Анатомия HR-проектов для студентов

Рецепт Coca-Cola HBC Россия рассказывает Ирина Петрова, директор по персоналу компании.

Про миллениалов и хоумлендеров, то есть поколения Y и Z, и важности привлечения в компании только на VC написано много обзорных статей. Перейдем от общего к частному. В этой колонке я постараюсь коротко рассказать о том, что нужно знать HR о молодежи, почему с потенциальными сотрудниками стоит начинать работать сразу после их поступления в университет, а также покажу, как выглядит система проектов Coca-Cola HBC Россия для студентов, которая позволяет поддерживать конкурс 300/1 на ключевую программу для молодых талантов в компании.

Главное про отношение молодежи к компаниям. Коротко

Коротко обозначу самые важные характеристики молодого поколения с точки зрения HR, которые мы учитывали при формировании многоэтапной программы Coca-Cola HBC Россия по развитию талантов.

  • Молодежи становится меньше. По данным Росстата, в 2011 году в стране был 12,1 млн россиян в возрасте 20-24 года, в 2022 году по среднему прогнозу останется 6,8 млн человек такого же возраста.

  • Они любят учиться. Причем речь не о высшем образовании: 70% россиян в возрасте до 24 лет считают, чтобы быть успешными можно и без него (ВЦИОМ). При этом они самые активные посетители курсов, лекций и тренингов. Предпочитают получать практические знания, которые можно применять здесь и сейчас, а не слушать пространные теории и концепции.
  • Карьера — не главное. По результатам опроса в РЭУ им Г.В. Плеханова о важности успешной карьеры говорит только 21% студентов. Материальное благополучие (41%), хорошее здоровье (32%) и возможность попутешествовать по миру (30%) — важнее. А в Сбербанке [1] и вовсе отметили, что у поколения Z нет уверенности, что стратегия постепенного достижения цели правильна. Успех должен быть быстрым и интересным.

  • Без иллюзий. Надеются на себя. По данным Deloitte, хоумлендеры считают, что у них гораздо меньше возможностей для построения карьеры, чем у миллениалов (23-34 года), поколения X (35-55 лет) и бебибумеров (56-75 лет) в их же возрасте. Это исследование проводилось в США, но выводы релевантны и для России. Ребята и девушки хотят работать «на себя», набираться опыта у лучших в своём деле, поэтому если связывают какую-то часть жизни с компаниями, то выбирают проектные команды и места, где постоянно можно развиваться.

Проблема

Все описанные выше тенденции приводят к тому, что конкуренция за лучшие умы между компаниями становится жестче. Если раньше ребята начинали знакомиться с деятельностью бизнеса только изредка на ярмарках вакансий во время обучения, на преддипломной практике и уже более углубленно – после окончания вуза , то сейчас всё изменилось.

Не веря в высшее образование в отрыве от практики, молодежь с первых курсов ищет способы прикоснуться к реальному бизнесу: ходит на открытые лекции и экскурсии по офисам, пытается попасть на стажировки и вакансии без опыта. Бизнес, в свою очередь, тоже делает шаги навстречу. Например, IT-компании поддерживают профильные кафедры, фокусируя ребят на те знания и навыки, которые точно пригодятся в конкретной компании, учреждают гранты и дают собственные практические задания, которые проверяют профильные специалисты.

Пресс-служба Coca-Cola HBC Россия
Пресс-служба Coca-Cola HBC Россия

В итоге, к выпускному курсу целеустремленные студенты — чаще всего самые перспективные с точки зрения построения карьеры — уже составили шорт-лист из нескольких интересных работодателей, подтянули свои знания под требования этих компании и даже получили предложения о трудоустройстве. Заходить к ним с нуля HR-специалистам поздно. Вот и получается, что сегодня студентов нужно «вести» с первого курса, постоянно давая новые знания и помогая сохранить свежесть восприятия.

Наш опыт

У Coca-Cola, пожалуй, один из самых привлекательных брендов в мире, но сегодня этого недостаточно. Зимой 2019 года мы завершили строительство нашей системы проектов для студентов, дополнив его «Школой Coca-Cola» для первокурсников. Расскажу подробнее о том, как эта система выглядит, какие проекты в неё входят и зачем существуют.

Пресс-служба Coca-Cola HBC Россия
Пресс-служба Coca-Cola HBC Россия

5 основных проектов

Под единым названием «Школа Coca-Cola» мы объединили несколько проектов, направленных на более близкое знакомство студентов с компанией.

«Школа Coca-Cola: первый курс» — один из таких проектов, позволяющий нам познакомиться с потенциальными кадрами ещё на первом курсе их обучения. Здесь работа идет с профильными вузами-партнерами компании. Цель проекта: дать юношам и девушкам на самом старте обучения правильные ориентиры, практические знания и навыки для построения успешной карьеры в будущем, поделившись экспертизой компании.

Пресс-служба Coca-Cola HBC Россия
Пресс-служба Coca-Cola HBC Россия

В феврале-марте 2019 года мы проводили пилотный проект «Школы Coca-Cola», приглашая студентов двух ведущих вузов: ВШЭ и РАНХиГСпостепенно расширим его на остальные города присутствия. Это пятидневный образовательно-практический курс с полным погружением. Ребята получают полезные навыки и посещают все ключевые локации: производство, отдел продаж, офисы других функций, выезжают на маршрут с торговыми представителями. Постоянно общаются с практиками. После проекта они имеют представление о принципах работы компании, основных задачах разных специалистов, требованиях к соискателям и способах эти требования выполнить к концу обучения.

Пресс-служба Coca-Cola HBC Россия
Пресс-служба Coca-Cola HBC Россия

В программе «Школа Coca-Cola: Лига амбассадоров» принимают участие студенты вузов с первого курса. Они становятся проводниками идей и ценностей компании в своих вузах. В течение года ребята и девушки объединяются в команды и решают задачи: лидерские (представить компанию на ярмарке вакансий), организационные (помочь с экскурсией на производство сокурсникам), творческие; и зарабатывают баллы. Команда-лидер получает особенный приз: в 2019 году это поездка на Байкал.

Так удается постоянно контактировать с заинтересованной аудиторией на территории вуза, а не только во время специальных мероприятий, получать обратную связь и на её основе корректировать программы для студентов.

Public talks с топ-менеджментом компании —еще один формат мероприятия, удовлетворяющий потребность молодого поколения общаться с лучшими в своей профессии. Подобные события мы проводим тоже с нашими вузами партнерами, а пилотный запуск был в 2018 году в РАНХиГС.

Пресс-служба Coca-Cola HBC Россия
Пресс-служба Coca-Cola HBC Россия

Но Public talks — это больше «поп-формат», когда спикеры компании делятся своим опытом, мировоззрением, общими советами. Углубиться в предмет и гораздо больше подчеркнуть свою экспертность на территории вуза можно, проводя долгосрочные практические узкоспециализированные программы и лекции. Также это хороший способ подготовить профильных специалистов, чтобы они отвечали высоким требованиям компании. В 2018 году в РАНХиГС мы провели месячный курс по логистике для магистров, привлекая к восьми занятиям трех профильных спикеров соответствующей функции. Аналогичный курс в РАНХиГС стартовал и в этом году в апреле.

С Высшей Школой Экономики мы организовали длительный курс «Погружение в бизнес» на английском языке для студентов магистратуры по специализации «международный бизнес», состоящий из микса опыта нашей компании и практических заданий. В этом году прошли занятия от менеджеров по работе с персоналом и с национальными ключевыми клиентами, экспертов функций маркетинга и планирования.

Эти же ребята сейчас пишут курсовые работы на основании предложенных нами кейсов: проводят аналитику и предлагают различные пути решения стоящих перед компанией задач.

Пресс-служба Coca-Cola HBC Россия
Пресс-служба Coca-Cola HBC Россия

Проведение этой серии мероприятий должно помочь и дальше успешно решать две большие задачи:

1. Набирать мотивированных ребят на ключевые стартовые позиции. Сегодня в Coca-Cola HBC Россия работает около 8000 человек, открытые вакансии есть практически всегда.

2. Обеспечивать приток действительно лучших из лучших выпускников на нашу ключевую Rise Management Trainee Programme. Это оплачиваемая двухлетняя программа, во время которой будущие лидеры погружаются в бизнес процессы, знакомятся с ключевыми функциями, защищают собственные проекты и предлагают пути развития бизнеса. Наиболее успешные выпускники получат руководящие позиции в компании и возможность продолжить карьеру.

Благодаря нашей программе работы со студентами, которая постоянно дополняется новыми активностями, сегодня конкурс в программе составляет 300 человек на 1 место — и это главная иллюстрация того, что наша система работает, а мы можем привлекать лучшие молодые кадры и оставаться среди лидеров в борьбе за таланты.

33
2 комментария

А теперь расскажите, сколько людей проходит тот же самый путь, но из числа тех, кто не является студентом ВУЗа?

У вас же в самом начале написано:
Они любят учиться. Причем речь не о высшем образовании:

Ответить

Евгений, здравствуйте! В рамках этого материала мы рассказывали об инициативах компании для студентов, но у нас также есть бесплатная образовательная программаYouth Empowered, направленная на развитие социальных и деловых компетенций у молодых людей в возрасте от 18 до 30 лет, где мы ждем всех желающих.

Ответить