10 нестандартных способов навредить SEO при смене CMS (+1 бонусный)

В этой статье расскажу о тех проблемах, которые возникают, когда сайт меняет движок, а контроль SEO-специалиста при этом отсутствует. Материал будет полезен тем, кто самостоятельно продвигает свой сайт, а для коллег может стать лишним поводом освежить в голове знания (а может добавить в комментариях что-то новое).

Проблемы с поисковым трафиком при смене CMS — это вполне типичная ситуация: даже без особенно грубых ошибок поисковику нужно некоторое время для того, чтобы принять все изменения и оценить их. Но есть и такие упущения, которые легко допустить и очень непросто потом выявить.

На всякий случай отдельно отмечу, что первое, о чем вам нужно позаботиться — закрытый от индексации тестовый сервер. На нем вы будете разворачивать сайт и отстраивать его до самого релиза. Работать “наживую” строго не рекомендуется.

1. Заголовки и форматирование

Контент страниц — штука для поисковика очень важная. При переносе содержания очень часто теряются или прописываются иным образом элементы форматирования: заголовки, маркированные списки, спецсимволы и т. д. Обязательно перепроверяйте, что заголовки не стали просто “болдом”, а обычный текст не обзавелся тегом H2 там, где это не нужно.

Последнее особенно неприятно, поскольку визуально это может никак не отображаться благодаря стилям, но в коде будет стоять заголовок в совершенно неожиданном месте.

Проверьте и правильную вложенность заголовков. Бывает, что при смене дизайна страниц, меняется логика расположения текстовых блоков. На старом сайте блок мог логически относиться к более старшему заголовку, а в новом оформлении сам вполне соответствует этому уровню.

2. Подписи и ссылки картинок

С картинками тоже нужно повышенное внимание. Важно сохранить подписи к ним, удостовериться, что все ссылки, по которым они подгружаются, рабочие. Особенно внимательно пройдитесь по второстепенным разделам и страницам.

И в целом раз уж начали проводить “инспекцию”, то самое время обновить материалы. Где-то наверняка низкое, по сегодняшним меркам, разрешение, где-то неактуальное фото. Стоит добавить exif-данные, оптимизированные под вашу семантику, защитить изображения водяными знаками.

3. Дубли страниц

На сайте были дубли? Скорее всего, вы их убирали, и ответ нет. Но лучше перепроверьте еще раз: не факт, что вы хорошо справились в прошлый раз, не факт, что с тех пор не появилось новых, и что новая CMS не наделала их заново. А она вполне могла, особенно если вы сделали “умный” каталог с кучей фильтров и детализированным рубрикатором.

Используйте автоматизированные методы, потому что это проще, а чаще всего и достовернее, чем ручная проверка. Особенно если это интернет-магазин, в котором несколько тысяч позиций.

4. Транслитерация и написание

Скорее всего, у вас сменилась структура, и вы настроили 301-е редиректы. Это правильно и логично. Только перед тем, как редиректы прописывать, проверьте адреса новых страниц ПОБУКВЕННО.

Эта проблема острее всего стоит для интернет-магазинов: одни и те же русские названия категорий и групп товаров по-разному транслитерируются разными CMS. При настройке редиректов вы видите два адреса: site.ru/catalog/venge и site.ru/catalogue/mezhkomnatnie_dvery/venge. И вроде все просто: изменилась вложенность. Но на самом деле поменялось и написание.

Да, выглядит довольно нелепой ошибкой, но, поверьте, это встречается сплошь и рядом. А поскольку мы помним, что URL должны быть “человекопонятными”, то в них появляются различные “mezhregionalnoe-operatsionnoe-upravleniye” и тому подобное вырвиглазное автоматическое нечто, в котором очень легко пропустить “-nnoye” вместо “-nnoe”.

Неправильно настраиваете редиректы — впустую тратите время.

5. Старые редиректы

А еще на сайте, скорее всего, уже были редиректы до переезда. И вот про них забывают еще чаще, потому что эти страницы попросту не видны в структуре. В итоге настраивают 301 редирект только с тех страниц, которые актуальны и активны на момент переезда, а о том, что есть и другие, со своим весом, ссылками и трафиком — забывают.

После переноса редиректов проверяем их, убеждаемся, что каждая страница возвращает код 301 и только тогда успокаиваемся.

6. Логика title

Если сайт уже продвигался, то наверняка на нем были прописаны нужные title, description, keywords. С последними двумя все довольно понятно, а вот с первым есть нюансы.

Как правило, title пишутся по определенной заданной логике в зависимости от вложенности страницы и ее типа. Для крупных проектов они часто собираются автоматически.

После переезда вам стоит проверить, что логика формирования title все еще согласуется с логикой новой структуры сайта на страницах всех уровней. Очень часто она сбивается, особенно если до этого вывод заголовков был реализован самописными алгоритмами. Где-то могут быть заданные вручную формулировки, которые тоже легко упустить и лучше перепроверить.

7. Ссылки со второстепенных разделов

В разделах статей, новостей, блоге часто прячутся ссылки, которые ссылаются на более недоступные материалы. При переезде этих ссылок будет много. Поскольку это не самые популярные разделы сайта, именно их обычно упускают из внимания, а потом не понимают, откуда столько битых линков.

Проверять работоспособность ссылок нужно автоматизированными сервисами, по той же причине, что я озвучивал ранее: это быстрее и достовернее. Заодно найдете исходящие ссылки, на пропавшие страницы на других сайтах, если такие есть.

Тут еще стоит упомянуть, что в таких разделах часто можно найти и другие проблемы, например, те же дубли. У нас были случаи, когда обнаруживались целые параллельные древовидные каталоги, которые были надежно спрятаны на предыдущем сайте.

Вообще, что касается битых ссылок, переезд нужно воспринимать как хороший повод внимательно все осмотреть, провести “генеральную уборку”. Обычно подобные мелкие помарки копятся годами и не исправляются, потому что все заняты более важными делами. Особенно если SEO занимается не отдельный человек, а штатный маркетолог или программист, которые не мониторят состояние сайта постоянно.

8. Robots.txt

Файл часто формируется в CMS, и это первый повод его проверить на синтаксис. А если вы его пишете вручную, то это второй повод.У вас сменилась CMS, а значит, и логика внутренней организации сайта. Нужно заново закрывать от индексации служебные разделы, проверять, что случайно не закрылось то, что должно быть открыто.

9. rel=«canonical»

Понятно, что атрибут нужно перенести. Но не забудьте досконально проверить, что он прописан верно и все еще согласуется с вашей структурой, способами отображения контента и т. д.

Случается такое, что формулировку просто переносят со старого сайта на новый, не вникая, что она там именно обозначала и к чему призывала поискового робота. И получают выпадение из индекса целых разделов сайта.

10. Микроразметка

Не то чтобы это очень уж частая проблема, но встречается. При переносе на новую CMS микроразметка может потеряться, а за большим объемом задач, который неизбежно возникает в ходе работы, про нее очень легко забыть: она ведь не влияет на отображение и функционал сайта в браузере. И заметите вы это уже намного позже, когда ссылки на ваши страницы начнут, например, постить в социальных сетях. Лучше заранее все самостоятельно перепроверить и протестировать.

Конечно, если сайт переносится под контролем SEO-специалиста, то этого не случится. Но мы знаем и такие случаи, когда при переносе микроразметка воспринимается как избыточный код и целенаправленно удаляется.

Bonus! Файлы подтверждения прав

Системы аналитики, метрики, сервисы коллтрекинга требуют подтверждения прав собственности на сайт. Одним из способов подтверждения является размещение специального файла в корневом разделе. Способ популярный, потому что не требует редактирования кода страниц. А значит, условный маркетолог или сам директор может подключать сервис без привлечения специалиста. Но есть нюанс.

При переезде коды счетчиков забывают перенести на новую версию редко (хотя тоже бывает), а вот файлы подтверждения теряют намного чаще.

Напрямую на позиции это, конечно, не повлияет, но это будет лишняя работа по восстановлению статистики, а она вам явно не нужна. Да и утеря данных — всегда плохо.

Общая рекомендация

Здесь далеко не все, что повлияет на позиции и отображение сайта в поиске: я описал только те пункты, которые в нашей практике чаще забывают клиенты, а мы находим при аудите.

Лучше всего проводить перенос под контролем SEO-специалиста. Это сразу снимает большую часть вопросов, поскольку сеошник всегда знает, куда смотреть и что проверять (это напрямую сказывается на его зарплате). Он подскажет уже на этапе проектирования все подводные камни.

Но часто бывает так, что SEO-специалиста во время переноса рядом нет. Тогда берем информацию из открытых источников (например, этого), а затем из встроенных сервисов поисковых систем (Яндекс.Вебмастер, Google Search Console). Скорее всего, вы эти данные получите уже после того, как сайт закончен. Но лучше поздно узнать, что у вас не индексируется одна из веток каталога, чем не узнать никогда.

Берите информацию из максимального числа источников. Работать с метриками и сервисами — вообще полезный навык. Чем раньше вы к нему приучите себя, тем быстрее поймете, что в продвижении все взаимосвязано. Не забывайте, что переезд на новую CMS — это не цель, а этап. И он должен поднимать сайт на новый уровень взаимоотношений и с поисковыми системами, и с живыми людьми.

22
4 комментария

Комментарий недоступен

1

Так да не так, ничего нет страшного в том, чтобы дать скушать роботам поисковых систем новый сайт, структуру и страницы даже если они и в индексе (в топе!). Конечно срок индексации нового сайта увеличим, но при этом и дадим поисковой системе новый, структурированный и настроенный контент (в духе нового сайта, а не редирект на редирект). Алиасы/редиректы/парсинг - это если хотите старое перенести на старое. В статье идет же речь о НОВОМ качестве и в его основе - полная переиндексация. Проверено)