Агрономика для вдохновения: что выращивали классики

Продолжаем цикл статей, посвященный отражению сельского хозяйства в искусстве.

Александр Куприн в представлении нейросети. 
Александр Куприн в представлении нейросети. 

В новой публикации поговорим об опыте классиков литературного жанра в садоводстве и выращивании сельскохозяйственных культур. Оказалось, Антон Чехов растил розы, Лев Толстой продавал свои яблоки в Москву, а Борис Пастернак любил копать картошку.

Благоуханные осенние цветы в Гатчине

Александр Куприн называл садоводство своим вторым призванием. В интервью и письмах Куприн всегда характеризовал себя увлеченным садоводом, огородником: «Как поклонник цветов, я, прежде всего, занялся устройством сада».

В 1911 году писатель приобрел дачный дом с участком в Гатчине. Там писатель посадил яблони, разбил огород с картофелем и цветник, где росли левкои, душистый горошек, резеда, повилика.

«Снял 36 пудов картофеля в огромных бело-розовых клубнях, вырыл много ядреной петровской репы, египетской круглой свеклы, остро и дико пахнущего сельдерея, репчатого лука, красной, толстой, упругой грачёвской моркови и крупного белого ребристого чеснока».

Посреди сада, рядом с кустами сирени и боярышника, у Куприна стоял стол для работы. Сад и огород, по мнению писателя, создавали иллюзию деревни, которая «единственно создает душевный покой, настоятельно необходимый».

Дачу Куприна можно назвать полноценным фермерским хозяйством. Александр Иванович самостоятельно проводил опыты по скрещиванию цветов, разводил бойцовых петухов, гусей, кур и держал лошадей.

Даже после революции, будучи в иммиграции, Куприн не забывал о своей мечте – иметь собственный сад. Он снимал дом в пригороде Парижа, но на чужбине садоводство не радовало. Он жаловался семье, что даже французская сирень пахнет керосином. Спустя много лет, вернувшись на родину, Куприн жил у друзей, рядом со своим бывшим домом.

Другим известным писателем, увлекающимся земледелием, был Лев Николаевич Толстой.

«Хозяйство моё идёт хорошо»

Увлечение сельским хозяйством у Льва Толстова началось в юные годы. В девятнадцать лет он унаследовал от своего деда Николая Волконского (который стал прототипом старого князя Болконского в романе «Война и мир») роскошный яблоневый сад вместе с усадьбой «Ясная Поляна».

Молодой граф отнёсся к делу очень серьёзно: «Сад расширить».

Лев Толстой в представлении нейросети
Лев Толстой в представлении нейросети

И в течение всей жизни писателя плодовые насаждения расширялись и улучшались. Он увеличил площадь сада примерно в четыре раза. Пик садовой активности Льва Толстого пришелся на первые годы семейной жизни: судя по воспоминаниям его жены, Лев Николаевич посадил несколько тысяч яблонь, выращивал в теплицах персики, груши, сливы, лимоны и апельсины.

Также в имении сажали деревья для парка. Свой гонорар от романа «Война и мир» писатель потратил на саженцы берёз и засадил ими более ста гектаров. Активно Толстому помогала его супруга Софья Андреевна. Как-то в письмах она поделилась со своей сестрой: «Посадила разных деревьев 6 400 штук!»

Часто Лев Толстой работал наравне с крестьянами, он самостоятельно изучал вопросы почвоведенья, животноводства. Но для ухода за садом граф нанял опытных профессионалов. В результате плодовое хозяйство в Ясной Поляне процветало и приносило неплохой доход. Например, в 1892 году урожай яблок принес 1 700 рублей серебром (годовое жалованье инженера тогда составляло 1 000 рублей).

Сельское хозяйство помогало Льву Николаевичу вести учительскую деятельность в его сельской школе. Там он преподавал ботанику и естествознание.

Писатель с большим удовольствием прогуливался по саду, находя вдохновение в созерцании цветущих плодовых деревьев. А Софья Андреевна изобрела множество рецептов ягодных пирогов. Многие из них до сих пор их используют хозяйки, например, анковский пирог с лимонами.

«Я часто ходил в огород или сад есть те овощи или фрукты, которые поспевали. И это занятие доставляло мне одно из главных удовольствий. Забьешься, бывало, в яблоневый сад, в самую середину высокой заросшей, густой малины. Над головой — яркое горячее небо, кругом — бледно-зеленая колючая зелень кустов малины, перемешанных с сорной зарослью»

Яблочный аромат в Переделкино

Борис Пастернак знаменит как писатель и поэт, но немногие знают, что его называли гениальным дачником.

Борис Пастернак в представлении нейросети
Борис Пастернак в представлении нейросети

В 1939 году у него появилась дача в подмосковном поселке Переделкино, где писатель разбил сад и огород. Распорядок дня Пастернака всегда включал в себя работу в саду. До обеда Борис Леонидович трудился над своими произведениями, а после занимался огородом. Он самостоятельно выращивал картофель, кабачки, морковь, помидоры, ухаживал за яблонями. В годы войны огород спас семью писателя от голода.

Я за работой земляной

С себя рубашку скину,

И в спину мне ударит зной

И обожжет, как глину.

Я стану где сильней припек,

И там, глаза зажмуря,

Покроюсь с головы до ног

Горшечною глазурью


(Стихотворение «Летний день»)

По рассказам друзей, Бориса Пастернака часто можно было встретить в саду с лопатой в руках.

Лекарственные цветы и травы в Мелихово

Ещё одна знаменитая дача, где писатель мог почувствовать себя садоводом, расположена в подмосковном Мелихово. Она появилась у Антона Павловича Чехова в 32 года. Здесь великий русский писатель жил с 1892 по 1899 гг., а теперь это один из самых известных музеев автора и памятник русской культуры.

Антон Чехов в представлении нейросети
Антон Чехов в представлении нейросети

От прежних хозяев на территории дачи остались заброшенный сад и парк. Никто, даже сам писатель, не подозревал, что вскоре у Чехова проявится настоящий талант к садоводству.

«Мы ведь ни черта не смыслим. Я… в сельском хозяйстве знаю только, что земля чёрная, — и больше ничего», — так писал Чехов своим друзьям.

Однако в первый год дачной жизни он посадил сто кустов сирени, десятки вишен и яблонь.

Гости писателя удивлялись тому, как быстро ему удалось освоить садоводство. Антон Павлович очень любил цветы: на клумбе недалеко от дома он разводил всевозможные виды роз, резеду, пионы и гелиотропы. Несмотря на активную писательскую деятельность, Чехов заказывал семена, саженцы, сажал кусты и плодовые деревья, посадил сажал завёл огород с помидорами, баклажанами, спаржей и другими овощами: этот клочок земли домочадцы называли «югом Франции».

Писатель лично посадил 80 яблонь и 60 саженцев Владимирскои вишни с крупными и сладкими плодами темно-красного цвета, вырастил ели и сосны прямо из семян. Как-то Чехов в шутку сказал о своем таланте садовода: «хоть палку воткни, вырастет».

Дачный период в Мелихово стал плодотворным для литературного творчества писателя. Здесь он написал свою знаменитую «Чайку», пьесу «Дядя Ваня», рассказы «Палата №6», «Человек в футляре» и многие другие. Увлечение Чехова садоводством можно проследить в рассказе «Чёрный монах», где он подробно рассказывает про заботы персонажей о плодовом саде.

Не смотря занятость, совмещение литературного творчества и садоводства, Антон Павлович не забывал и о медицине. В Мелихово он открыл медицинский кабинет, а многие лекарства изготавливал самостоятельно, используя растения с аптекарского огорода. В этом огороде Чехов выращивал целебные растения: полынь, календулу, ромашку, мелиссу и другие.

Из-за обострения туберкулёза писателю пришлось переехать в Крым, где он купил заросший чертополохом участок. Совсем скоро на этом участке появился роскошный сад, благодаря усилиями самого Чехова.

Антон Павлович писал сестре: «Вчера посадил 12 черешен, 4 пирамидальных шелковицы, два миндаля и еще кое-что. Деревья хорошие, скоро дадут плоды. И старые деревья начинают распускаться, груша цветет, миндаль тоже цветет розовыми цветами... Одних роз посадил сто — и все самые благородные… Вообще очень хорошо, и если бы мамаша была здесь, то она не пожалела бы».

Чехов вёл учёт всех посаженных на даче растений. Всего было 159 наименований, а среди них кипарисы, тополя, кедр, сирень, яблони, шелковицы.

«Если бы я теперь бросил литературу и сделался садовником, то это было бы очень хорошо, это прибавило бы мне лет десять жизни»

Вдохновение к писателям приходит по-разному: кто-то годами вынашивал идеи произведений, оттачивал каждую деталь в рукописных черновиках, а кто-то под влиянием обстоятельств создавал шедевры за несколько недель, как Федор Михайлович Достоевский: роман «Игрок» был написан им меньше, чем за месяц.

Но совершенно точно, для творческого человека важным является атмосфера, душевное состояние и сельское хозяйство во всех его проявлениях играло в этом не последнюю роль.

5454
4 комментария

мне нравится как русские классики при это описывали сельхоз деятельность в своих произведениях ,с цитатами очень живо читается статья

2
Ответить

на самом деле интересно об этом читать ,чем занимались писатели ,люблю знакомиться с биографией и мягко говоря не ожидал найти такую статью на ви си

1
Ответить

Спасибо, будет на заметку как аргумент в споре с друзьями о том что я ерундой занимаюсь. Скажу "а вот великие тоже пытались с помощью растений создать свой душевный покой", и уж тем более если этим занимался Лев Толстой, найти более авторитетного человека будет не просто.

Прочитала пост и есть захотелось, даже не знаю благодарить или нет. Вообще на самом деле сильно погружает в образ этих персонажей, если их можно так назвать. Не забывать о том что тебя радует, даже будучи в эмиграции, это важный совет, думаю многим сейчас пригодится.
Толстой, потративший гонорар с "Войны и мира" на саженцы это, конечно, очень красиво. Как искусство физически стало садом. Про то что он работал наравне с крестьянами это, конечно, не думаю, хотя всякое может быть.

1
Ответить
Комментарий удалён модератором

Ждите, за вами уже выехали

Ответить