Какие стереотипы мешают устроиться на работу

Сергей Пархоменко, управляющий партнер PR-агентства Идеи&Решения, рассказал Rjob о том, что может помешать трудоустройству и как поступить соискателю, если в процессе поиска работы он стал жертвой стереотипов.

Худых берут в штат чаще, чем полных. Иностранцев не жалуют в российских офисах. Многодетным не предлагают ответственные должности. Rjob выяснил, какие стереотипы не дают соискателям устроиться на работу или получить повышение.

Вы нам не подходите

В фильме «Блондинка в законе» главная героиня разрушила два распространённых стереотипа: все блондинки безнадёжно глупы и женщинам не место в деловом мире. А каких ещё кандидатов на должность работодатели могут занести в чёрный список?

«На работу не очень охотно принимают людей старше 45-47 лет. В таком возрасте люди, как правило, устали, обременены своей житейской ситуацией, их настигают болезни. У них уходит азарт, желание упереться и добиться результата во что бы то ни стало. Они ещё готовы делиться своим огромным опытом, но не в том интенсивном режиме, которого требует бизнес, – говорит Елена Кисель, партнёр, руководитель направления подбора персонала консалтинг-центра «ШАГ». – Не очень любят работодатели кандидатов с физическими особенностями. В нашей практике были случаи, когда соискателям отказывали из-за больших шрамов на голове, сильной сутулости, граничащей с горбатостью. По-видимому, тяжело ежедневно контактировать с человеком, у которого есть физические недостатки».

Если вы иностранец, готовьтесь к тому, что не все российские компании ждут вас с распростёртыми объятиями. И дело тут не в ксенофобии, просто при трудоустройстве у работодателя часто возникают сложностями с документами и проверяющими организациями.

По словам Сергея Пархоменко, управляющего партнёра PR-агентства «Идеи&Решения», в их компании отсутствие у соискателя российского гражданства – веский повод для отказа в приёме на работу.

«Мы не готовы получать квоты на иностранцев. Еще барьером является отсутствие опыта. Престарелых специалистов в нашей индустрии тоже пока нет», – поясняет Сергей Пархоменко.

Алексей Васильманов, HR-эксперт, владелец и основатель кадрового агентства HR Development и IT-агентства Web-trends, считает, что помимо предпенсионного возраста и статуса иностранца насторожить работодателя могут маленькие дети. Но и здесь есть нюансы.

«Обращают внимание на дополнительные факторы: полная или неполная семья, кто присмотрит за ребёнком во время болезни, каков предыдущий опыт работы. Если общий фон положительный и биография человека развивается параллельно с резюме, можно предположить, что маленькие дети не повлияют на эффективность работы кандидата», – говорит эксперт.

А вас я попрошу остаться

Если одну вашу знакомую не взяли на должность администратора салона красоты, намекнув на лишний вес, а другой отказали в повышении в связи с грядущим пополнением в семье, не думайте, что и вас ждёт та же участь. Каждый случай индивидуален.

«Физические недостатки большинству профессий в коммуникациях не мешают (только на должности аккаунтов внешние данные всё же фильтруют). А вот пол и дети – повод серьёзнее присмотреться к кандидату: мужчины в коммуникациях редкость, поэтому им – преференции, а наличие детей – признак зрелости (опыт показывает, что тайм-менеджмент у мам на высоте!). Дети или больные родственники, за которыми нужно ухаживать, подстёгивают сотрудника работать более эффективно и развиваться в профессиональном плане. Место жительства работника для нас не важно, если гражданство позволяет официальное оформление», – комментирует Сергей Пархоменко.

Елена Кисель отмечает, что сегодня найти профессионала своего дела настолько сложно, что работодатель, которому это удаётся, готов простить соискателю практически любые «недостатки». «Однажды у нас была женщина-кандидат, претендовавшая на позицию финансового директора. У нее было пятеро дочерей, младшей из которых едва исполнилось полтора года. За детьми присматривали няни. Соискательница отличалась высоким профессионализмом, и работодатель готовился сделать ей предложение. Она отказалась лишь из-за того, что на работу ей пришлось бы добираться около двух часов в один конец. Что касается оформления на работу иностранцев, сейчас эта процедура относительно несложная, и вряд ли работодатель откажется от сильного сотрудника только из-за отсутствия гражданства. Дети, больные родственники, место жительства – это не препятствия, а обстоятельства, о которых обязательно спрашивают кандидата. Их нужно организовать так, чтобы не создавать помех работе», – вселяет надежду Елена Кисель.

Оптимистичный комментарий дал Максим Сундалов, руководитель онлайн-школы английского языка EnglishDom: «Стереотипов в современном обществе быть не должно в принципе. Совершенно не важен возраст, пол, вес, семейное положение соискателя. И даже гражданство на сегодняшний день не всегда играет роль, поскольку для удалённой работы сотрудника можно нанять в любом уголке земного шара. Конечно, внешний вид имеет значение, если сотрудник работает с клиентами. Человек должен быть ухоженным, опрятным и с хорошими манерами. В нашей компании с клиентами работают учителя. Мне, как руководителю, абсолютно безразлично, сколько лет учителю или сколько он весит. Но с ним должно быть приятно и интересно общаться, и его внешний вид не должен пугать, смешить или вызывать негативные эмоции. Так что если человек гот, панк или любитель пирсинга, то вести урок онлайн ему придётся без чёрной помады и железа на лице».

Что делать, если вам отказали

В Европе соискатели, которые подозревают, что им отказали в работе по необъективным причинам, могут отстаивать свои права в суде. Как же обстоят дела с ущемлением интересов граждан в нашей стране?

Елена Кисельпартнёр, руководитель направления подбора персонала, консалтинг-центра «ШАГ»

Тут не может быть единого рецепта, каждый случай требует отдельного подхода. Если у вас слишком большой вес и не получается его сбросить, посетите магазины, которые предлагают модную и элегантную одежду для полных людей. Оденьтесь красиво, причешитесь, сделайте макияж, и никто не обратит внимания на ваш лишний вес.

Если вам отказывают по причине юного возраста, постарайтесь продемонстрировать на собеседовании опыт, ответственность, личностную зрелость.

Живёте далеко от места потенциальной работы? Выразите готовность снять квартиру ближе к офису, чтобы работодатель был уверен, что вы не устанете после нескольких месяцев и не начнёте искать новое место.

Сергей Пархоменкоуправляющий партнёр PR-агентства «Идеи&Решения»

Во-первых, подумайте о том, как подавать себя в следующий раз. Например, полные часто добрые и лучше общаются по телефону, юные отлично осваивают новые технологии и знают такие нюансы о молодых покупателях, которые неизвестны зрелым менеджерам, иногородние обычно работают лучше москвичей, так как мотивация (и затраты) выше, многодетные – самые организованные сотрудники.

Во-вторых, задайтесь вопросом – зачем вам работодатель, который вбил себе в голову такие стереотипы?

Алексей ВасильмановHR-эксперт, владелец и основатель кадрового агентства HR Development и IT-агентства Web-trends

Соискателю, который попал в стереотипную категорию, нужно понимать, что придётся активно работать с возражениями. Если его пригласили на собеседование, значит, резюме заинтересовало. Дальнейшая задача – перевести свои минусы в плюсы.

Не стоит обманывать работодателя и утаивать информацию. На любой фактор, мешающий трудоустройству, должен быть подготовлен аргументированный ответ.

Если соискатель глубоко разбирается в специфике деятельности компании, остальные факторы, даже такие как наличие детей, возраст или отсутствие гражданства, могут отойти на второй план.

22
4 комментария

В последнее время внимательно слежу о том, как работник отзывается о прошлом работодателе, причины ухода и так далее. Сразу много неадекватов отсекается.

Ответить

Плохих компаний не существует, есть только неадекватные соискатели?

1
Ответить

Это очень мило, когда из-за вот такой ограниченности hr, приходится придумывать приемлимые и обтекаемые причины увольнения вместо того, чтобы прямо сказать, что контора тупиковая, руководство тупое, и саботирует работу компании. Но неадекватом будет все же кандидат, да. Или все же hr?

Ответить