«ИТ — не место для красавчиков»: огламуривание отрасли может её погубить

Издание TechCrunch опубликовало колонку президента компании-разработчика ПО HappyFunCorp Джона Эванса о том, почему повышенный интерес к технологической индустрии со стороны властей, артистов и тех, кто не имеет к ней прямого отношения, может замедлить её развитие.

ЦП публикует перевод материала, подготовленный командой Newочём.

«ИТ — не место для красавчиков»: огламуривание отрасли может её погубить

Раньше техиндустрия была пристанищем для несоразмерного количества белых ворон и чудаков. Для гиков. Задротов. Для людей, которым было важно понимать, как устроены механизмы, им было необходимо их разбирать, улучшать и затем собирать снова. Эти люди существовали немного в стороне от установленной обществом иерархии и часто воспринимали эту самую иерархию как механизм, который можно разобрать и усовершенствовать.

Но теперь это не так. В наше время технологии стали определяющим культурным и экономическим фактором: основатели стартапов превратились в рок-звезд, а истеблишмент начал стекаться в техиндустрию. Рэперы и кинозвезды хотят инвестировать в технологии. «Технологические фирмы и консультанты призывают студентов, которые хотят получить соответствующий опыт, начинать собственный бизнес», — подмечает The Economist. «Высококлассные выпускники ломятся в техиндустрию», — соглашается The Wall Street Journal.

Техиндустрия становится неким институтом благородных девиц и плацдармом для верхушки среднего класса — таковыми были юридическая и финансовая сферы лет десять назад. Сейчас, когда технологии — это круто, власть на себя здесь взяли симпатичные люди, пришедшие из лучших университетов с дипломами MBA, социальными навыками и тщательно уложенными волосами, оттолкнув в сторону тех самых белых ворон и чудаков. Но, как ни парадоксально, несмотря на особое положение, у них намного меньше желания идти на риск.

Многие уверяют, что они чудаковатые, не такие, как все. Но вы не станете настоящим бунтарем, пока не бросите вызов чему-нибудь действительно важному. Отпрыски элиты, по сути, все равно остаются конформистами. Но тем временем, из-за кажущегося легкого успеха, технологическая контркультура превращается в позерство. Автор блога Technoccult Клинт Финли называет это «Prada-революция».

Контркультура когда-то существовала, и это имело значение. Интернет не должен был быть таким открытым и бесплатным. Правительства пытались навязать свои требования в течение многих лет. Посмотрите на давние попытки навязать странные, неработающие стандарты вроде X.400 вместо email-адресов, которым мы до сих пор пользуемся. Посмотрите на крипто-войны 1990-х, на попытки парализовать SSL и обвинения создателя алгоритма шифрования PGP Фила Циммермана. Но техиндустрия проигнорировала эти попытки, вытеснила их и отбилась, победив в борьбе против подобных намерений.

Справедливости ради стоит отметить, что сегодня эта борьба продолжается. Постсноуденовский всплеск интереса к сквозному шифрованию не может не радовать, как и победа в сложной борьбе за сетевой нейтралитет. Но это не пример того, как аутсайдеры дают сдачи, это пример стремления новоиспеченных гигантов защитить свои интересы.

Между тем, как пишет техножурналист Дэн Гиллмор в своей статье «Why I'm Saying Goodbye to Apple, Google and Microsoft», «мы теряем контроль над средствами, гарантировавшими нам равные возможности в инновациях — и это должно прекратиться».

Мне кажется, из-за того, что истеблишмент сливается с ИТ-индустрией и наоборот, люди, которые на самом деле думают по-другому — белые вороны, бунтари, нарушители спокойствия — будут (и уже) вытеснены (в некоторых случаях просто благодаря завышению цен). Легко представить, как через десять лет американская техиндустрия превратится в новый Уолл-стрит — огромную машину, созданную в основном для того, чтобы выкачать еще больше власти и привилегий для людей, которые и так имеют более чем достаточно.

Вот почему мне нравится Bitcoin: говорите о нем все, что хотите, в том числе и «пускай он в аду горит», но это объединение борцов за свободу, по-своему пугающее, в чем-то деструктивное и, в теории, опасное для текущего положения дел.

Вот почему я питаю слабость к Трэвису Каланику, несмотря на все недостатки Uber: кто-то же должен был снести стены этих устоявшихся картелей такси.

На сегодняшний день технологии — бесспорно, самая главная движущая сила. Каждый стартап — двигатель перемен, и все они потенциально очень мощные. Но мы по-прежнему измеряем успех в поднятых миллионах, миллиардах, в оценке, доходах, прибылях и сроках выхода на IPO. Это не губительно и не разрушающе. Но это то, как живет истеблишмент.

«Мы живем при капитализме. Его власть кажется неоспоримой — но таким же когда-то казалось божественное право королей», — утверждала великая писательница Урсула Ле Гуин на National Book Awards.

Более того, для создания действительно революционной компании никогда не было лучшего времени. Посмотрите на Y Combinator, который теперь открыт для неприбыльных стартапов. Посмотрите на удивительный список получателей пожертвований Reddit. Мне кажется, они там действительно рвутся к настоящим переменам. Огромная аудитория. Ее даже можно назвать рынком.

Капитализм не будет свергнут насильно. Этого и не нужно. Система, которая однажды заменит его, спокойно развивается в тени его высоких башен и просуществует вместе с ним много лет. Но для того, чтобы это произошло, я уверен, нам нужны истинные иконоборцы и чудаковатые вольнодумцы, которые соберутся в техиндустрии и не убегут, испытывая отвращение к симпатягам, втогршимся в эту сферу сейчас.

15 комментариев

Звучит романтично, но я не понял, почему гиковский движ противопоставляется капитализму? Совершенно некорректно так делать. Тех индустрия - это как раз таки вытекающее, плод этого капитализма. У автора слишком узкий взгляд на такое глобальное понятие.
Имхо

9
Ответить

потому что технари, гики не капиталисты. они вольнодумцы в чем то. они не преследуют цель разбогатеть. крутые идеи теперь рождаются из иных помышлений. а деньги уже сами притекают благодаря рекламе и капиталам. Все думаю придет к тому, что не нужны будут капиталисты в том количестве , что есть сейчас. многие хорошие вещи не будут нуждаться в рекламе. (Идеалист))

Ответить

Комментарий недоступен

7
Ответить

Нет.

1
Ответить