Как один выгоревший специалист может застопорить работу команды и почему важно это не допустить

Меня зовут Яна Кизнер, я ведущий бизнес-тренер корпоративного университета КазаньЭкспресс. Поделилась с командой мультисервисной платформы для управления проектами WEEEK пятёркой действенных приёмов, которые помогают предотвратить выгорание у сотрудников и работать с ним, если оно всё же случилось.

Как один выгоревший специалист может застопорить работу команды и почему важно это не допустить

Я столкнулась с выгоранием когда работала на удаленке пять лет подряд в быстро растущей языковой онлайн-школе: выросла от рядового менеджера по продажам до руководителя отдела бизнес-тренеров. Такой стремительный карьерный рост и привел меня к этому состоянию. Примерно год мне потребовался, чтобы из него выйти. Это удалось благодаря адекватной самоподдержке (по образованию я психолог) и помощи специалистов. Теперь я внедряю полученный опыт в рабочие процессы на новом месте – в Корпоративном университете КазаньЭкспресс.

Прописываем регламенты с несколькими вариантами развития событий

В бизнес-процессах старайтесь подробно описывать этапы работы, сроки, кто ответственный за задачу и что нужно делать в разных ситуациях, в том числе, когда происходят форс-мажоры. Получается такая себе дорожная карта для сотрудников: все знают, какая впереди цель, и что нужно делать, чтобы ее достичь. А в стрессовых ситуациях, когда такие случаются, дорожная карта помогает справиться с паникой и предотвратить конфликты между отделами.

Нюансы, которые нужно не забыть прописать в регламенте:

  • Несколько вариантов решения для форс-мажоров.
  • Кто ответственный за то, чтобы «разрулить» эти форс-мажоры. Таких сотрудников можно указать несколько.
  • Несколько вариантов сроков разрешения сложной ситуации.
  • Четкие образы результата, который должен получиться.

Пропишите регламенты и правила в Базе знаний от WEEEK. Дайте доступ к ней своей команде и дополняйте Базу вместе:

Так выглядит База знаний от WEEEK
Так выглядит База знаний от WEEEK

Планируем дела с помощью Стратегической картонки, диаграммы Ганта и календаря

Без грамотного планирования года, месяца, недели и дня невозможно сделать хороший регламент. У разных отделов своя специфика: кто-то изо дня в день делает одни и те же действия, а у кого-то работа проектная, сезонная и постоянно поступают новые задачи. Но у любого сотрудника есть дела, которые он повторяет изо дня в день и которые можно отследить, описать и заложить на них время. Важно закладывать адекватные сроки, которые часто сначала просто идут из головы, но со временем, когда проанализируешь предыдущие периоды, удается учесть и форс-мажоры, и согласования, и правки, а значит, можно указать дедлайны для новых задач.

Планировать эффективно нашей команде помогают стратегические сессии в начале года, еженедельные планерки и анализ ретроспективы по итогам месяца.

  • На стратсессиях мы оцениваем разницу между тем, что планировали и что получили в итоге, анализируем причины, почему так вышло, и варианты решения этих ситуаций на будущий период. При этом, мы обязательно отмечаем свои успехи и успехи каждого сотрудника в команде – например, дарим ему грамоту и памятный мерч.
  • Затем выбираем цель на следующий год, подробно описываем образ результата и декомпозируем её на короткие периоды – кварталы и месяцы. Потом планируем месяц и за неделю до его наступления расписываем приоритетные задачи, не забывая при этом о цели.
  • Детально расписываем по часам все рабочее время месяца и сразу вносим всё в календари, учитывая 1 час форс-мажора ежедневно, в зависимости от месяца и типа загрузки.
  • Конечно, это планирование не окончательное – в течение месяца его можно корректировать, но в конце месяца мы обязательно обсуждаем ретроспективу – что было запланировано, что получили по факту и почему. Важно смотреть, не выбились ли мы из графика по достижению финальной цели. Для этого у нас есть Стратегическая картонка, о ней рассказали ниже. И если всё-таки выбились, то решаем, что будем делать, чтобы вернуться в строй.
  • На командных планерках также обсуждаем состояние и настроение сотрудников, наличие или отсутствие компетенций, которые могут влиять на достижение целей. С каждым сотрудником я провожу индивидуальные встречи, на которых мы разбираем их вопросы. Это позволяет вовремя обнаружить слабые места и слепые пятна в рабочих процессах, пока те не превратились в «пожары». Именно такие «пожары» и связанные с ними переработки приводят к выгоранию.

Нам не по наслышке знакома борьба с «пожарами». Поэтому мы постоянно изучаем разные инструменты планирования и учета рабочего времени и делимся экспертизой внутри команд.

В нашем отделе работает история с максимально детальным планированием. Вот какие инструменты мы используем:

  • Стратегическая картонка – ведем Notion по основным фокусам и приоритетам в работе.
  • Дорожная карта – диаграмма Ганта в Google таблице по проектам каждого месяца с основными этапами, сроками и ответственными сотрудниками.
  • Почасовой учет рабочего времени – Google таблица с вшитыми формулами на подсчет времени на типовые и форсовые задачи.
  • Отчет по итогам каждой недели и месяца – Google таблица, в которой сводим основные показатели по готовности проектов и данные для оценки эффективности обучения, такие, как, NPS, количество обученных, KPI, количество часов, потраченных на обучение, методические разработки и так далее.
  • Календарь – у нас это Bitrix и Google, они удобно синхронизируются.

Но другие отделы и проектную часть также ведут в Bitrix, а разработчики пользуются Jira. Внутри компании есть команды, которые помогают разным отделам внедрять инструменты для оптимизации работы. Сейчас, например, в работе запрос на внедрение нейросетей.

Если вы тоже используете Notion или Jira, но хотите перейти на российское решение, попробуйте WEEEK с серверами на территории России и оплатой в рублях. Это платформа 3-в-1: таск-менеджер, база знаний и CRM. А еще внутри платформы много других полезных мини-сервисов: канбан, помодоро-таймер, диаграмма Ганта, медитации, уведомления и другие инструменты для продуктивной работы:

Так выглядит окно с задачами на неделю в WEEEK
Так выглядит окно с задачами на неделю в WEEEK

WEEEK поддерживает интеграцию с любимыми и привычными сервисами Google, Figma, Miro, Airtable. Также в WEEEK можно автоматически импортировать данные из Notion в несколько кликов:

Так выглядит импорт файлов из Notion в WEEEK
Так выглядит импорт файлов из Notion в WEEEK

Постоянно обучаем управленцев и повышаем их компетенции

Руководитель должен быть гибким и уметь уверенно взаимодействовать с подчиненными: ставить задачи, делегировать, контролировать, работать с обратной связью от сотрудников, развивать их профессиональные навыки.

Выгорание часто начинается из-за демотивации сотрудника. Если у задач нет образа результата, дедлайны и зоны ответственности размыты, а у сотрудника не хватает компетенций, чтобы справиться с задачей, это приводит к повышенным стрессовым нагрузкам.

Стая копирует вожака, поэтому сильный управленец, который постоянно развивается, не только правильно организовывает работу с подчиненными, но и подает здоровый пример команде, мотивирует сотрудников развивать свои компетенции. А значит, проблем с выполнением задач становится меньше, следовательно – меньше демотивации и риска выгорания.

В компании нужно выстроить процесс карьерного роста – вертикального и горизонтального, сформировать кадровый резерв, обучать сотрудников и проводить аттестацию.

Мы проводим Оценку 360, которая базируется на специально разработанной для компании Модели компетенций. Она делится на личностные и управленческие компетенции:

Как один выгоревший специалист может застопорить работу команды и почему важно это не допустить

Мы выделили базовый перечень компетенций, который разделяется на степени освоения от 0 до 3:

Как один выгоревший специалист может застопорить работу команды и почему важно это не допустить

Когда работаем с внутренним и внешним наймом, например, составляем профиль должности, оцениваем, как прошло собеседование с кандидатом, то опираемся именно на эту модель. Мы разработали из этой модели управленческий курс для руководителей. В этом году есть руководители, которые перешли на следующий уровень и уже прокачивают навыки стратегического планирования и углубляют знания по основным управленческим компетенциям.

Если на первом уровне, например, по подаче обратной связи, мы изучаем ее принципы (сбалансированная, конкретная, своевременная, безоценочная, основанная на фактах и построенная на основе диалога, предполагает желаемый вариант поведения) и модель Бутерброда (похвала, критика, похвала), то на втором уровне переходим к таким моделям, как BOFF (наблюдаемое поведение, результат, к которому оно приводит, чувства, которые оно вызывает, корректировки и договоренности на будущее) и SOR (стандарты компании, наблюдение за их несоблюдением, результат, к которому приведет их несоблюдение и дальше + договоренности).

В анализе от алгоритма принятия управленческого решения с постановкой и формулированием проблемы, диагностикой проблемы, поиском решений, выбором наилучшего варианта, реализацией решения, оценкой и обратной связью движемся в сторону:

  • Анализа силового поля Левина. Его используем, чтобы различить, какие факторы в ситуации или организации направляют или отдаляют человека к/от желаемого состояния, и какие противостоят движущим силам. Этот анализ нужен для того, чтобы сформировать решения, которые сделают перемены приемлемыми.
  • Рыбы Ишикавы или «рыбья кость». Этот метод нужен для анализа причины и следствия – это рисунок, составленный из линий и слов, которые представляют собой взаимоотношения между следствием и его причинами.
  • Стратегического анализа. Шаг 1: Определение целей, Шаг 2: Сбор и анализ информации, Шаг 3: Построение стратегии, Шаг 4: Реализация стратегии, Шаг 5: Оценка и контроль.

В изучении мотивации сотрудников и формировании команды движемся от пирамиды Маслоу (физиология, безопасность, причастие, уважение, самореализация) к:

  • Герчикову. Он выделяет пять мотивационных профилей сотрудников: хозяйственник, профессионал, люмпен, патриот, инструментал.
  • Герцбергу. Он делит мотивацию в первую очередь на гигиенические факторы, без которых сразу наступает демотивация человека, и мотивирующие факторы, без которых даже закрытые гигиенические факторы не будут вдохновлять человека расти и развиваться.
  • Портеру-Лоуренсу. В своей модели он опирается на теории справедливости и ожидания. По сути, это совпадение ожидания и реальности от функционала, сложности задач и вознаграждения за их выполнение.
  • Белбину. Он также предлагает воспользоваться делением на мотивационные профили, а точнее – роли, которые объединены в три основные категории: интеллектуальные (генератор идей, аналитик-стратег, специалист), роли действия (мотиватор, реализатор, педант), социальные роли (душа команды, исследователь ресурсов, координатор).

Мы стремимся для каждого отдела и его руководителя найти именно те инструменты, которые ему откликаются и будут работать лучше. Например, для руководителей склада прежде, чем вводить инструменты, описанные выше, необходимо было понять, как распределяются у них зоны ответственности. Мы это делаем через изучение их бизнес-процессов и административной структуры. А еще смотрим, есть ли слепые зоны, в которых прослеживается треугольник Карпмана. Это модель взаимоотношений между людьми, в которой задействованы три персонажа: спасатель, преследователь и жертва.Белбину. Он также предлагает воспользоваться делением на мотивационные профили, а точнее – роли, которые объединены в три основные категории: интеллектуальные (генератор идей, аналитик-стратег, специалист), роли действия (мотиватор, реализатор, педант), социальные роли (душа команды, исследователь ресурсов, координатор).

Как один выгоревший специалист может застопорить работу команды и почему важно это не допустить

Для удобства обучающихся мы применяем не только классические форматы обучения, такие, как очные тренинги, но также для нас актуален формат самостоятельного изучения теории в видеоформате – в КазаньЭкспресс есть свой отдел видеопродакшена – и отработка навыка на практических дистанционных встречах в форматах воркшопов и мастермайндов.

Обучение и оценка компетенций – неотъемлемая часть развития наших управленцев. Когда руководитель сам постоянно учится, он становится более компетентен в том, чтобы наладить и научить налаживать рабочий процесс у своих сотрудников.

В этом году, например, мы также разработали большой курс по эмоциональному интеллекту, состоящий из трёх частей. Чтобы руководители могли не только у себя диагностировать выгорание и уметь с ним справляться, но и вовремя обнаруживать эти признаки у своих сотрудников. Но тут мы уже подходим к третьему пункту.

Работаем над мотивацией сотрудников и предотвращаем выгорание

Помимо превентивных мер, которые помогают устранить демотивацию, важно работать и напрямую с мотивацией. Если одного человека мотивирует карьерный и\или зарплатный рост, то другого – коллектив и корпоративная культура, признание его заслуг и доверие руководителя, расширение зон ответственности. Важно определить мотивационный коктейль сотрудников на всех этапах – от постановки задач до принятия управленческих решений. Везде следует руководствоваться мотивационными профилями каждого конкретного сотрудника или группы. Иначе сотрудник может выгореть из-за стагнации, отсутствия реализации, основанной на своей базовой мотивации.

Как с мотивационным коктейлем сотрудников работаем мы:

  • Определяем гигиенические факторы по Герцбергу, которые присущи любому человеку нашего времени и убеждаемся, что у нас нет нарушений в этом плане: комфорт, удобство и безопасность на рабочем месте, своевременная выплата зарплаты и так далее. Потому что прежде, чем начинать работать с мотивацией, нужно исключить демотивацию.Тут важно понимать, что у разных людей гигиенические факторы в большинстве совпадают, но в нюансах могут отличаться. Это можно узнать на этапе собеседования и адаптации.
  • Изучаем мотивационные факторы – те, что сподвигают человека включать в себе инициативность, креативность, желание делать и давать больше. Здесь также можно опереться на теории Герцберга и Герчикова, которые упоминали выше.
  • Работаем со средой сотрудника, а именно, формируем команду. Как ее сформировать правильно, чтобы все сотрудники гармонично сочетались и взаимодействовали – смотрим по Белбину и Адизесу.
  • На постоянной основе бдим, чтобы мотивация была устойчива сквозь все основные бизнес-процессы. Так, исходя из модели Портера-Лоуренса, корректно поставленная задача (например, по SMART), в которой учтены и ожидания сотрудника, и уровень его компетенций, и необходимый уровень контроля над исполнением, приводит к ее успешному выполнению. Это мотивирует сотрудника справляться с работой дальше и брать более сложные и интересные задачи в будущем. Одновременно с этим, некорректная постановка задач, контроль и выдача обратной связи со стороны руководителя может приводить к демотивации даже в работе с мотивационными факторами этого сотрудника.

Здесь речь идет о «травме несправедливости», когда сотрудник воспринимает близко к сердцу как действия, так и бездействие руководителя или коллег в какой-то конкретной ситуации. Причем вам, с вашим мотивационным профилем, может казаться, что ситуация яйца выеденного не стоит, а для другого человека – это сильная обида. Возможно, вы скажете, что личному на работе не место, но все же все мы люди, а чувства и эмоции – неотъемлемая часть личности, и если не разрешить эмоциональный кризис, компания может понести ощутимые реальные убытки – из-за саботажа, внезапного увольнения специалиста и так далее. Человек, который чувствует, что с ним несправедливо поступили, может своим негативом заразить всю команду. А если его негатив просто подавить, это очень быстро приведет его к выгоранию.

Например, у нас был случай, когда в глаза сотрудник говорил, что все хорошо и его все устраивает. Но в какой то момент стал сильно болеть. Мы побеседовали с ним, выяснилось, что уже очень давно его давит внутри негатив по поводу нескольких, казалось бы, бытовых ситуаций. Например, из-за того, что руководитель не делал замечания его коллегам, когда те не вовремя заполняли отчет. И этот негатив как снежный ком копился, наматывая на себя как маховик раздражающие сотрудника моменты там, где их могло бы не быть.

В итоге, руководители вместе с ним подробно разобрали ситуацию, пересмотрели бизнес-процессы, разработали ИПР (индивидуальный план развития), согласовали отгулы. Договорились работать в новом режиме до конца месяца, чтобы сотрудник мог постепенно справиться с накопившимся негативом и у руководителя была возможность, если что, постепенно найти ему замену.

Однако, буквально через пару дней сотрудник пришел с заявлением и уволился – очевидно, не справился с накопленным стрессом. Он был экспертом в своем направлении, из-за чего быстро и качественно его процессы перенять не удалось. Многие проекты по его направлению застопорились, а чтобы продолжались самые важные, остальные сотрудники направления вынуждены были перерабатывать, чтобы погрузиться в специфику работы этого сотрудника и перехватить на себя задачи. Это негативно сказалось на эффективности отдела в целом и на самочувствии отдельных сотрудников.

Это очень яркий пример того, как важно максимально быстро определить основную мотивацию и демотивацию сотрудника и своевременно с ним это проработать.

В КазаньЭкспресс в управленческом курсе уделяем много внимания тому, как определить стиль мышления сотрудника, его мотивационный профиль, сильные стороны и точки роста, чтобы понять, что сотрудник может воспринять как несправедливость, а что – нет, что его зажигает, а в чем нужна помощь и прочее. Также мы учим руководителей, как формировать и развивать команду, работать с сопротивлением сотрудника и коллектива, как снизить негатив через мотивационную беседу.

Последнему пункту важно уделить особое внимание, потому что пока сотрудник не справится с раздражением, смысла мотивировать его нет.

Мотивационная беседа направлена на то, чтобы дать сотруднику выговориться, почувствовать себя услышанным, показать свой вариант исхода беспокоящей его ситуации и прийти с руководителем к компромиссу. Это очень успешный инструмент и у нас в компании он себя отлично зарекомендовал. Опыт отработки возражений сотрудников сплачивает коллектив и дает ощущение плеча. Когда каждый сотрудник знает, что нет неразрешимых ситуаций и в любом случае можно договориться.

Уделяем много внимания корпоративной культуре и условиям труда

Для прогрессивных успешных компаний это давно уже стало базисом, нормой для закрытия гигиенических факторов сотрудников, чтобы избежать текучки. Если в коллективе принято переходить на личности, нет эмоциональной и физической безопасности, например, если сотрудники вынуждены задерживаться допоздна, а потом самостоятельно добираться до дома, это вызывает стресс и очень быстро приводит к выгоранию.

Одной из сильных сторон в КазаньЭкспресс я с уверенностью могу назвать корпоративную культуру и условия труда. Основатели с самого начала уделяли этому очень много внимания, поэтому у нас работают увлеченные специалисты. И не только ради денег, а потому что чувствуют себя частью большого и важного проекта. У нас развиты программы горизонтального и вертикального карьерного роста – это помогает сохранять и развивать штат.

Например, если человек раскрыл себя полностью на роли администратора пункта выдачи заказов, у него есть два пути дальнейшего развития:

  • Вертикальный – пойти в наставники, и кадровый резерв, из которого его потом могут отобрать на должность руководителя – территориального управляющего.
  • Или по программе горизонтального роста перевестись в офис, клиентскую поддержку и так далее. Вакансии для горизонтального роста публикуем регулярно в общих чатах команды и откликнуться может любой сотрудник.

Надеюсь, опыт, которым я поделилась, будет полезен для понимания того, что выгорание – это проблема, от которой уже невозможно просто отмахнуться. Ущерб от нее – это реальные убытки компании, и их можно посчитать.

Один из принципов КазаньЭкспресс – единство. Мы понимаем это так: успех бизнеса складывается из усилий множества людей: каждый вносит свой посильный вклад в то, чтобы компания следовала своей миссии и постоянно развивалась. Мы делаем это вместе.

Берегите своих сотрудников! Люди в компании – самое ценное.

1717
4 комментария

Спасибо за статью! С удовольствием пользуюсь weeek в личных целях, а вот для бизнеса скорее выберу аспро cloud. Таск-трекера от weeek для компании нам не хватило, поэтому решили сразу пойти в crm. Тоже также следим за командой и общим настроем.

1
Ответить

Спасибо за отзыв) Будем рады видеть в WEEEK и вашу команду в будущем! Готовы проконсультировать, если будут вопросы по использованию)

1
Ответить

ну если чел выгорел и задумался об увольнении, то явно бы он уволился, рано или поздно... Поэтому не удивительно, что человек ушел

Ответить

Главное, чтобы он поскорее восстановился после выгорания. А то, как посмотрю, люди годами восстанавливаются многие О_о Потом вообще не могут опять работать.

Ответить