Математик без инвестиций создал тревел-сервис с дневной аудиторией в миллион человек: интервью с основателем «Туту.ру»

О том, как с помощью смекалки, команды и бережливости обойтись без внешнего капитала, что происходит на российском туристическом рынке и как сохранить мотивацию — если руководишь компанией 16 лет.

Математик без инвестиций создал тревел-сервис с дневной аудиторией в миллион человек: интервью с основателем «Туту.ру»

Математик Дмитрий Храпов запустил сервис «Туту.ру» в 2003 году.

В то время пользователи сервиса могли узнать только расписание электричек для девяти московских вокзалов. В 2019 году он превратился в хаб для путешественников, где они могут не только купить билеты, но и забронировать отель и подобрать приключение, а суточная аудитория проекта превышает миллион человек.

В интервью Дмитрий Храпов рассказал, как создал «Туту.ру» и развивал компанию без инвестиций — благодаря смекалке и команде, и что сейчас происходит на российском туристическом рынке.

Первые дни

Расскажите, как вы заинтересовались разработкой сайтов?

Первый сайт я сделал в 12 или 13 лет. У меня даже своего компьютера тогда не было — программировал у родителей на работе.

Это было страшно интересно, а ещё мне хотелось заработать. Первые сайты и первый опыт программирования были, конечно, достаточно простыми. Забавное совпадение, но свой первый сайт я разработал для небольшого туристического агентства. Сколько заплатили, не помню. На заработанные деньги я купил себе первую в жизни игровую приставку — Dendy.

Потом занялся разработкой серьёзнее: на переменах в школе изучал мануалы по HTML и JavaScript, что было не совсем обычно для школьника. К старшим классам за сайт можно было получить и по $200–300.

Прежде чем запустить «Туту.ру» вы основали интернет-агентство Mindbridge. Как это было?

В 2002 году один клиент сказал, что хочет сотрудничать с юридическим, а не с физическим лицом. Ну мы и зарегистрировались.

Вы уже учились в МГУ, верно?

Да, на мехмате. Это было между четвёртым и пятым курсом.

И «Туту.ру» появился как один из проектов студии Mindbridge?

Да. Я ездил на электричках из дома в Москву всё детство и весь университет. Электронных сервисов в 2003 году не было. Однажды мы сидели и обсуждали: «А давайте сделаем электронное расписание, чтобы было удобно?»

В этом и заключалась основная идея. В то время мы уже умели делать красивые сайты, но хотели создать продукт не просто с таблицами расписаний, а чтобы пользователь мог указать точку отправления и назначения и получить информацию. Чтобы было действительно удобно.

Концепт сайта варился и созревал в головах пару месяцев. Наконец, за два дня мы написали движок, ещё за день — оформление. Чуть больше времени ушло на наполнение контентом. При запуске у нас было расписание по девяти московским вокзалам. На следующий год добавили вокзалы Санкт-Петербурга.

В то время мы сформулировали два принципа работы, которыми руководствуемся до сих пор.

  1. Первый — наш сервис должен быть удобным для пользователей и человечным. Уровень сервиса и удобства использования всегда были для нас одним из ключевых подходов к работе. Это очень сложно постоянно поддерживать.
  2. Второй — автоматизация.

Чтобы развиваться в любой сфере, необходимо максимально автоматизировать любой ручной труд. Когда мы стали показывать изменения в расписании, надо было постоянно обновлять данные: ездить на вокзалы, фотографировать расписания и вручную вносить информацию — по мере роста сервиса это могло превратиться в неподъёмный массив сложной работы.

Значительную часть работы с информацией мы автоматизируем, но всё равно очень многое держится на конкретных людях, энтузиастах своего дела, которые имеют огромный опыт в поддержании расписания.

Качество расписания напрямую зависит от опыта и квалификации сотрудников, и у нас одни из лучших людей в России — без такой команды было бы сложно поддерживать хороший уровень.

Как вы привлекали пользователей на первом этапе?

Нас находили через поисковые системы, или приходили по рекомендации знакомых. Рекомендации — как раз следствие нашей нацеленности на удобный и человечный сервис. Потом стали развиваться другие каналы привлечения.

Как вы отметили первую сотню пользователей?

Словами: «Хорошо, здорово было бы, чтобы теперь к нам приходили по тысяче человек в день». Когда дневная посещаемость достигла тысячи человек, мы подумали: «Здорово, а как насчёт 10 тысяч?». Сейчас «Туту.ру» пользуется около 1 млн человек в день.

Сколько вы заплатили за домен tutu.ru?

$100 — стандартная цена за домен в то время.

Почему выбрали такое название?

Мы думали и над другими названиями, но не хотелось привязываться только к электричкам. Слово «туту», с одной стороны, — «железнодорожное», а с другой — просто гудок.

Я рад, что тогда мы не выбрали что-то вроде «Электричка.ру». Сейчас на электрички в «Туту.ру» приходится только четвёртая или пятая часть пользователей.

Математик без инвестиций создал тревел-сервис с дневной аудиторией в миллион человек: интервью с основателем «Туту.ру»

Деньги и инвестиции

За счёт чего вы зарабатывали в первые дни?

Сначала на рекламе. Потом появилась возможность приобретать билеты на поезда и самолёты.

С какого года сервис начал приносить деньги? Когда пошла первая выручка?

Первые рекламодатели появились в течение года. Ставишь баннерую систему, даже на маленькие сайты, и начинает что-то идти.

Сколько сервис приносил в первый год существования?

Уже не помню.

А какой была выручка, когда «Туту.ру» вышел на самоокупаемость?

Тоже не помню.

Вы с самого начала развивали сервис на собственные средства и не привлекали инвестиции. Почему? Не было соблазна, не предлагали, не хотели размывать долю?

Я верю в людей, которые делают сервис. И в то, что, если применить голову, можно сделать многое за небольшие средства. Важны не столько деньги, сколько то, можешь ли ты нестандартно подойти к решению задач.

Сделать сервис для путешественников, к которому возвращаются вновь, — плохо решаемая деньгами задача. Каждому нужно быть в теме. Без погружённых с головой сотрудников, основателей и ключевых руководителей это просто не едет.

Из-за этого и система управления получается децентрализованная. Крайне важно в каждом продуктовом и технологическом направлении постоянно адаптировать сервис и команду под изменяющиеся условия. Та же классическая иерархическая схема управления здесь существенно помешала бы бизнесу.

Приведу пример, когда мы уходили от стандартных решений. С самого начала крайне важным был вопрос аналитики, откуда приходят пользователи.

В начале 2000-х не было систем аналитики, которые бы показывали, по каким поисковым запросам приходят пользователи. Мы написали собственный счётчик и анализатор к нему. Так мы получили инструмент измерения эффективности наших действий по продвижению. Другие же полагались на общедоступные системы, которые не давали нужных функций.

То же самое с контекстной рекламой. В самом начале мы пошли в рекламное агентство, причём выбрали лучшее, по рекомендации. Сделали с ними пробу. За 30 минут у нас со счёта исчезло 30 тысяч рублей. И почти нулевой результат. Мы попрощались с ними и стали делать сами.

Наш специалист погрузился в тему полностью. Разработал модели, попробовал несколько, написал свой модуль управления ставками и объявлениями. В итоге мы смогли выйти на окупаемость контекстной рекламы.

Технологии и мозги в интернете важнее инвестиций.

Поступали ли вам предложения о покупке доли?

Какие-то разговоры происходили, но детали раскрывать не буду.

Пару раз крупные компании из России пытались нас прощупать, но до чего-то серьёзного не доходило. Скорее всего, их останавливало то, что бизнес очень зависит от команды — «с играющими тренерами».

«Туту.ру» — это ведь одновременно и ИТ-компания, и очень клиентоориентированная фирма. Наш основной состав — разработчики, технари, программисты, математики, причём высококвалифицированные и очень неравнодушно относящиеся к уровню продукта, который мы делаем.

Как-то получилось, что мы все на одной волне, понимаем друг друга и находим очень хороших специалистов. Обратная сторона — если поменять конкретных людей, сервис быстро станет далеко не таким привлекательным.

Я бы сказал, нам очень повезло найти таких энтузиастов. И сохранить такой дух университета внутри.

А если сейчас предложат, тоже не продадите?

За последние годы мы прошли все внутренние аудиты, включая аналог due diligence, так что технически готовы к общению с инвесторами.

До этого предложения были скорее «посервисные», а не про компанию в целом. Это бессмысленно, потому что наша сильная сторона на стыке компетенций команд.

«Впрямую» на нашем рынке довольно сложно заработать, прибыль складывается из постоянного обновления и выигрыша за счёт тысячи небольших действий.

Сейчас мы добавили обслуживание малых и средних корпоративных клиентов. Раньше работали только для частных лиц, считая, что корпоративные сервисы очень сложны. Но для малого и среднего бизнеса мы смогли сделать такой же удобный сервис, как и для обычных клиентов.

Можно быстро, в онлайне, оформить покупку на юридическое лицо и получить все необходимые бухгалтерские документы для оформления командировки. Мы постарались сделать так, чтобы корпоративные клиенты могли пользоваться сервисом с такой же лёгкостью, как и обычные клиенты.

В итоге для клиента всё автоматизировано и выглядит простым и естественным, но за этим стоит кропотливая работа

Как распределяется выручка сейчас? Сколько в процентном соотношении приносит продажа билетов, бронирование отелей и туры?

Мы не рассказываем.

Кризисы и решения

За время существования сервис пережил как минимум два экономических кризиса. На ваш взгляд, какой из них ударил сильнее? Что вы делали в 2008—2009 годах и 2014–2015 годах?

Мы всегда жили экономно: ужимали наши траты как могли.

В 2008 году, когда вокруг увольняли людей, мы сидели и думали: «Нам что, тоже кого-то уволить?». Во-первых, некого — каждый человек очень нужный. Во-вторых, даже если кто-то уйдёт, сервису станет только хуже.

А в 2014 году стало видно, что люди не отказываются от путешествий (как по России, так и за границу), а выбирают более бюджетные маршруты и стараются экономить.

Также стало понятно, что в России начал оживать внутренний туризм. Мы попробовали сделать платформу для экскурсий, гидов и разных активностей длительностью до двух дней. Оказалось, что сервис у поставщиков пока слабый. Поэтому мы приостановили эксперимент и вернулись к нему позже (в феврале 2019 года сервис запустил раздел «Туту Приключения» — vc.ru).

А сколько человек было в компании?

15–20 человек. Мы просто шли дальше. Кризис на нас почти не повлиял. «Туту.ру» продолжил расти — что в 2008 году, что в 2014 году, просто не так быстро.

Люди всё равно будут путешествовать — даже в кризис.

Просто меняется структура поездок: доля зарубежных снижается, доля поездок по России — растёт.

А 2019 год — кризисный?

Сложностей всегда хватает, но мы от своих планов не отступаем. Запустили «Туту Приключения», активно двигаемся в сторону мультитранспортного поиска, развиваем наши контентные проекты — «Туту.Сюжеты» и «Дух путешествий», объединяемся с сотнями перевозчиков по стране, находим тысячи и тысячи локальных сообществ путешественников и работаем с ними.

Как вы думаете, что можно улучшить в России с точки зрения бизнес-климата?

Скажу о туристической отрасли. Например, у нас есть сервис для покупки автобусных билетов. В этой сфере мы видим проблемы, связанные с государственным регулированием.

До сих пор нередки случаи, когда автовокзалы требуют бумажные билеты, поскольку у игроков рынка нет единой интерпретации текущего устаревшего законодательства, которое необходимо актуализировать под современную цифровую действительность. Встречаются остановки, на которых автоматизация отсутствует в принципе. Но процесс идёт, и мы верим, что это вопрос ближайшего времени.

При этом на автобусном рынке есть и примеры «опережения» других транспортных направлений. Я говорю о Lux Express, с которой мы стали работать на эксклюзивных условиях с середины июня 2019 года.

Компания предлагает уровень сервиса и качества перевозок, которые не уступают бизнес-классу в самолетах. Пассажиры совершают поездку в очень комфортных условиях: широкие кресла, мультимедийные системы с фильмами и музыкой, горячие и прохладительные напитки, Wi-Fi и ещё многое, что у большинства людей даже не ассоциируется с автобусами.

Какой у вас в компании горизонт планирования?

Мы предпочитаем сперва сделать, а потом про это рассказывать.

Вообще стараемся планировать на несколько лет вперёд. А если возникают возможности или нужды, которых мы не предусмотрели, то планы поправляем.

Мы хотим сделать универсальный единый сервис путешествий, с помощью которого люди могли бы найти всё, что им нужно для поездки. Это долгосрочный план на много лет вперёд, большая цель, к которой мы стремимся.

Перемены, тренды, конкуренция

В 2018 году вы провели редизайн сайта и заказали его у «Студии Артемия Лебедева». Зачем?

По двум причинам. Первая — внешняя. Старый дизайн и логотип были «транспортными». А мы стали не только про транспорт, а про путешествия и всё, что с ними связано. Хотелось единого стилистического решения, чтобы у людей не возникало диссонанса.

Вторая причина ребрендинга — организационная. По мере развития у нас появлялись новые направления. У каждого — своя команда из разработчиков, дизайнеров, тестировщиков. Чем дальше, тем команды становились самостоятельнее. И с точки зрения дизайна каждое направление развивалось по-своему.

Получалось, что пользователь открывал авиабилеты, потом переходил в раздел с билетами на поезда, и там его встречал совершенно другой дизайн. Как итог — разорванный пользовательский опыт.

Поэтому сейчас мы, с одной стороны, развиваем отдельные направления, а с другой — начинаем их сводить вместе. Например, сделали единое мобильное приложение «Туту.ру», которое содержит три вида транспорта: поезда, самолеты и автобусы.

Изменения интерфейса «Туту.ру»

2003 год
2003 год
2007 год​
2007 год​
​2015 год
​2015 год
2017 год​
2017 год​
2019 год
2019 год

Что сейчас происходит на туристическом рынке?

Главный тренд — всё переходит в онлайн и автоматизируется. Люди всё больше привыкают покупать билеты в сети. Клиенты становятся требовательнее и ожидают высокого уровня сервиса. Как следствие, уровень сервиса в туризме и на транспорте растёт.

Люди стали чаще собирать путешествия самостоятельно и находить варианты подешевле. Но многие поняли, что «дешевле» не значит «то, что нужно».

Пользователи руководствуются и комфортом, и брендом: чтобы отправление было в удобное время или у перевозчика был высокий рейтинг. По этой причине мы ввели отзывы и внедряем рейтинги перевозчиков и отелей.

Для этого нам потребовалось решить интересную техническую задачу: мы проанализировали большое количество отзывов по отелям в зависимости от тональности и ключевого смысла.

А затем автоматически отметили каждый отель тегами — «есть детский сад», «вкусно кормят» или «невкусно кормят» и так далее. Мы это сделали, чтобы человеку легче было принять осознанное решение при выборе вариантов поездки.

А вообще нам очень хочется, чтобы в стране развивался туризм, и мы над этим работаем, помогаем и пользователям, и участникам рынка.

В прошлом году вернулись к идее включить в платформу организаторов активного отдыха и запустили сервис «Туту Приключения», где собрали авторские и тематические туры, походы и экспедиции.

За последние годы поставщики этих услуг очень сильно прибавили в уровне сервиса. Большинство вчерашних тревел-энтузиастов выросли в профессиональных гидов, некоторые объединились в небольшие турагентства. Современные тематические туры отличает качество сервиса и уровень подготовки: хорошее оборудование, отработанные маршруты и подготовленные гиды.

За последние пять лет в России появилось огромное количество очень классных предложений, да и по всему миру тоже. Самые дешевые предложения начинаются от нескольких сотен рублей — это авторские экскурсии по Москве или Петербургу. Самый дорогой тур — экспедиция на Северный или Южный полюс.

Сейчас на платформе есть много необычного: экскурсия по историческому центру Санкт-Петербурга на байдарках, рыболовный тур на Байкал, иммерсивный тур в виде игры-квеста в Армению, экспедиция по северу Камчатского полуострова.

Не могу не спросить про BlaBlaCar. Они сперва предлагали пользователям путешествие на автомобилях, а сейчас постепенно начинают вводить путешествия на автобусах. Как их появление влияет на «Туту.ру»? Считаете ли вы их конкурентом?

С одной стороны, они решают важную проблему — как попасть в те места, до которых иначе как на машине не доберёшься. С другой — к ним есть вопрос, связанный с безопасностью, который они стараются изо всех сил решить.

В целом это конкурент всем железнодорожным и автобусным перевозчикам. Они развивают рынок и дают пользу путешественникам.

Я заметил, что в туристическую сферу приходят игроки, традиционно далёкие от путешествий. Например, «Тинькофф» теперь продаёт авиабилеты. Видите ли вы конкурента в нём?

Конечно, какая-то дополнительная конкуренция возникает. Это нормальный процесс. Вопрос в том, насколько у них получится сделать удобный сервис, если для них туристическая сфера — непрофильное занятие.

Мы же занимаемся не только билетами, нам важно, чтобы с помощью нашего сервиса человек мог полностью планировать путешествие, а это комбинирование разных видов транспорта и активностей.

При этом, они, конечно, хороши в сервисе, а это одна из самых сложных частей нашего бизнеса. Возможно, у коллег получится найти новую модель и повернуть рынок, как они сделали с банками. В потенциал чисто онлайн-банка же тоже мало кто верил поначалу.

Кого вы считаете главным конкурентом?

Во-первых, Google. Они обладают огромным количеством данных и могут сделать универсальный сервис.

Во-вторых, у нас есть необычный конкурент, — лень. Побеждая её, можно много интересного добавлять в свою жизнь. И не только путешествия.

Благодаря каким технологиям «Туту.ру» может измениться в ближайшие годы?

Персонификация

Современная индустрия путешествий предлагает огромный выбор, в котором легко утонуть. Цель сервиса — помогать конкретному пользователю сделать выбор.

Мы будем использовать механизм машинного обучения и обработку больших данных, чтобы выбор, который предлагает «Туту.ру», был персонифицирован под конкретного человека, его предпочтения и образ жизни.

Кому-то важна экономия, а кому-то комфорт. Один выбирает только пятизвёздочные отели, а другой хочет жить в скромном бунгало на берегу океана. Предложения сервиса должны это учитывать.

Микросервисы

Мы постепенно переходим на микросервисную архитектуру во всех наших продуктах. Это позволит в дальнейшем намного быстрее разрабатывать и масштабировать, качественнее и быстрее проводить эксперименты, сделает разработку более прогнозируемой.

О продуктивности, выгорании и саморазвитии

Был ли у вас в жизни момент, когда хотелось бросить «Туту.ру» и заняться чем-то ещё?

Был. Бывало, что накапливались проблемы и кризисы внутри компании. Ты смотришь на это всё и думаешь: «Боже мой, что с этим делать?!» — а с утра просыпаешься и опять идёшь разбираться. Учитывая сложность проекта, думаю, это периодически случается у всех руководителей. Но ты встаёшь и идёшь разбираться.

Что помогло вам с этим справиться?

Во-первых, я перетерпел это состояние. Во-вторых, начал решать проблемы.

Компания за много лет работы прошла несколько внутренних кризисов. Людей и сервисов становится больше: возникает проблема коммуникации, согласованности, ведь у каждого направления отдельная команда.

Например, первая попытка запуска сервиса для корпоративных клиентов провалилась, потому что у нас не получилось собрать сервис на стыке авиа и железной дороги.

В итоге мы пересобрали команду — выбрали людей из обоих направлений. И они уже справились. Несмотря на то что у каждого направления есть свои цели, ребята собираются вместе и ищут пути создания единого сервиса — иногда в ущерб краткосрочным целям своего направления. В решении внутренних кризисов огромную роль играет культура в компании и взаимоотношения в коллективе.

Во сколько начинается ваш рабочий день?

По-разному. Иногда я в офисе в 8:00, а иногда и в 12:00. Но даже когда не в офисе, через час после подъёма обычно занимаюсь рабочими вопросами.

Как настраиваетесь на работу?

Самый хороший настрой — сделать зарядку и плотно позавтракать. Очень важно поддерживать себя в «ресурсном» состоянии: высыпаться, есть вовремя, не забывать о спорте. Тогда настрой на работу будет происходить автоматически.

У нас много людей, которые увлечённо работают, но через какое-то время любой запал исчезнет, если не отдыхать и не вести здоровый образ жизни.

Что занимает большую часть рабочего дня?

Встречи и совещания. Раньше этого было ещё больше. Через какое-то время стало понятно: когда совещаний много — польза от них падает. Нужно освобождать время для изучения трендов, зарубежного опыта, внутренних данных.

Какой у вас рекорд по количеству совещаний?

12–14 совещаний в день.

Это когда в компании внутренние кризисы?

Иногда уезжаешь в командировку на неделю, а когда возвращаешься — в компании много желающих с тобой поговорить.

Какая у вас самая любимая, а какая — самая скучная часть в работе?

Самая любимая — работа с тем, как сделать сервис лучше: поиск решений, аналитика, обсуждение, придумывание. Также люблю быть слушателем, когда ребята придумывают что-то классное.

Если раньше я многое придумывал, то сейчас у команд очень высокая степень самостоятельности. Здорово работать с талантливыми и умными людьми.

Как и многие, не очень люблю копаться в бумагах.

Поделитесь секретом мотивации и управления людьми, который стал для вас открытием.

Я считаю, что самая сильная мотивация — самомотивация. Когда человек сам хочет что-то сделать и видит цель, к которой нужно прийти.

Если кто-то хочет делать классный сервис, программировать, придумывать интересные публикации в соцсетях, рисовать или делать интерфейс, это наш человек. Такого не нужно мотивировать.

Считаю: из-за того, что мы берём таких ребят, мы и развиваемся: постоянно обновляемся и постоянно смотрим вперёд с горящими глазами.

Этим и отличаемся от корпораций.

В корпоративной структуре, даже если сотрудник очень заряжен, можно сделать так, чтобы у него запал пропал. Поэтому основная работа руководителя — поддерживать заряд и убирать деятельность, которая не несёт смысла. То есть сохранять ту самую самомотивацию.

Мы все на работе проводим больше времени, чем дома. Если комфортно работать в компании и с коллегами, есть понятные цели, задачи и рядом такие же энтузиасты, то будет и вовлечение, и мотивация.

Расскажите о своём главном уроке управления людьми.

В какой-то момент для меня стало определённым открытием, что мало выдать какую-то задачу. Важно ещё её принять, проконтролировать, достигнут ли нужный результат. Это нужно не только для контроля. Это нужно и для того, чтобы человек, которому выдана задача, ощутил, что результат его работы имеет значение.

Знаю, что у вас в компании есть бонус за прочитанную литературу. Сколько он составляет?

3% от оклада. Чтобы его получить, человек должен от начала до конца прочитать книгу из нашей библиотеки и написать по ней что-то вроде отчёта: что он из этой книги вынес для себя. Только тогда бонус засчитывается.

Но ведь сотрудник может всё придумать?

Я верю, что люди этого не делают. Изначально эта система появилась для того, чтобы люди учились. Чтение книжек запускает процесс самообучения, а потом выливается в то, что люди начинают читать другие книги, статьи, ходить на конференции, делиться знаниями. Короче говоря — развиваться. А это именно то, что нужно для долгосрочного успеха.

Вы сами часто читаете?

Сейчас получается одну-две книги в месяц.

Семь любимых книг Дмитрия Храпова из билиотеки «Туту.ру»

  1. Тони Шей, «Доставляя счастье».

  2. Джим Коллинз, «От хорошего к великому».
  3. Элия М. Гольдратт, Джеф Кокс, «Цель. Процесс непрерывного совершенствования».
  4. Джеффри Паркер, Сангит Пол Чаудари, Маршалл ван Альстайн, «Революция платформ».
  5. Мартин Фаулер, «Рефакторинг. Улучшение существующего кода».
  6. Максим Дорофеев, «Джедайские техники».
  7. Стивен Кови, «Семь навыков высокоэффективных людей».

Какие книги вас удивили или вдохновили за последний год?

Очень понравилась книжка «Задачи трёх тел» — научная фантастика китайского автора Лю Цысинь. Раньше такой фантастики не встречал: эти именно научная фантастика — очень интересно.

А из бизнес-литературы?

Есть вдохновляющие книги вроде «Теряя невинность» Ричарда Бренсона, «История Amazon» Джона Гришема или «Alibaba. История мирового восхождения от первого лица» Дункана Кларка.

Они что-то подсвечивают, но не дают полноценного ответа на вопросы. Поэтому последние годы я больше читаю учебники — по маркетингу, управлению, менеджменту и финансам. Они позволяют посмотреть на темы с разных сторон. Может быть, это не так интересно и вдохновляюще, но гораздо полезнее.

Очень интересная книга об управлении Георгия Щедровицкого — «Оргуправленческое мышление: идеология, методология, технология», её издавал Артемий Лебедев.

Как часто вы сами путешествуете?

Совершаю 10–20 более-менее далёких поездок в год. По России и за её пределы.

Назовите три страны, которые оказались для вас открытием.

Недавно первый раз в жизни побывал в Доминикане. Было здорово! Там замечательные люди. Немного разгильдяи, но очень весёлые и позитивные.

Страна бедная, а продолжительность жизни одна из самых высоких в мире. По опросам о счастье местных жителей, страна стабильно находится на верхних строчках.

Понравилось на Байкале. Я был там в феврале 2018 года, с одним из гидов «Туту.Приключений». Удивительно красивое место. Место силы и лютого холода.

Третья страна — Белоруссия. Я люблю природу больше, чем города. В Белоруссии с природой всё хорошо. Плюс отличные дороги. Там есть удивительное место — Браславские озёра. Это не про экскурсионные поездки, а про природу и походы.

Сами часто пользуетесь «Туту.ру»?

Очень часто. Я пользуюсь многими тревел-сервисами, помимо «Туту.ру», в том числе, чтобы увидеть, как там всё устроено. Но большую часть поездок делаю через «Туту.ру».

И последний традиционный вопрос. На чём вы ездите?

На минивэне Toyota. До этого ездил на Mercedes-Benz Viano, но он слишком большой, ездить по городу тяжело. А Toyota — в самый раз.

102102
94 комментария

Первый сайт я сделал в 12 или 13 лет. У меня даже своего компьютера тогда не было — программировал у родителей на работе.

Это было страшно интересно, а ещё мне хотелось заработать. Первые сайты и первый опыт программирования были, конечно, достаточно простыми. Забавное совпадение, но свой первый сайт я разработал для небольшого туристического агентства.

Университет окончил в 2003-м, значит когда поступал в 1998-м, ему было 17. Лет "12 или 13" ему было значит году в 1992-1993. А в Рунете первый сайт появился в 1994-м. На самом деле конечно в те годы школьники вполне занимались программированием, это это были бейсик, паскаль, си или ассемблер, а никак не появившийся в 1995 году JavaScript. Ну и уж конечно "сайт для туристического агентства, разработанный школьником", это история совсем не из 90-х. Как и все остальное здесь:

Потом занялся разработкой серьёзнее: на переменах в школе изучал мануалы по HTML и JavaScript, что было не совсем обычно для школьника. К старшим классам за сайт можно было получить и по $200–300.

Изучал "мануалы" наверное на айпаде, пряча его от одноклассников под партой?

Гражданин Храпов однако знатный выдумщик.

57

Верно подмечено. Хотя, я вот тоже например уже не помню событий такой давности и дат. Если мне зададут подобный вопрос, ("а чем ты занимался в 14, 15, 17 лет?"), я запросто могу на пару лет ошибиться теми или иными событиями. Я думаю не у меня одного такое.

В целом история нравится, видно что человек сам построил все, откуда ноги растут у этого всего и т.д. Экологичный хороший бизнес, действительно редкость в России. Я, как  тоже владелец сайтов, вижу какая у них была бизнес модель и как(за счет чего) они взлетели в 2000-е  - прекрасно понимаю.

Такой разительный контраст с большинством историй на VC, где как правило истоки всего ведут к "мой хороший друг/коллега/партнер одолжил нам 20 миллионов, и мы начали вот как круто творить, читайте какие мы крутые...!"

16

Что не история на VC, то всё инфоциганство) 

3

Айпад он прятал от Джобса. Но тот проехал и запилил свой.

3

слава богу что не стал травить байки про какой-нибудь гараж где первое время работал он и его сервер)

1

свой первый сайт, не?

я вот свой первый в 2008 сделал, и?

1

Зачем покупать жд билеты на туту с комиссией, когда на ржд её нет? Использую этот сайт только как расписание электричек

27