Школа Продакт-менеджеров Яндекса. Стоит ли идти?

Завлекалочка Школы Яндекс
Завлекалочка Школы Яндекс

Всем привет! Меня зовут Дмитрий и я прошёл "Школу Продакт-менеджеров" Яндекса в период с октября 2018 по февраль 2019 года. В этой статье хочу рассказать, как проходило обучение в школе, опишу плюсы и минусы и отвечу на вопрос - "стоит ли идти в школу Продакт-менеджеров Яндекса?»

Сам никогда не работал и не работаю в Яндексе, так что это были внешние курсы для меня, и мнение будет наиболее беспристрастным.

Всем кому интересно узнать только итоги – переходите по ссылке.

Предыстория

На момент попадания на курсы работал Project Manager (иногда Business Analyst) в городе Воронеж. Идеей продуктового подхода заразился от Сергея Бережного, после чего стал искать информацию в этом направлении. Успел пройти курсы ProductStar, прочитать The Lean Startup и посмотреть различные видео и статьи на тему продакт-менеджмента

Школа

Поступление

Школа Продакт-менеджеров Яндекса. Стоит ли идти?

1 сентября я увидел рекламную страничку с открытием "Школы продакт-менеджеров" от Яндекс, и подал заявку на регистрацию. В ответном письме получил ссылку на заполнение тестового задания и примерная дата проверки результатов задания - с 10 по 21 сентября. В самом задании было необходимо придумать кейс продукта для рынка, описать целевую аудиторию этого продукта и их боли.

Второй этапа отбора - видео интервью. Площадка для проведения - vcv.ru. В интервью были 5 вопросов по 30 секунд ответа на каждый.

Последним этапом должно было быть личное собеседование, но так как я был в Воронеже – предложил пообщаться по скайпу. Организаторы согласились, и 26 сентября в течении минут 20 отвечал на вопросы, как о текущем месте, так и о своих ожиданиях от школы. Собеседование было достаточно позитивным и непринуждённым.

11 октября пришло письмо, что по итогам отбора я прошёл в набор школы.

Начало занятий

Занятия в школе проходили 2 раза в неделю по вторникам и четвергам, продолжительностью 1,5 часа. Также предусматривалось несколько субботних занятий по 8 часов интенсива каждое. Учитывая работу и проживание в Воронеже, я договорился на своём рабочем месте о длительной командировке за свой счёт в Москву на время прохождения обучения в Школе.

На первых занятиях нас познакомили с процессом обучения, расписанием на ближайшие недели и темами лекций, а также рассказали о формате участия в практической части школы. Для "школьников" было сформировано 10 тем проектов, и каждый должен был выбрать для себя 3 наиболее интересные темы.

2 ноября всех участников разделили на группы "по интересам". Задача каждой группы заключалась в создании продукта для выбранной темы и прохождении всех этапов продуктовой активности.

Важным для меня моментом являлось то, что по итогам 2 месяцев обучения будет произведён отсев участников, и многие уйдут. Тогда стало ясно, что надо как-то себя проявить, чтобы пройти обучение до конца.

Я попал в команду, которой предстояло создать продукт в сфере такси (больше рассказать не позволяет NDA). Школа позволяла по желанию сменить команду после 2 недель работы в команде.

Команды должны были выбрать капитана из своего состава, посещать лекции и делать домашние задания по итогам 2-недельных спринтов, на которые был разбит весь процесс нашего обучения.

Рынок, тренды и ЦА

Мы (наша команда) начали с самых базовых вещей для формирования идеи нового продукта: знакомство с предметной областью (сфера услуг такси), сбор информации об участниках бизнеса, формирование стратегического видения рынка и определение трендов развития отрасли на ближайшие годы. После необходимо было выделить группы на рынке и выбрать целевую аудиторию для будущего продукта.

Для меня это стало новым опытом, так как на тот момент в своей работе (project manager/business analyst) именно такие вопросы редко поднимались. До этого я не работал в такси и никак не был связан с этим рынком, так что пришлось знакомиться в самом плотном формате, который смог найти - читать статьи в интернете, смотреть сборники аналитики и графики по отрасли, читать отзывы людей, использующих такси и работающих в таксопарках, и даже смотреть видеоблоги таксистов об их работе. Информации было ОЧЕНЬ много, и было необходимо её всю собрать и осознать. Задача оказалась не из простых с учётом того, что я продолжал работать на основном месте и занимался изучением новой информации по вечерам и ночам.

Custdev

Следующими шагами стало выявление потребностей для нашего продукта, и мы начали проводить custdev-интервью. И снова новый опыт - до этого было различного рода общение с работодателями, постановщиками требований, внешними клиентами, но здесь было необходимо Спрашивать и Слушать, чтобы из всего интервью собрать боли.

Каждому было необходимо сделать минимум 8 телефонных интервью (для нашей команды именно столько, в других командах были другие цифры и были личные интервью), длительностью не менее 15 минут (по факту доходили до 40 минут, а у некоторых школьников и превышали 2 часа!). Затем команда должны была найти в этой информации закономерности и выделить наиболее болезненные потребности. Звонки были без поддержки школы, то есть находить клиентов и их контакты нужно было самим. Нам с этим моментом повезло, так как один из участников нашей команды получил для нас неплохую базу для прозвона. Звонили по всей России, чтобы получить комплексную оценку по рынку.

Мы сделали скрипт телефонного разговора, по которому должны были войти в доверие, узнать потребности собеседника по нескольким направлениям в рамках такси, и постараться понять насколько сильные и частые проблемы встречаются.

Лично мне звонить было тяжело - ты должен войти в доверие к собеседнику, чтобы он мог спокойно (или не спокойно) рассказать тебе о своих проблемах и болях, а это оказалось психологически некомфортно. Наиболее тяжёлый вопрос был о текущих затратах собеседника, так как это должно было стать основой для оценки цены продукта и прибыльности в целом - никто просто так не хочет говорить цифры, и сразу идут встречные реплики "Зачем это вам?!" или "Я не могу сказать вам этого!", и более нейтральные "Ну так же, как и у других".

В школе посоветовали почитать книжку "Спроси маму", чтобы проводить кастдев-интервью правильно и получать более ценные ответы, и в целом книга помогла, так что почитать её стоит.

Оказалось, что наши изначальные предположения о состоянии рынка и болях клиентов совершенно неверные (мои ожидания так точно были отвергнуты реальностью), и что просто прочитать информацию по рынку не значит осознать потребность этого рынка. Мне стыдно, что раньше я не делал подобного и это стало ценным навыком. Сами же собеседники были разные, кто-то оставался на позитивной волне и желал нам успехов, а кто-то хотел использовать нас для решения своих проблем.

По итогам мы получили как опыт проведения таких интервью, так и данные по области нашего продукта. Это стало очень хорошей базой для нашего продукта в будущем. Для себя же я открыл кастдев и научился получать информацию, которая жизненно необходима каждому продукту, как на старте, так и уже существующему.

Гипотезы и решенческие интервью

Третьим этапом стало формирование гипотез продуктов для рынка, которые смогли бы закрывать потребности будущих клиентов и получать прибыль от решения болей. На основе custdev-интервью у нас получилось 7 гипотез, которые мы должны были сформировать и описать. После этого нам нужно было проверить наши гипотезы на прочность - для этого необходимо было выбрать наиболее "важную" гипотезу, которая точно целится в закрытие самой сильной и частотной боли будущих клиентов. На основе гипотезы нужно было создать решение, которое закрывает потребность клиента и станет новым продуктом на рынке, продуктом, который сможет приносить пользу и деньги.

И после этого нас снова вернули в зону дискомфорта - необходимо было снова сделать интервью с клиентами, чтобы презентовать им решение, которое получилось у команды. Это сейчас это кажется логичным и правильным, но в жизни многие проекты просто проскакивают этот этап, или команда считает, что уже знает ответ на потребность рынка. Нам же было необходимо презентовать решение и услышать обратную связь. В идеале мы должны были сделать это вживую, показывая презентацию нашего продукта и что он будет делать. Но презентации не было и клиентов было много и в разных местах, так что это были телефонные интервью и сбор обратной связи. Для этих интервью мы выбрали новые контакты, чтобы и оценка была более честной со стороны клиента (подтвердить, что такие же потребности/боли есть и у нового собеседника), и чтобы не получилось предвзятости из-за уже прошедшего общения.

По итогу мы скорректировали и гиппотезу, и решение, и даже целевую аудиторию нашего будущего продукта. Для себя же получил интересный способ проверить, движешься ли ты в правильном направлении создавая новое решение на уже существующем рынке.

У некоторых команд на данном этапе прошло осознание - решение не будет нужным на рынке, и они делали pivot. У нашей команды pivot не было, и несколько жаль - иметь такой опыт тоже важно.

Подготовка MVP

картинка из Интернета про MVP
картинка из Интернета про MVP

После проведения решенческих интервью и корректировки решения для рынка пришла пора создавать MVP будущего продукта. Предварительно мы проработали идею как должен выглядеть продукт, основное направление для старта MVP (какую боль будет закрывать наш продукт на первом этапе), цена нашего решения. С ценой было сложнее всего - мы собрали информацию по конкурентам, искали поставщиков, которые бы помогли нам сделать продукт "дешевле" для нас, чтобы максимизировать маржу уже на старте. Несмотря на то, что мы уже делали сбор данных по конкурентам в процессе работы, мы снова собирали информацию по каждому конкуренту, прозванивая их, чтобы получить оценку как клиенты - условия, удобство сайта, цены и максимально возможные скидки. В качестве результата успешности MVP наша команда выбрала показатель прибыли, полученной от реальных клиентов по закрытым циклам сделок (продаж).

Затем наша команда приступила к реализации MVP - мы сделали лэндинг, оформили его в рамках нашего решения и наполнили контентом. Разместили цены и отзывы (фиктивные, конечно, реальных ведь ещё не было) на лэндинге и постарались привести лэндинг в законченный вид. На этот этап у нас ушло 2 недели, сумма в 2,5 тысячи рублей и несколько договоров с поставщиками.

В этот период мы уже начали делать первые продажи, чтобы проверить что наша гипотеза близка рынку, что у нашего решения есть клиенты. Продажи слишно очень тяжело, опыта продаж у нашей команды не было и наш продукт был слишком сыроват для того, чтобы его с лёгкостью купили.

Моей частью работы стало создание лэндинга (использовали тильду) с наполнением контентом. Аналогичного опыта у меня прежде не было, так что пришлось учиться на практике и читать информацию "как сделать лэндинг правильно". Другие участники команд так же занимались своими частями общей работы - готовили домашнее задание, заключали сделки с поставщиками, получали данные клиентов для первого посева, создавали чат-бот и прикручивали аналитику к сайту. Также мы все попробовали себя в продажах - звонили, узнавали потребность и предлагали наше решение.

Для себя нашёл чёткое понимание разницы MVP и Прототипа, а также острой важности и необходимости этих двух этапов для старта продукта. Для того чтобы сделать правильный MVP важно придерживаться принципа - "Совершенство достигается не тогда, когда уже ничего нельзя добавить, но когда уже ничего нельзя убрать". Важно именно поместить необходимый минимум: что за боль вы решаете и каким образом, чтобы у вас появился клиент.

Боевое крещение MVP

Предпоследним этапом нашей деятельности в школе стала проверка нашего MVP рынком. Мы разослали наш лэндинг будущим клиентам и стали ждать.

Мы получили конверсию в 0% в первый же день! Вот это отрезвляет лучше всего. Уникальных посетителей нашего лендинга было 68, и это были потенциальные клиенты изначально. Мы надеялись, что наш MVP точно принесёт плоды и заказы в первый же день. Даже боялись, что если их будет слишком много, то мы можем не справиться. Но реальность всегда даёт тебе хорошенький подзатыльник.

После этого одного дня мы начали звонить и собирать обратную связь от наших посетителей (мы знали изначально все их контакты, как емейлы так и номера телефонов), чтобы понять - что же не так?! После этих обзвонов мы перестроили наш лэндинг, переделали подачу информации и блоки на сайте, какие-то данные дополнили (условия поставки и оплаты), а что-то наоборот убрали (на сайте были предложения из разных ценовых категорий, и это мешало клиентам).

После мы снова показали нашим клиентам сайт, а также узнали, что не все клиенты делают покупку сразу же - у них есть свои циклы, которые должны пройти до момента принятия решения. Часть посетителей оказалась из разряда "будущий пользователь, но не плательщик" и наоборот, что тоже повлияло на первые результаты.

Мы всё сильнее и сильнее уточняли круг целевой аудитории, всё более точно и чётко формировали решение и подачу на рынке, и в результате - продажи начали появляться.

Этот этап показал необходимость и важность проверки жизнью и реальностью ваших решений. Продакт-менеджер обязан не просто верить в успех продукта, но получить реальные деньги за него, действительно провести первые продажи и увидеть всё вживую. "Да, мой продукт то что нужно клиентам" - то что всегда звучит в голове до самого момента старта, но действительно получить эту фразу в живую гораздо сложнее. Это был самый важный для меня этап в школе - проверяй, проверяй и ещё раз проверяй. Всё должно быть не в планах или графиках - всё должно быть в реальности, в проданных решениях и довольных клиентах.

MVP нужен всем продуктам, потому как он в дешёвой форме отвечает на простой вопрос - ваш продукт нужен рынку? И даже сами изменения на этапе MVP гораздо дешевле чем в альфа или бета версии уже готового продукта.

Выпускной экзамен

На выпускном экзамене вместе с "родителями" Команда "Такси"
На выпускном экзамене вместе с "родителями" Команда "Такси"

Последним этапом стала подготовка презентации инвестиционному комитету. Мы формировали слайды итогов и готовились к публичным выступлениям. Наша презентация переделывалась более 15 раз, каждый раз что-то новое добавлялось или выкидывалось (последняя версия презентации была меньше первой в 4 раза!). На этом этапе мы пытались выступать, смотрели на другие команды и их выступления, выслушивали обратную связь от экспертов и снова переписывали и пробовали.

Здесь было много информации по ораторскому искусству и по подготовке презентаций. Наш MVP продукт всё ещё приносил продажи, но мы уже получили достаточно данных для подведения итогов, и не слишком сильно наседали на клиентов или доработку MVP.

Я получил ценные комментарии по выступлениям, и хоть ранее и выступал перед публикой, но нашёл что необходимо исправить в процессе выступления и научился более правильной презентации в целом.

В самом конце мы презентовали наши продукты и результаты всем участникам школы и экспертам. Каждый участник школы к этому моменту уже точно получил свои новые навыки и умения, и мы уже смотрели на продукты коллег с совсем другой оценкой, чем, когда только выбирали темы в начале школы. Презентации рубили конкретикой и фактами, и это очень важный пункт в жизни любого продакт-менеджера - умение рассказать про будущий продукт и убедить аудиторию в течении короткого спича, что продукт нужен рынку.

Плюсы, минусы и важное

Школа Продакт-менеджеров Яндекса для меня стала интересным опытом, и я постарался выделить плюсы, минусы и неочевидные но важные дополнительную информацию всего процесса обучения.

Плюсы

Командная работа

Работа в команде заставляет тебя скорее сделать вариант, чем не сделать. От тебя ждут части общего итога, и просто продинамить уже не получается. Это очень хорошо мотивирует и даёт больше вовлеченности в процесс.

Практика на реальном продукте

Ты сначала выслушиваешь лекцию, а затем ты должен это всё повторить. И сделать результат должна вся команда, и каждый должен привнести свой вклад. На курсах ProductStar была практика, но в Школе на неё делался основной упор. Это круто и это даёт тебе практические навыки и возможность осознать зачем эти навыки нужны.

Объём и качество знаний

Мы получили много теории, и задавали практические вопросы уже матёрым продактам-менеджерам и экспертам. Когда ты знаешь, что тебе нужно сделать завтра, ты уже нацелен не на теоретизирование самого материала, а на получение конкретных практических советов, которые тебе нужны. И всё равно - знаний было много. Даже интенсивы по 8 часов в выходные дни были отличным вариантом узнать много нового.

Минусы

Выбор капитана

Капитаны менялись каждый спринт и каждый раз это было неэффективно. У кого-то есть больше навыков управления командой, кто-то сильнее нацелен на результат, а кто-то больше готов уйти в процесс. И это всё сказывается на работе команды. Решение - его у меня нет, но верю, что этот процесс в следующей школе будет лучше.

Продуктовые направления

Когда готовил тестовое задание на поступление в школу, то постарался проработать кейс и найти действительно заинтересованных людей (с имеющейся болью). В самих же вариантах для выбора продуктового направления не всё было "интересно" или релевантно рынку. Решение - выбирать более осознанные боли для следующей школы, или давать больше свободы командам выдачей более размытого продуктового направления.

Оценка домашних работ

Этот момент оставил только непонимание - каждый раз ты делаешь домашнюю работу и каждый раз не понимаешь почему такая оценка за неё была выставлена. Притом, что я и спрашивал критерии оценки работ, и спрашивал других школьников показать их работы. Но даже после сверки своей работы и работы другой команды - непонимание оставалось. Решение - указать чёткие критерии оценки работы, которые будут выдаваться заранее.

Важное

Много личного времени

Курсы потребуют очень много личного времени, и даже если лекции отбирают у вас 10 часов в неделю, то работа с командой в 2-3 раза больше. Мы созванивались часто по вечерам и заканчивали почти ночью, у других это были утренние собрания, но, наверняка - им тоже было тяжело. Это важно понимать изначально.

Очные занятия

У меня была личная ситуация, когда я не смог присутствовать лично на занятиях, и это плохо. Твоя команда получает новые вводные, получает ответы на вопросы и обсуждает что-то и выпадая из этого процесса рискуешь потерять связь. Если вы не из Москвы, или не всегда готовы тратить вечера на занятия или работу с командой, то эффективность от курсов может быть или низкой, или совсем отсутствовать.

Нетворкинг

Такого количества новых личностей и интересных людей, с которыми ты не просто знакомишься, но и взаимодействуешь - вы редко где-то ещё встретите. Эта школа вам точно даст знакомства и новую пищу для размышлений.

Выражаю огромную благодарность Кате Грачёвой за возможность пройти эту школу и за организацию. Катя очень крутой организатор, отличный лидер и очень позитивный человек. Верю, что, Катя сделает следующую школу ещё более хардкорной и крутой!

Итоги

Был ли отсев в школе? - Да был, но всего 5%.

Кому стоит идти в школу? - Project manager, Business Analyst, Product Designer.

Стоит ли идти в школу Продакт-менеджеров Яндекса? - Да, однозначно.

Школа это практические навыки и понимание работы которую ожидают от продакт-менеджеров в реальности. Вы получите много теоретической информации и сможете сразу её применить на практике на вашем продукте. По итогу вы сможете выработать свой подход к созданию и управлению продуктом и понять - подходит ли вам такая работа.

Это самые эффективные курсы в моей жизни. Главное учитывайте большой конкурс (курсы бесплатные) и необходимость наличия большого количества времени (более 15 часов в неделю) для успешного прохождения школы.

После завершения курсов я сменил работу и теперь работаю как Product Manager.

Если будут вопросы - постараюсь ответить в пределах NDA.

1212
9 комментариев

Эх.... Прям на ностальгию пробрало.

1
Ответить

Готов на второй заход, Костя?

Ответить

С тобой - хоть в пекло :-)

1
Ответить

Про продукт очень мало инфы. Что-то с такси связано, ок. b2b или b2c?

Я правильно понял, что для вас MVP был лендингом?

Ответить

Направление b2b, больше рассказать вряд ли получится.
Изначальным MVP были продажи без лендинга - мы сформировали предложение и пробовали его "продать" клиентам. Лендинг - это MVP процесса продажи без участия "менеджеров по продажам".

Ответить

они устраивают на работу к себе потом после школы?

Ответить

Да,Яндекс, как всегда, умеет заработать мало вкладывая. Получил команды за бесплатно и разработал продукты новые. Только на небольшое обучение потратится. Может обида на Яндекс осталась, когда ещё были неопытными и не знали про Мда)))и как юридически оформлять ителоектуалтную собственность и подобные переговоры. Когда обратились к Яндексу с проектом на софинансирование. Там был и анализ рынка, Ца и прогнозная прибыль с исследованиями рынка..и прототип был. Внимательнейше выслушали нас и с большим интересом , но отказали, а через 4 месяца реализовали наш проект в точности, даже дизайн и юикс повторили.... Про продакт много могу рассказать. Самое ценное в обучение вашем то, сто у вас появились связи , что был опыт классного нетворкинги и вы сработали команду. Так пользуйтесь этим, у вас команда есть, делайте свой бизнес)

Ответить