Всего пять принципов успешного корпоративного фильма

Помните, как в «Generation Пи» у Пелевина описывался типичный «путь к успеху» бизнесмена из 90-х? Вкратце: человек открывает бизнес, набирает кредитов, за счёт которых обеспечивает себе безбедное (но короткое) существование, погружается в мир гламура — и тут у него в голове что-то щёлкает. «В нём просыпается чувство безграничного величия, и он заказывает себе рекламный клип», — пишет современный классик. И всё это делается для того, чтобы его «логотипчик» несколько раз мелькнул по первому каналу, — нужно и перед друзьями похвастаться, и маме показать, что ты уже не никчемный подросток без устремлений, да и с девушками знакомиться так проще было.

Сейчас роль таких роликов играют корпоративные фильмы: их сценарии долго обсуждают, их долго и дорого снимают, монтируют, выкладывают на сайты и в соцсети, рассылают ссылку друзьям, маме, красивым девушкам и… И да, на этом фильм «умирает».

У Пелевина умирали сами герои вместе с бизнесами, у нас же «умирают» — к счастью — только те самые фильмы.

Казалось бы, всё отлично — есть сайт, бренд-медиа, соцсети и даже корпоративный фильм, но только это почему-то не работает на результат, нет клиентов, нет отдачи, нет прибыли. Так в чем же дело?

Нет, мы не привыкли отступать!

Игорь Раздорский

Рассказываем, что нужно делать, чтобы усилия, потраченные на съёмку фильмов, не были затрачены впустую. Чаще даже будем говорить о том, что не надо делать, и что делать, чтобы такое кино приносило конкретную пользу.

Андрей Скворцов Генеральный продюсер студии Меркатор
Андрей Скворцов Генеральный продюсер студии Меркатор

Мы — агентство искренних коммуникаций. Делаем (и учим делать) рекламные ролики, корпоративные фильмы и ТВ-проекты, чтобы клиенты, сотрудники и инвесторы ценили вас больше.

Пять принципов успеха

1) Забудьте про задачу «давайте мы расскажем о том, какая наша компания крутая». Рассказ о компании не может быть задачей. Вот честно — это никому нафиг не интересно. Вашего клиента волнует фактически только одна проблема — «какую пользу мне это принесёт». Доморощенные маркетологи сейчас начнут возражать — ну это же база, зачем повторять прописные истины? Встречный вопрос — почему вы игнорируете эту «базу» каждый раз и пускаетесь в самолюбование?

Цель съёмки фильма, как и любой рекламной и медийной активности, — продажи.

2) Согласитесь, когда вы идёте в кино, вы ждёте, что вас будут развлекать, интриговать, пугать. Вызывать эмоции, одним словом. Скажем прямо: от корпоративного фильма зрители ждут примерно того же. Возможно, пугать их и не стоит, они сами испугаются, когда поймут, что затраты на съёмки были включены в цену продукта, но смысл именно в том, что нужно апеллировать к эмоциям. Эмоциональная вовлечённость работает на создание атмосферы доверия к бренду. «Это круто (мило, красиво, умно), мне нравится» — значит, и компания хорошая, буду покупать у них. Примитивно? Но факт.

3) Другая сторона вопроса — создатели корпоративного кино настолько увлекаются художественностью, «красивостью», эстетической ценностью, что за этим прекрасным фасадом не видно содержания. Смысловая нагрузка теряется в абстрактном изяществе. В результате после просмотра зритель спрашивает сам себя: «Что это было? В чём моя выгода сотрудничества с этой компанией?».

4) Недооценённость деталей, отсутствие конкретики, непрояснение мелочей — огромный факап. Опять же — маркетинговая база, но проговорить стоит: общий план и фоновый голос, который сообщает, что «мы производим продукцию высокого качества» — полная ерунда. Лучше сосредоточиться на паре деталей, объяснить конкретную фишку вашего продукта, чем всемерно расхваливать себя общими фразами. Для этого необходимо тщательно работать над сценарием, выискивать те моменты, которые зрителю вашего фильма «откроют глаза».

5) Сейчас будет опровержение предыдущего пункта :)) Но реальность такова, что жёсткий сценарий и боязнь отходить от него часто всё портят. Удачная идея, «фишечка», самый эмоциональный момент могут появиться во время съёмок или монтажа. Не стоит это упускать, не нужно выкидывать удачные варианты, которые пошли не по первоначальному плану. Лучше потратить какое-то дополнительное время на их включение в финальную версию, чем выбросить, а затем кусать себе локти — почему же наш фильм не работает…

Немного выводов

Современный зритель (слушатель, потребитель) — настолько избалованное всеми благами цивилизации существо, что удивить его крайне сложно. Соответственно, и вовлечь его в потребление продукта тоже становится труднореализуемой задачей.

Но тут есть интересная штука. По данным издания Adindex, российские компании в 2022 году стали тратить на продвижение в 1,5 раза больше. Особо отличаются в этом, например, Сбер, Яндекс, Тинькофф. Объясняется ситуация элементарно — рекламные площади самых разных форматов освободились после ухода иностранных игроков с российского рынка.

И здесь сразу два интересных аспекта.

1) Эфирного времени и мест для размещения рекламы не стало значительно меньше, однако активные рекламодатели заняли больше места «в эфире». Это играет на монотонность восприятия потребителя в стиле «ОМГ, опять этот же ролик/баннер». Есть значительный риск, что рекламная активность будет показывать снижение эффективности из-за «замыленности».

2) В этих условиях можно снова «откопать стюардессу» (зачёркнуто) оживить некогда бывшими популярными форматы и сыграть на разнице подходов. Ну а попросту — удивить зрителя чем-то как бы новым, а по факту — хорошо проверенным старым. На наш взгляд, таким форматом вполне могут быть корпоративные фильмы. Главное — не воспылать гордыней, как герои Пелевина. Съёмки такого кино не должны быть самоцелью.

Дочитавший до этого места вдумчивый человек непременно должен задаться вопросом, где же в тексте «зашита» реклама телеграм-канала или другого ресурса в интересах автора? Сорри, её нет. Не будем скрывать, однажды она здесь мелькнёт — следите за обновлениями, но не сейчас, точно!

Смысл в том, что про нас и так знает практически каждый, кому нужна съёмка корпоративного фильма, поэтому распыляться ссылками не нужно потому, что и Яндекс и Гугл до сих пор работают :) Хвастаемся? Отчасти да, как в том анекдоте заканчивающемся словами: "да, хвастаюсь" в ответ на вопрос "на что жалуетесь"?

И точка.

А в следующей статье, вас ждет разбор конкретного фильма, созданного в нашей студии и как в нём применены эти пять принципов.

44
13 комментариев

Интересная статья взятая из реальной жизни. Фильмы в большинстве на реальных событиях.

1
Ответить

Только положительные эмоции от ваших действий и работы. Поздравляю с результатами и желаю только достижения ваших поставленных целей. Дальше - больше!

1
Ответить

Это действительно очень круто и интересная тема , спасибо что раскрыли и поделились информацией

1
Ответить

Вы делаете настоящее творчество! Желаю, чтобы ваши начинания всегда приносили успех! Поздравляю с классной работой! Вы мастера своего дела!

1
Ответить

Мне понравился Ваш взгляд и рассуждения и много с чем я согласна. Даже для себя почерпнула пару полезных нюансов. От души поздравляю и желаю дальнейшего развития в Вашей деятельности!

1
Ответить

Абсолютно согласен с вами. В целом, успешный корпоративный фильм должен быть информативным и в то же время интересным, коммуникативным и понятным, позволяющим донести ключевые идеи бренда до целевой аудитории.

1
Ответить

Желаю компании процветания и благодарных клиентов, а все ваши проекты пусть будут успешными. Вы делаете добрые дела для людей.

1
Ответить