(function(m,e,t,r,i,k,a){m[i]=m[i]||function(){(m[i].a=m[i].a||[]).push(arguments)}; m[i].l=1*new Date(); for (var j = 0; j < document.scripts.length; j++) {if (document.scripts[j].src === r) { return; }} k=e.createElement(t),a=e.getElementsByTagName(t)[0],k.async=1,k.src=r,a.parentNode.insertBefore(k,a)}) (window, document, "script", "https://mc.yandex.ru/metrika/tag.js", "ym"); ym(97059549, "init", { defer: true, clickmap:true, trackLinks:true, accurateTrackBounce:true }); ym(97059549, 'hit', window.location.href);

Агро и искусство живописи

Сельское хозяйство зачастую становилось сюжетом для художественного высказывания. Именно сельские мотивы вдохновляли сначала «высокое» искусство, а потом и исторические и социальные изменения в период после индустриальной революции. Не зря первые социалисты и их предтечи отправлялись «в поле» для поиска новых историй и вдохновения. И это неудивительно, ведь в этой теме есть, о чем написать: о еде, производстве, сельском труде, а сейчас и о цифровизации.

Но много ли вы знаете о том, как из эпохи в эпоху менялся интерес к аграрным сюжетом и на что обращали внимания художники?

Открываем цикл статей, посвященных отражению сельского хозяйства в искусстве.

Люди — овощи

Средневековые и ренессансные художники постоянно изображали сельскую жизнь, крестьян или сельскохозяйственный цикл в качестве фоновых событий для основного сюжета — религиозного, эпического или легендарного. За спинами богинь и героев иногда возникали склоненные фигуры местных жителей, но это было скорее исключением. Все же был в те далекие времена один художник, который, хоть и не изображал крестьян и их сельскохозяйственные хлопоты, однако использовал выращенные ими культуры не совсем по назначению — в них «наряжались» его модели. Речь идет о неординарном и прекрасном итальянце Джузеппе Арчимбольдо.

Осень, Джузеппе Арчимбольдо, 1573г.

Он творил в ту эпоху, которую порой несправедливо относят к закату Ренессанса и называют маньеризмом. Вместе с тем, Джузеппе сложно отнести к какой-то конкретно художественной группе, так как его работы явно не походили на полотна его современников.

О вкладе талантливого Арчимбольдо в историю "съедобной" моды мы уже писали здесь.

Мёртвая природа

Сельское хозяйство приходило в живопись в мертвом виде — посредством так называемых натюрмортов. Действительно, в переводе в французского натюрморт значит мёртвая природа. Особенно в этом жанре преуспели на севере Европы, на территории нынешних Германии, Дании и Голландии. Здесь в XVII веке начинается так называемый Золотой век голландской живописи, известный своими вольными трактовками религиозных сюжетов и интересом к частной жизни. А еще на севере любили роскошные и пышные пиршества — не только на столах, но и на полотнах. Таким образом натюрморт развился как независимый и аутентичный жанр.

Натюрморт с фруктами, орехами и сыром. Флорис ван Дейк, 1633г.

Сельский труд как объект пристального внимания

Крестьянская жизнь привлекла интерес художника не только как фон или элемент идиллического пейзажа, а как трудовая практика. На это повлияли изменение нравов, появление социалистической и демократической повестки, а также кризис буржуазности и его репрезентации. Во Франции в то время творили Бальзак и Золя, в реалистических или даже натуралистических тонах описывающих жизнь крестьян, рабочих и маргиналов. Одновременно с ними укрепилась и реалистическая школа живописи, которая еще до расцвета импрессионизма пошатнула строгие нравы парижской Академии с ее отвлеченными и абстрактными темами. Такие художники, как Густав Курбе и Жан-Жак Милле, были прикованы к сельской жизни, к работе в поле, к тому, как труд на земле и сельская жизнь выражают неприкрытую реальность французов.

Собирательницы колосьев, Жан-Франсуа Милле, 1857г.

Не обошла мода изображать крестьянский быт и Россию. Кому-то он (быт) представлялся идиллическим и слаженным, а кому-то— тяжелым и несправедливым. Первые, как правило, писали романтические полотна, как Алексей Венецианов, а вторые тяготели к реализму, как Василий Перов. В любом случае художники с интересом всматривались в сельскую жизнь.

На пашне. Весна. Алексей Венецианов, первая половина 1820-х.

Сельские работы как ностальгия

Когда художник прекращает транслировать через свои полотна социальные ценности, он часто склоняется к эскапизму, или побегу от реальности. Так, сельская местность, крестьяне или даже забытые орудия труда становятся объектами ностальгии или метафорой скорби и тоски. Посмотрим на сельские работы постимпрессиониста Ван Гога или импрессиониста Камиля Писсаро. Для них природа и сельская жизнь становились зеркалом внутренней жизни, но никак не способом описанием реальности.

Вспаханная земля, Камиль Писсаро, 1874г.

Сельские работы и революция

В начале XX века в дореволюционной России зарождается принципиально новая стилистическая традиция, порвавшая связи с прошлым, — авангард. В действительности, это не один конкретный стиль, а набор практик, так или иначе деконструирующих наш взгляд на реальность.

Художница Наталья Гончарова в своем сельском цикле изображала женщин, работающий в поле, но делала это провокационно и ярко — лубочные стилистические заимствования «окрашивали» картину в огненно красный или даже «кляйновский» синий. Нечто похоже есть и у Петрова-Водкина, который, однако, с большей нежностью изображал крестьянский быт.

Посадка картофеля, Наталья Гончарова, 1908-1909г.

Однако манифесты авангарада были не просто эстетическими практиками, но и идеологическими. Так, появилась серия работ Казимира Малевича, посвященная сельской жизни. Здесь крестьянин становился то ли просто святым, то ли самим Христом. Подобная символика пересекалась с экстатическими переживаниями большевиков о грядущей революции.

Женщина с граблями, Казимир Малевич, 1930-1931г.

Соцреализм

С победой революции независимое искусство, триумфально отыграв в 1920-ые годы, ушло на покой в 1930-ые годы, вытесненное соцреализмом. Социалистический реализм — официальное искусство, призванное возвеличивать рабочий класс и крестьян, поэтому в эту эпоху крестьянская жизнь изображается скорее как счастливый досуг, нежели как тяжелый труд.

Сенокос, Аркадий Пластов, 1945г.

Суровый стиль: поднимаем целину

На закате СССР сельское хозяйство больше не изображалось по сложившимся веселым лекалам социреализма. «Суровая школа» видела труд молчаливым, даже немым, тяжелым и мрачным. Лица целинников Пименова выражают молчание, строгость и усталость. Неприкрытая реальность впервые спустя много лет могла быть изображена как есть, без прикрас.

Зверобои, братья Александр и Петр Смолины, 1961г.

Итак, сельское хозяйство в различных своих формах и вариациях кочевало из эпохи в эпоху, привлекая художника чем-то особенным: то ли производимой продукцией, то ли самим трудом, то ли той самой рабочей атмосферой.

В следующей статье расскажем о том, какой отклик сельское хозяйство находило в сердцах и произведениях видных литераторов.

Еще больше свежих новостей и подробной аналитики об агротехе, IT и бизнесе, а также актуальные вакансии и стажировки вы можете найти на платформе «РСХБ в цифре» и в нашем Телеграм-канале.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда