Что мешает нам руководить людьми?

Проверьте, насколько вы созрели, чтобы управлять командой.

Мы написали статью после того, как прошли курс <b><a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fleader.yasno.live%2F%3Futm_source%3Down%26amp%3Butm_medium%3Dvc&postId=672544" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">«Достаточно хороший руководитель»</a></b>. Это курс для управленцев, которые несут большую ответственность за бизнес-результаты и настроение команды.
Мы написали статью после того, как прошли курс «Достаточно хороший руководитель». Это курс для управленцев, которые несут большую ответственность за бизнес-результаты и настроение команды.

Представьте руководителя, который стесняется напоминать о дедлайнах или требовать результатов. Ему неловко беспокоить человека, хотя этот человек — сотрудник компании, его подчиненный, и у него есть вполне конкретные обязанности.

Или наоборот, руководитель слишком жёсткий и постоянно все контролирует. А сотрудник хочет, чтобы его хвалили, и как ребёнок обижается, если это не происходит.

Почему в обоих случаях страдает коммуникация? Американский психолог Эрик Бёрн обнаружил, что в каждый момент времени мы воспринимаем, чувствуем и действуем из определенной роли или эго-состояния. Эти состояния называются родитель, ребёнок и взрослый — и они диктуют, как руководители и подчинённые взаимодействуют друг с другом.

Как это — быть ребёнком?

Когда мы находимся в роли ребёнка, на поведение влияют те самые детские эмоции. Вспомните, как ведет себя ребёнок, как он радуется, грустит, фантазирует или мечтает.

Эго-состояние ребёнка помогает придумывать идеи. Но оно же включается тогда, когда у нас нет сил решить какую-то проблему и мы хотим на ручки.

Распознать эго-состояние ребёнка можно по вербальным и невербальным признакам. В речи это будут эмоциональные восклицания, а в поведении — спонтанные движения и реакции. Детской становится и интонация — жалобной, ноющей, сердитой или упрямой. Также человек может смотреть немного снизу вверх.

А родитель — он какой?

Эго-состояние родителя — это модель поведения, которую мы получили в наследство от тех, кто нас растил. В роли родителя хочется заботиться о других, но в этом же состоянии мы можем быть слишком критичны к себе и окружающим.

Состояние родителя — это такой бэкап правил и требований, которые мы когда-то услышали от старших и запомнили.

Как же говорит родитель? Часто оценочными и запрещающими фразами. Если это состояние критикующего родителя, то голос может звучать надменно или даже насмешливо. Или наоборот сострадательно, если родитель заботливый.

Взрослый значит зрелый

В отличие от ребёнка и родителя, эго-состояние взрослого не окрашено эмоциями. Это значит, что мы рационально оцениваем ситуации, мыслим логически и действуем сознательно. При этом мы не импульсивны, как ребёнок, и не следуем какому-то выученному правилу, как привык родитель.

Состояние взрослого позволяет сориентироваться в незнакомой обстановке и взять на себя ответственность за поступок.

Взрослый может действовать конструктивно и в своих интересах, договариваться, не спорить, выдерживать критику и в то же время мыслить нестандартно. В роли взрослого мы можем усмирить жесткого родителя или, наоборот, разбудить его, чтобы защитить ребёнка.

Зрелый человек гибко использует разные формы поведения в зависимости от обстоятельств и целей. Например, если руководителю нужно обозначить границы и указать дедлайны, то будет полезно на время включить родителя.

Но в большинстве случаев эффективный диалог получается тогда, когда руководители общаются с сотрудниками на равных, как взрослые.

Как наши эго-состояния отражаются на работе

Когда руководитель — родитель

Иногда руководитель слишком переживает за подчиненных. Постоянно уточняет, как у них настроение, со всем ли они справляются. Берет на себя часть задач, чтобы позаботиться о сотрудниках. Из-за такой гиперопеки очень просто выгореть.

Чаще всего руководитель в такой роли ожидает благодарности и заботы в ответ. Но сотрудники получают сигнал от родительской фигуры и реагируют как дети. Начинают капризничать, вредничать и просить еще больше.

Когда руководитель — ребёнок

Другая крайность — это когда новый руководитель абсолютно во всем советуется с сотрудниками, выносит любые вопросы на общее обсуждение, пытается завоевать авторитет и сойти за своего. В этот момент он действует из роли ребёнка.

Неудивительно, что подчинённый в ответ примеряет роль родителя. Сомневается в компетенциях руководителя, своевольничает и даже конфликтует с ним.

Когда руководитель — взрослый

Чтобы выстроить надежные деловые отношения, нужна опора, уверенность в себе и спокойствие. В этом как раз помогает роль взрослого. Попробуйте продумать ее под себя и свои конкретные задачи.

  • Представьте, как вы будете рассуждать, принимать решения, аргументировать, хвалить или делать замечания.
  • Помните, что вас не случайно выбрали на вашу должность. Это значит, что вы ей уже соответствуете.
  • Вы имеете право на строгость, если она поможет процессу. Также вы можете вежливо аргументировать и поддерживать, когда считаете нужным.
  • И самое главное, не бойтесь ошибаться и извлекайте пользу даже из промахов.

Идеи, о которых вы сейчас прочитали, вошли в наш курс «Достаточно хороший руководитель». Это семидневная образовательная программа, где практикующие психологи обучают начинающих управленцев:

  • справляться с высокой ответственностью;
  • мотивировать коллег;
  • строить нетоксичную культуру в команде;
  • определять свои ценности и точки опоры.
3838
29 комментариев

ну тут главное чувствовать эту тонкую грань, работа работой, дружба дружбой и никаких обид и т.п.

5
Ответить

Оооо, курс без цены где нужно оставить свой телефон и кто-то будет зачем-то мне звонить... Как это прекрасно!

3
Ответить

История с Берном, конечно, довольно негибкая и устарелая, поскольку это уж слишком крупные мазки, реальная коммуникация гораздо сложнее анализируется. В 1 диалоге люди могут менять состояние сотню раз, имхо куда информативнее более глубокий анализ мотивов, темперамента, жизненной ситуации человека. Это как теория поколений: вроде бы угадываешь сходство в практике, но есть уйма факторов, не вписывающихся в конкретную концепцию.
С прикладной точки зрения еще очень интересно как происходят трансакции между 2 людьми в разных состояниях, что в результате таких трансакций получается.
А также, для руководителей полезно знать алгоритм перевода сотрудника в состояние взрослого.

2
Ответить

Спасибо за содержательный фидбек! Заставили задуматься

Ответить

Руководить, ничего не мешает
Руководить так, что бы в результате получилось что-то хорошее? Я хрен его знает

Ответить

Навеяло)

2
Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить