Как зарабатывать на небольших отраслевых телеграм-каналах

Привет! Мы — два 33-летних мужика: редактор Алексей Максимук и продажник Михаил Быстров. С весны прошлого года мы работаем над несколькими отраслевыми телеграм-каналами: сейчас это «Фудтех в России», «E-com в России», «Тютина», «Канатное метро». Все они запущены нами самостоятельно с нуля в разное время, посвящены различным темам, но имеют единые редакционные и коммерческие процессы. А ещё эти каналы совсем небольшие — но приносят неплохой доход и позволяют не только класть деньги в карманы, но и реинвестировать в развитие и расширение медиаартели.

На примере канала о российском фудтехе расскажем, как всё устроено, кто наша аудитория и рекламодатели и сколько пришлось вложить в развитие, чтобы получить достаточный эффект.

Как всё работает?

«Фудтех в России» — наш основной кормилец: сейчас это телеграм-канал и небольшой сайт. Идея запустить канал о доставке и технологиях в еде появилась в самом начале пандемии, когда курьеры оказались главными героями страны: стало ясно, что история надолго, рынок прёт вверх и нужно столбить место. Пару лет канал работал в классическом формате коротких новостных заметок, вёлся левой ногой (даже около полугода совсем молчал) — но аудитория всё равно медленно росла и какие-то посты иногда продавались.

Весной 2022-го мы поняли, что пора браться за канал всерьёз, после чего принялись вливать деньги в продвижение, а также сверстали и запустили сайт на «Тильде». Сайт прилично увеличивает средний чек за счёт допродажи крупных форматов — статей и спецпроектов; кроме того, за отдельный прайс размещаем там дополнительно к каналу рекламные новости и иногда продаём старые добрые баннеры.

Всё просто и без изысков. В верхнем баннере сейчас крутится наш второй канал.
Всё просто и без изысков. В верхнем баннере сейчас крутится наш второй канал.

В остальном контент целиком дублируется: новость выходит на сайте, на неё ссылаемся в канале через пост (три-четыре предложения с основными тезисами и ссылка, например, вот так) — формат довольно громоздкий, но работает. В целом, сайт действует именно как площадка для крупных материалов плюс растёт SEO, больше его никак не продвигаем и за просмотрами/посетителями на сайте не гоняемся. При этом за всё время на сайт пришлось около четверти всей выручки — то есть эта вся карусель того стоит.

С редакционным контентом всё просто: мониторим, пишем, общаемся — обычная редакторская работа. В принципе, повестка в русском фудтехе разреженная, три новости в день — уже событие, и много внимания канал не требует. Крупные форматы тоже случаются: вот, например, наш прошлогодний спецпроект. Но в целом особого внимания большим материалам не уделяем (пожалуй, зря) — сейчас они в основном рекламные.

Мы работаем удалённо: Алексей — из Ростова-на-Дону, Михаил — из Петербурга. За плечами у обоих — десяток лет в онлайн-СМИ, в том числе долгий опыт в медийном освещении российского ритейла. Наверное, поэтому действуем мы довольно расслабленно, по принципу «наше от нас не уйдёт» — и это даёт плоды: нервы в порядке, все проекты в плюсе и развиваются. Советуем, времена и так сложные.

Сколько стоит и приносит?

Цифры по выручке раскрывать не будем (мало ли), но скажем, что в марте 2023-го у нас только на «Фудтехе в России» было около 30 лидов и 15 продаж при рыночном ценнике (всего по артели — порядка 50 лидов за месяц и 25 продаж). Наши клиенты — в основном стартапы, подрядчики, профильные телеграм-каналы, а также небольшой процент «крупняка» из сферы фудтеха. Сделки проводим через самозанятых, но всё чаще задумываемся о переходе на ИП. Налоги платим (да, товарищ инспектор!).

На старте мы инвестировали в рост проекта собственные средства. Всего за неполный год на развитие мы потратили почти 200 тысяч рублей, из них 141 тысячу — на рекламу в телеграме. Размещались в 33 каналах, участвовали в двух-трёх ВП, а также закупали рекламу в VK, «Яндекс Директе» и ставили баннер на собственном сайте. Самой бессмысленной тратой денег оказались VK и контекстная реклама «Яндекса».Вообще, платное привлечение подписчиков в нашей сфере — дорогое развлечение, и с января мы вообще отказались от закупки рекламы: оставили только органику и иногда переливаем аудиторию между своими проектами.

В целом, в плюс мы вышли на третий месяц работы и с того момента не спеша возвращаем инвестиции, а также реинвестируем в другие проекты.

О выходе на другие площадки, кроме сайта, мы, конечно, думали: экспериментировали с VK, «Дзеном» и даже «Пикабу» — но в итоге решили не страдать фигнёй, поскольку ни одного плюса в развитии этих площадок мы не нашли. Впрочем, «Дзен» всё-таки принёс 20 рублей, а «Пикабу» — двух или трёх подписчиков на десяток тысяч просмотров. Ну а VK просто жрал деньги и просил ещё.

Что стоит знать?

Наверное, если вы взялись запускать отраслевое медиа в телеграме, вы уже как минимум что-то умеете в этой сфере. Поэтому опустим базовые вещи и расскажем именно об отраслевой специфике.

Редактору

  • Вы коммуницируете с людьми, чьё время стоит достаточно дорого — не отвлекайте их бессмысленными историями (уровня «Сбермаркет посчитал среднюю стоимость подарка на Новый год»). Вам нужно аккуратно положить перед читателями то, что сделает их работу более эффективной, а заработок в перспективе — выше. Не засоряйте эфир.
  • Размер аудитории для отраслевого канала не важен — важно, кто вас читает. Первая продажа — тысячи, кажется, за две рублей — у нас случилась, когда в канале было меньше 700 подписчиков, и рекламодатель визжал от восторга, поскольку размещение принесло ему несколько жирных лидов (и, кажется, даже сделку). Не гоняйтесь за цифрами, они почти ни на что не влияют — гоняйтесь за уровнем подписчиков.
  • Вы, как редактор, можете не быть экспертом в выбранной отрасли — но сферу всё равно придётся знать на приличном уровне. Если вы не эксперт, помните, что человека «с улицы» всегда видно, и не пытайтесь сойти за своего — лучше почаще давайте слово тем, кто действительно разбирается.
  • Берегите репутацию — это самое дорогое, что есть у вашего медиа. Она напрямую влияет на заработок редакции, на скорость роста, на доступ к эксклюзивам и вообще на всё. Сомневаетесь в истории? Не спешите, перепроверьте ещё раз, посмотрите на конкурентов — пусть лучше обделаются они, чем вы. Не рекламируйте непонятно кого, даже за большие деньги. Короче, тренируйте чуйку — это важнейшее качество для редактора.

Продажнику

  • Поручите продажи знающему человеку. Вы можете лучше понимать предмет, своих читателей и так далее — но механики продаж вы просто не знаете. Банально, но половина от миллиона — лучше, чем сто процентов от десяти тысяч.
  • Очевидный совет: начните отвечать на запросы сразу. Не думайте, что клиент не заметит, что вы онлайн и молчите: заметит и запомнит. Для такого поведения можно придумать тысячу объяснений — но осадок останется и повлияет на доход.
  • Не надо изо всех сил «бороться с возражениями». Это не звонок по телефону и не личная встреча, во время которых сложно взять и закончить диалог. Помните, что в телеграме ничего не стоит в ответ на назойливые вопросы продажника («а что вас смущает?», «а дорого для вас или относительно рынка?») просто закрыть переписку и больше не отвечать. Не перебарщивайте.
  • Больше 20 лидов месяц? Заводите CRM, фиксируйте клиентов, договоренности, ставьте напоминания, ведите календарь размещений. Да, совет простой — но его все игнорируют, и потом это генерирует проблемы и путаницу. Дела должны быть в порядке, особенно в интернет-продажах.

Что дальше?

С самого старта мы закладываем в наши проекты возможность масштабирования. Так, для регионального СМИ это очевидные филиалы/франшизы в других регионах, а также более узкая сегментация существующей тематики (например, у нас есть замороженный после начала СВО канал про вечеринки в городе — вынашиваем планы его перезапуска). Для проектов про ритейл же более актуален запуск «куста» каналов по отдельным узким отраслям: уже работает и приносит деньги канал про онлайн-торговлю и готовятся к запуску ещё несколько — благо, сфер хватает. Ещё понемногу выходим в сферу транспорта.

Параллельно мы запустили другое направление: берём подряды на создание, ведение и развитие телеграм-каналов для бизнеса. По сути, это микроагентство без волокиты, диких ценников и цепочек согласований, но с профильной экспертизой и опытом. Именно на это направление мы возлагаем основные надежды — по нашей гипотезе, к нам должны прийти в первую очередь те, кто реально умеет считать деньги и ценит своё время.Спустя год, то, что затевалось как дополнительная занятость «на всякий случай», уже стало полноценной работой для нас обоих. И с каждым днём мы всё отчётливее видим, насколько телеграм — бездонная бочка возможностей и для русских медиа, и для русского же бизнеса. Присмотритесь обязательно, если ещё не успели. А мы, если захотите, поможем.

88
11 комментариев

«Тютина» — классное название для локального бренда. Канал не читаю, но за нейминг аплодирую!

1
Ответить

Спасибо. Зря не читаете!

Ответить

А по какой модели работают другие ваши каналы?

Ответить

Что вы имеете в виду?

Ответить

"Поручите продажи знающему человеку" это фигня все, можно вообще ничего не делать, продаж будет столько же. Просто отдаете свои деньги другому человеку

Ответить

Посадите водителя такси за болид формулы 1? И редактор и продажник зарабатывают на жизнь словом, но делают это по-разному.

Ответить