10 вопросов продакт-менеджеру российского стартапа

Меня зовут Инга Скерсь и я продуктовый менеджер в российском стартапе WEEEK. Это платформа для совместной работы над проектами и задачами. В команде продукта я 8 месяцев, за это время мы выросли в 2 раза по количеству пользователей, в 2,5 – по количеству платящих пользователей и почти в 3 раза – по выручке. Рассказываю, чем я тут занимаюсь.

И отвечаю на 10 вопросов, которые задают мне чаще всего.

10 вопросов продакт-менеджеру российского стартапа

Чем product-менеджер занимается в стартапе

Задачи в WEEEK у меня разные. В стартапе обычно так и бывает: если уж присоединяешься к команде таких ребят, то делаешь все, что можешь сделать:

  • Участвую в разработке продуктовой стратегии.
  • Собираю и структурирую обратную связь от пользователей.
  • Планирую дорожную карту новых фич вместе с СЕО WEEEK, Ваней Мараховка.
  • Прорабатываю новые фичи продукта: анализирую, есть ли они у наших конкурентов, как сделаны, как работают, как должны работать у нас и как будут выглядеть.
  • Отвечаю за улучшения в продукте на всех этапах продуктовой воронки: от активации пользователей до монетизации.
  • Работаю над посадочными страницами и над транзакционными емейлами.
  • Курирую наполнение раздела Помощь.
  • Снимаю обучающие видео для YouTube канала компании.
  • Помогаю пользователям в техподдержке.
  • Слежу за метриками по продукту на всех этапах воронки: привлечение – активация – удержание – рекомендации – монетизация. Ключевые метрики, которые отслеживаю такие: месячная выручка, MRR (изменение выручки по отношению к прошлому месяцу, в %), количество регистраций, количество платящих воркспейсов, среднее количество пользователей в воркспейсе и множество других, которые показывают пульс продукта.
  • Проверяю гипотезы. Например, добавить чат на страницу с тарифами внутри сервиса, чтобы поднять конверсию в оплату. Обновить стартовые экраны в сервисах, чтобы повысить активацию пользователей. Сейчас еще новый тариф запускаем, верим, что он cконвертирует некоторый процент неплатящих пользователей в платящих.
  • И много других полезных вещей.

Мне нравятся все мои задачи, потому что они разные и между ними можно переключаться. Не могу делать каждый день одно и то же. Мне в работе необходимо разнообразие. Так у меня сохраняется интерес и желание работать.

Каких продуктовых менеджеров лучше нанимать SaaS-стартапу: джунов, мидлов или синиоров и почему

Ответ на этот вопрос зависит от нескольких переменных:

  • Основателя стартапа.
  • Финансовых возможностей компании.
  • Ее стратегии.

Джуна в стартап можно звать в том случае, если СЕО или нанимающий менеджер готов вложить в него свое время, энергию и знания. При ограниченных финансах это может сработать. Сообразительный джун быстро вырастет в мидла, который хорошо разбирается в продукте и приносит пользу. Быстро – это минимум год. При этом, важно учитывать предыдущий опыт джуна. Желательно чтобы у него уже был предпринимательский опыт или опыт в запуске своих пет-проектов, а также теоретические знания по управлению продуктом.

Также имеет значение то, насколько специалист совпадает по ценностям с командой и владельцем, насколько им друг с другом комфортно коммуницировать. Общение очень важно в команде, оно должно строиться легко и приятно.

Взаимодействовать с джуном придется много и, если культурный код в коммуникации разный, то будут проблемы.

Мидла стоит брать в том случае, когда времени на его обучение с нуля у компании нет и нужен специалист, способный сразу идти в бой и решать конкретные задачи. Он уже должен обладать релевантным опытом в выполнении подобных задач.

Синиор нужен в том случае, когда дальнейшее развитие продукта выходит за пределы знаний СЕО. Такой специалист способен вывести продукт на новый уровень.

Чего ждут от российских сервисов пользователи из РФ и улучшилось ли их отношение за год после того, как ушли зарубежные продукты

Пользователи всё ещё ждут от российских аналогов западного качества. Если знать, как выглядит хорошее, и долгое время пользоваться этим, переходить на худшее не захочешь. До сих пор в текущей обстановке на аналоги переходят не по желанию, а по необходимости.

На первом месте в иерархии потребностей пользователей стоит возможность оплаты в рублях и безопасность данных.

Скрепя зубами пользователи соглашаются на отечественные продукты, но это не значит, что они отказываются от своих ожиданий и требований. Мне кажется, что к российским сервисам стали относиться лояльнее.

Если говорить конкретно про WEEEK, то по обратной связи наши новые пользователи чаще приятно удивлены продуктом, чем недовольны. Многие с пониманием относятся к тому, что у нас чего-то нет и адаптируют свои процессы под текущий функционал. Самые активные пользователи готовят и присылают документы на несколько страниц с рекомендациями по улучшениям и багами, которые нужно пофиксить.

10 вопросов продакт-менеджеру российского стартапа

Вообще, уровень требований пользователей к сервисам обычно растет с течением времени, поэтому, как ни старайся, все равно придется непрерывно совершенствовать свои продукты.

Хейт до сих пор есть, но это скорее исключение, чем правило. Такие пользователи субъективно преувеличивают значимость тех или иных недостатков просто потому что не видят всей картины в целом. Для нашей команды такой хейт часто превращается в мемы.

С кем из команды стартапа чаще всего общается продуктовый менеджер и насколько сильна его связь с CEO

Я чаще всего взаимодействую с Ваней, СЕО WEEEK. Мы на связи каждый день 6 дней в неделю. Я работаю удаленно из Бали, он находится в Москве, у нас большая разница во времени, поэтому всю коммуникацию строим онлайн. Большинство вопросов в течение рабочей недели решаем в чате. Созваниваемся только когда это необходимо.

Когда я только пришла в компанию мне очень не хватало коммуникации с Ваней. В течение рабочей недели у него не было времени на звонки со мной и я страдала от недостатка информации. Поэтому предложила созваниваться по субботам. Сработало!

В спокойной обстановке выходного дня мы начали обсуждать продукт, дорожную карту, метрики, делиться находками, взглядами, генерировать гипотезы и вообще лучше узнавать друг друга. Со временем на эти звонки стали подключаться другие члены команды и наши встречи стали стратегически-синхронизирующими: на них мы совместно утверждаем вектор движения на каждую неделю по продукту. Этого оказалось достаточно, чтобы все понимали, куда двигаемся и что нужно делать.

Общение с остальными членами команды сильно зависит от текущих задач. Я общаюсь со всеми и в основном склеиваю коммуникацию разных специалистов над одной большой задачей. Чаще всего общаюсь с разработчиками. У нас есть отдельный чат, где планируем новые фичи, обсуждаем реализацию запланированных опций, исправляем баги, тушим пожары. С дизайнерами, отделом маркетинга и продажами также постоянно на связи. Наши задачи пересекаются или мы вместе работаем над одной большой задачей.

Сложностей в коммуникации с коллегами у меня нет, потому что вся команда на одной волне. Даже несмотря на то, что многие ребята работают удаленно из разных уголков планеты.

Мы сейчас активно растем, набираем новых людей в команду и онбординги забирают много рабочего времени. Иногда это вызывает дискомфорт из-за того, что я не всегда успеваю делать свои задачи.

Как продуктовый менеджер понимает, в какую сторону развивать продукт

Это зависит от разных факторов: отзывов пользователей, статистики использования сервиса, анализа конкурентов и стратегических целей компании.

  • Отзывы пользователей – важный источник информации, который помогает понять, какие возможности пользователи хотят видеть в продукте и какие проблемы они испытывают при использовании. Однако я также учитываю, что пользователи могут не всегда понимать, чего они хотят на самом деле, а еще они могут предлагать решения, которые не соответствуют общим стратегическим целям компании. Поэтому я анализирую статистику использования продукта, чтобы понять, какие функции пользуются бОльшим спросом, а какие можно улучшить и даже убрать.
  • Кроме того, обращаю внимание на действия конкурентов и на то, как они развивают свои продукты, чтобы убедиться, что мы остаемся конкурентоспособными и не отстаем от инноваций.
  • Также учитываю долгосрочные стратегические цели компании и планирую новые функции в соответствии с ними.

В итоге, совокупность всех этих факторов помогает принять решение о том, какие фичи следует внедрять и в какие сроки.

Но долгосрочное планирование имеет погрешность, потому что технологии и требования рынка постоянно меняются. Это приводит к тому, что запланированная в начале года дорожная карта может в корне отличаться от фактически проделанной работы к концу года. И это нормально.

Нужны ли онлайн-демонстрации стартапу и как они помогают продавать больше

Демонстрации не только хорошо продают, но и помогают нам понимать потребности клиентов. Мы проводим их для команд или целых организаций, которые рассматривают WEEEK для решения своих рабочих задач. На демо присутствуют ЛПР (лица принимающие решения) и сотрудники, ответственные за организацию работы в сервисе. После демо пользователи чаще всего берут триал и тестируют функционал, чтобы понять, насколько WEEEK соответствует их потребностям.

Сегодня демонстрации WEEEK проводим мы вдвоем с Ваней. Перед началом демонстрации мы спрашиваем, что ищет команда, какие проблемы хочет решить с помощью нашего продукта, какие процессы хочет организовать. Так мы понимаем, что нужно показать в первую очередь, а что можно и вовсе опустить. Демонстрируем, каким образом можно настроить работу клиента в WEEEK. В процессе демо у пользователя возникают новые вопросы, всплывают ключевые потребности. Если у нас в сервисе еще чего-то нет, но это есть в планах и в дорожной карте, то ориентируем пользователя по срокам реализации, показываем макеты в дизайне. По возможности идем на уступки и ставим новую желанную фичу пользователя в приоритет.

На демонстрациях WEEEK мы показываем все как есть, ничего не пытаемся скрыть. Если что-то не доработано, то объясняем, почему и когда планируем это исправить. Иногда возникают неудобные ситуации, когда накануне было обновление и вдруг сломалось то, что до этого работало. Зато у нас появляется возможность наглядно продемонстрировать, как быстро мы это исправляем.

Демонстрации – самый лучший способ показать продукт и его возможности потенциальным клиентам. Советую стартапам проводить демонстрации: там можно задать вопросы и собрать фидбек от пользователей. Это очень важный инструмент для начинающих компаний.

Иван Мараховка, основатель WEEEK

Правда ли, что если у продуктового менеджера есть опыт предпринимательства, это поможет ему в работе с чужим продуктом

Да, так рассуждают многие люди. Скажу так: мне помогает совокупность всех моих предыдущих рабочих опытов, не только предпринимательства и запуска пет-проектов. Даже навыки видео-монтажа пригодились. Мне сложно оценить себя со стороны, но по ощущениям, главное, чему научило предпринимательство – выполнять задачи, для которых у меня нет готового решения. Другими словами – действовать в ситуации неопределенности. А еще появилось понимание того, как работает бизнес в целом и как связать продукт с его целями и другими направлениями. Я знаю на практике, что значит рисковать, и не боюсь нести за это ответственность. Мне кажется, в этом и есть мое преимущество перед кандидатами, которые владеют только теорией управления продуктом.

Что по поводу других рынков для российских стартапов: страны Европы, Беларусь и Бали

Я считаю, что выйти можно на любой рынок, все зависит от амбиций, смелости и упорства российского стартапа. Стратегически мы планируем в этом году вывести WEEEK на рынок СНГ. Там нас ждет конкуренция с продуктами мирового масштаба. Мы готовы проверить себя на этой арене, а дальше будет видно. В России мы нацелены продолжать захватывать рынок и занять устойчивую позицию среди аналогов WEEEK.

Я периодически подглядываю за тем, как развиваются конкуренты WEEEK в РФ и за рубежом, чтобы держать руку на пульсе. Однозначно, потеря российских пользователей у зарубежных аналогов ударила по их карману, но не убила. Они продолжают расти и развиваться. Выпускают новые фичи, вероятно, выходят на новые рынки.

Например, с появлением чата GPT случился бум и многие повально стали интегрировать AI в свои сервисы. Мы тоже смотрим в эту сторону и планируем не отставать.

Я перенимаю опыт более зрелых конкурентов, беру их лучшие решения и вместе с командой адаптирую под наши сервисы. Когда мы делаем новую фичу, то смотрим, как ее реализовали конкуренты, и, опираясь на потребности наших пользователей, придумываем свое решение. Это помогает двигаться быстрее, не изобретая при этом велосипед заново.

Также я слежу за некоторыми стартапами с белорусскими фаундерами и знаю нескольких конкурентов WEEEK. Но они не зарегистрированы в Беларуси, а работают по всему миру. Локальные белорусские аналоги нашего продукта если и есть, то настолько маленькие, что еще не попали в мое поле зрения. Вообще рынок Беларуси очень маленький и он по сути часть России, поэтому на нем происходит все то же самое, что и в РФ сейчас.

Я живу на Бали. За последний год сюда перебралось очень много стартаперов и предпринимателей из славянских стран. Никогда прежде я не слышала на острове так много русской речи. Здесь обосновалось несколько русскоязычных сообществ, которые организуют регулярные встречи, митапы и конференции. На них легко познакомиться с основателями и профессионалами из разных продуктов, сфер и рынков. С некоторыми из них я знакома лично, за кем-то наблюдаю в соцсетях и новостях.

Среди тех, кто на Бали, основная тенденция – тестировать новые рынки. Кто-то выходит на рынки Азии, Латинской Америки, кто-то идет в США. А благодаря возможности разнообразного нетворкинга на Бали вижу, как основатели находят себе сотрудников-экспатов на острове.

Как будут развиваться стартапы в ближайшие годы, какие специалисты будут востребованы и что делать продактам

Я думаю, в будущем нас ждет волна новых стартапов на базе AI технологий, а текущие бизнесы благодаря им будут быстро трансформироваться. Технологический мир с каждым годом сильно ускоряется, поэтому даже для того, чтобы устоять на месте, скоро придется бежать. Предполагаю, что будет расти спрос не столько на продактов, сколько на аналитиков и дата сайентистов. Количество информации в мире растет в геометрической прогрессии и нужны те, кто умеет с ней работать. Ну а продактам советую изучить основы AI, если еще не начали.

Как создать продукт в России, который все полюбят, и как повлиять на выбор российского потребителя

Создать продукт, который будет любим всеми, невозможно – это непосильная задача, так как вкусы и предпочтения людей слишком разнообразны. Однако, можно создать сервис, который будет востребован и полезен для большинства пользователей.

Чтобы это получилось, важно сделать четыре вещи:

  • Изучите потребности и запросы целевой аудитории.
  • Создайте дизайн, соответствующий современным вкусам пользователей.
  • Постройте вовлекающую маркетинговую коммуникацию.
  • Обеспечьте оперативную техническую поддержку.

Это увеличит число влюбленных в ваш продукт.

Сейчас важно делать продукт, который превосходит ожидания пользователя. Опыт взаимодействия с продуктом должен вызывать положительные эмоции: восторг, восхищение, удовлетворение. Мы в WEEEK двигаемся в этом направлении.

3535
41 комментарий

"синиоров"... это кто такое?
"специалист совпадает по ценностям с командой и владельцем"... это как это? у владеца из ценностей его компания у пролетария (наймита молодого специалиста) ни опыта ни особоых навыков. эту шляпу про "общие ценности" можно детям впаривать принуждая их работать задарма. состоявшейся специалисту ваши "ценности" до лампочки. его интересуют свои ценности и цели и вы с ним договариваетесь о этой цене.
"культурный код в коммуникации разный" вы сами то можете дать адекватное определение данному высказыванию?
какая-то очередная порция графоманства.

...
"благодаря ним".... люблю хорошего Русского языка

8

О, благодаря вам поправила опечатку "благодаря ним") Спасибо, что есть такие комментаторы, как вы! Вы помогаете делать статьи лучше.

2

Где записаться на демо?
Мы хотим в мае-июне всю компанию перевести в одно место. Сейчас работаем в Битрикс 24. Мне не нравится как пользователю эта система. Если у вас есть презентационные материалы, чтобы показать моим ЛПР, то будет супер классным. Моя почта mrnikbur@ya.ru.

Мне нравится ваш продукт, потому что он объединяет разные команды: продажи, дизайн, разработка, маркетинг. Сам я junior product manager в стартапе Getfloorplan.

3

Никита, спасибо, рады, что WEEEK вам нравится! Мы проводим демо ежедневно, поэтому с радостью покажем вам продукт. Передала вашу почту нашему менеджеру, она сейчас напишет вам.

1

Скерсь, Мараховка... Можно еще пару фамилий ваших коллег? )

3

Жаль, что не видно вашей фамилии)))

А зачем продакт-менеджер стартапу вообще? Если CEO сам не знает как развивать продукт, то зачем затевать такой стартап?

2