становление сервисов коллтрекинга как самостоятельного продукта на российском рынке в 2012 году. Появились готовые решения, внедрение которых не составляет особых усилий для пользователей. Раннее коллтрекинг представлял собой примитивную модель — к каждому рекламному источнику привязывался отдельный номер телефона (т.н. статический коллтрекинг). Новые метрики периода: совершение целевых действий, расходы по рекламным каналам, количество звонков или фактов обращения.
  • Увеличение объема данных и сложности их обработки приводит к росту популярности систем сквозной аналитики в 2018 году. На данном этапе появляется сквозное ID, которое связывает клиента с разными каналами коммуникации, добавляется информация о прибыли и затратах из CRM. Маркетологи сводят все эти данные в единый отчет, на основе которого принимаются стратегические решения развития компании.
Custom vs SaaS: какой подход выбрать маркетологам при внедрении сквозной аналитики?

Custom vs. SaaS

Глобально внедрение сквозной аналитики разделилось на два подхода — разработка кастомного решения или переход на SaaS сервис. Оба варианта обладают как плюсами, так и минусами. Процесс разработки кастомного решения делится на 4 больших блока: сбор данных, хранение, обработка и визуализация отчетов. Первый этап включает в себя огромный пласт работ: сбор расходов с различных рекламных площадок, показов, объединение сведений с посадочных страниц, внедрение коллтрекинга и добавление оффлайн событий из CRM.

Обработка и визуализация производится в готовых сервисах, таких как BigQuery и PowerBI. На выходе получается набор необходимых отчетов, которые демонстрируют всю эту громаду данных. Но у кастомного решения есть несколько подводных камней:

  • Долгий период разработки — между подготовкой технического задания и получением первого отчета в среднем проходит год;
  • Высокая стоимость — в среднем такое решение обойдется в 4 млн. рублей;
  • Кадровые риски — потеря ключевых специалистов как правило приводит к закрытию проекта и обнулению сроков разработки.
Custom vs SaaS: какой подход выбрать маркетологам при внедрении сквозной аналитики?

При этих нюансах внесение модификаций в кастомное решение благодаря наличию команды разработчиков в определенной степени происходит быстрее, чем в SaaS продуктах.

Как же обстоят дела с внедрением SaaS решений? Большинство готовых систем сквозной аналитики автоматически собирают информацию со всевозможных источников (Яндекс.Директ, Яндекс.Метрика, Google Analytics, Google Ads, CRM и др.). То есть пользователь в несколько кликов может интегрировать все данные. Некоторые сервисы также поддерживают собственную инфраструктуру коммуникаций. Решение CoMagic, например, имеет собственную виртуальную АТС с оператором связи, чаты, лидогенераторы, то есть все формы поддержания контакта с аудиторией в рамках одной платформы. Также решены проблемы с визуализацией — SaaS сервисы умеют представлять данные любым привычным маркетологу способом.

Внесение модификаций на получение специальных отчетов в SaaS продуктах происходит дольше, чем в кастомных, однако такие сервисы всегда следят за трендами рынка и получают обратную связь от пользователей на ту или иную доработку. Одно из свежих обновлений в CoMagic это визуализация отчета «Сквозная аналитика», который показывает не только цифровые показатели, но и поканальное распределение клиентов, рекламные источники, генерирующие обращения, и раскладку по разным этапам воронки продаж, включая потери на различных этапах. Следующее свежее обновление — это загрузка большего объема данных в модуль «Воронки продаж», в числе которых количество дней до закрытия сделки и долю не сопоставленных с рекламным источником сделок.

Custom vs SaaS: какой подход выбрать маркетологам при внедрении сквозной аналитики?

Специалисты CoMagic также решили одну из серьезных проблем маркетинга, когда оценка эффективности рекламы происходит по последнему клику (касанию) клиента, теряя из вида каналы, которые в той или иной степени оказали влияние на принятие решения о покупке. Традиционно такая политика приводит к отказу от всех каналов, кроме контекста. Решением данной проблемы стал новый отчет «Ассоциированные конверсии», показывающий касания клиента по всем рекламным источникам. Также применение данного инструмента к конкретному рекламному источнику, например контексту, позволит прогнозировать смену рисков. В практике клиентов CoMagic есть кейсы, когда отключение рекламных кампаний с низкими показателями эффективности, влекло за собой резкое "проседание" других. Данный отчет позволит избежать необдуманных решений.

Custom vs SaaS: какой подход выбрать маркетологам при внедрении сквозной аналитики?

Что же выбрать?

В настоящее время бизнесу критично достижение результатов в кратчайшие сроки. На объемном рынке, когда отделы маркетинга и продаж загружены большим количеством проектов и идей, самое лучшее решение отслеживать эффективность маркетинговых инвестиций — внедрение готового SaaS решения. Главные отличия SaaS от кастомного продукта заключаются в исключении рисков сбоев работы и оперативности внедрения в бизнес процессы, а также меньшей стоимости по сравнению с разработкой собственного продукта.

22
реклама
разместить
2 комментария

Коллеги, на мой взгляд, вы завысили оценку сроков и стоимости внедрения кастомных решений в несколько раз.

1
Автор

Александр, мы приводим средние цифры по рынку, а также опираемся на опыт наших клиентов. В частных случаях, возможно, разработка кастомного решения происходит быстрее и стоит дешевле, однако существуют разные масштабы и бизнес-задачи.