Интернет для дачника, часть третья: сравнение роутеров от зарубежного и отечественного производителей

Некоторое время назад я писал сравнительный тест 4G-роутеров для дачи. Тема оказалась востребованной, и ко мне обратился российский производитель устройств для работы в сетях 2G, 3G, 4G.

Тем интереснее было протестировать российский роутер и сравнить его с победителем прошлого теста — Zyxel 3316. Сразу скажу, что я всячески стараюсь поддерживать отечественного производителя, тем более если качеством и по функциям он не уступает зарубежным конкурентам. Но и замалчивать о недостатках я не буду.

Кроме того, поделюсь собственным опытом превращения обычного автомобиля в мобильную точку доступа в интернет для целого лагеря или дачи.

Вопрос удалённой работы или просто жизни за городом так или иначе связан с техническими вопросами: аварийное или автономное электроснабжение, нормальная связь с интернетом.

Последнее особенно важно в связи с тем, что многие мои друзья и знакомые на лето выбираются работать на дачи, а многие перебрались жить в частные дома. При этом нормальным интернетом оснащены лишь те дома, которые находятся в городской черте. Но и их зачастую подключают только по оптоволокну за 15–40 тысяч рублей.

Вот и остается сидеть на мобильном интернете, выискивая наиболее быстрого и недорогого провайдера из тех, что представлены на рынке. Но речь пойдет не о подборе провайдера, а о выборе роутера. В прошлом тесте честно победил роутер Zyxel LTE3316-M604, продемонстрировав максимальную скорость при прочих равных условиях: время, провайдер, внешняя антенна.

На этот раз с прошлым победителем я буду сравнивать роутер Tandem-4GR и модем Tandem-4G+ производства компании Microdrive. Была мысль просто дополнить предыдущий материал, но дополнение получалось массивным, поэтому я решил разместить отдельную статью.

Интернет для дачника, часть третья: сравнение роутеров от зарубежного и отечественного производителей

Итак, роутеры Tandem являются платами российского производства, но с иностранной элементной базой. А чего ещё ждать при уничтоженном собственном производстве радиоэлементов? Но зато использован действительно серьёзный подход.

Достаточно взглянуть на суровый и крепкий металлический корпус — это скорее промышленное решение, нежели пластиковая мыльница-роутер, которая стоит у многих в прихожей.

Тем интереснее, ведь условия эксплуатации будут жёсткими: я решил не только испытать его в качестве домашнего роутера на чердаке, рядом с антенной, где зимой бывает до -35 °C, а летом все +50 °C, но и в автомобиле в качестве мобильной точки доступа. Дело в том, что последние лет десять со мной путешествует ноутбук и невозможно предугадать, где меня застанет работа.

Схемотехника простая и надёжная. Производитель заявляет, что устройства испытывались в термокамере при температурах от -40 до +60 °C. Для зимнего холодного старта есть пара термоэлементов, которые подогревают плату перед запуском, — хорошая заявка на работу в суровых условиях. Выглядят роутер и модем следующим образом.

Интернет для дачника, часть третья: сравнение роутеров от зарубежного и отечественного производителей

В чём же заключается различие? Модем Tandem-4G+ работает по USB и призван заменить устаревшие USB-«свистки», которые работают в готовых системах. Преимущество его заключается в том, что он обеспечивает надежное крепление кабельных сборок, в отличие от пигтейлов, которые крайне слабо крепятся к модемам.

Кроме того, он не перегревается при большой нагрузке, как это происходит с обычными модемами. Ну и поддерживается технология разнесенных приёмников MIMO, что должно добавить скорости.

Роутер Tandem-4GR — это отдельное устройство с Ethernet-портом и Wi-Fi-модулем, в который достаточно вставить SIM-карту, чтобы начать работать.

На нём крутится машина с модификацией Linux, то есть желающие могут крутить параметры и настраивать все фишки, присущие этой *nix-системе. Кроме того, роутер поддерживает питание в широком диапазоне напряжений: от 9 до 36 В.

Обеспечить это самое питание можно по PoE, подключив внешний адаптер питания на 12 или 24 В, а также подцепив роутер к бортовой сети автомобиля. Именно поэтому поддерживается такой широкий диапазон напряжений: во время запуска мотора напряжение проседает до 9–10 В, а во время работы генератора напряжение в бортовой сети вырастает до 14–15 В.

Это не говоря о грузовиках, у которых бортовая сеть рассчитана на 24 В. То есть это довольно крепкий промышленный роутер, способный работать практически от любого вида питания в заданном диапазоне.

Мне интересен роутер, так как локальная информационная система дома уже устоялась и нужен только доступ в интернет. Всё подключение сводится к установке SIM-карты и присоединению кабеля: все настройки российских провайдеров уже внесены в базу, а при необходимости можно самому подправить конфигурацию подключения.

Также можно выбрать или жёстко зафиксировать тип сети, с которым предстоит работать. Я это сделал с учётом того, что для меня работа приоритетнее в сетях LTE. А дальше начинается веселье — тестируем!

Интернет для дачника, часть третья: сравнение роутеров от зарубежного и отечественного производителей

Тесты Zyxel LTE3316 vs Tandem-4GR

Методика тестирования со времени большого сравнительного теста роутеров не поменялась: все замеры проводятся с одной SIM-картой, в дневное время буднего дня, чтобы минимизировать влияние нагрузки на БС.

Для теста используется антенна Prisma 3G/4G MIMO из этого обзора, которая смонтирована и ориентирована прямо на БС оператора. Каждый тест проводился три раза, а финальное значение получалось усреднением полученных результатов. Но на этом тест не закончился.

Я решил сравнить, насколько сильно влияет на скоростные характеристики технология MIMO и применение подобных антенн, поэтому отсоединил один из кабелей от роутера и повторил тесты.

Интернет для дачника, часть третья: сравнение роутеров от зарубежного и отечественного производителей
Интернет для дачника, часть третья: сравнение роутеров от зарубежного и отечественного производителей

Результаты тестирования приятно удивили. Российский роутер оказался ничуть не хуже зарубежного собрата и продемонстрировал схожие результаты, отстав на 2% в скорости приёма при использовании MIMO и на 8% при работе с одной антенной.

Зато при отправке данных роутер Tandem-4GR опередил Zyxel LTE3316 на 6%, а при работе без поддержки MIMO отстал на 4%. С учётом погрешностей измерения, данные системы можно уравнять. Но я обещал рассказать о недостатках, поэтому перейдём к ним.

Если Zyxel LTE3316 — это готовый роутер, к которому можно подключиться и работать, то Tandem-4GR потребует некоторого внимания перед началом работы. Начнем с того, что у Zyxel есть четыре Ethernet-порта и возможность разговаривать по установленной симке, задействовав аналоговый телефон.

Кроме того, Zyxel LTE3316 поддерживает стандарт CAT6, который означает возможность агрегации каналов для увеличения скорости, а Tandem-4GR поддерживает стандарт CAT4 без агрегации. Но эта функция работает только если сама базовая станция поддерживает агрегацию. В моём случае БС работала в режиме CAT4.

Также Tandem-4GR может похвастаться только одним Ethernet-портом. То есть для подключения нескольких компьютеров потребуется свитч. Кроме того, Tandem-4GR не обладает встроенными антеннами для связи с операторами сотовой связи.

Но есть и существенные преимущества: роутер можно поместить на чердак дома, в металлический короб стойки в торговом центре, смонтировать в автомобиле и подать питание как по PoE, так и от ближайшего АКБ. Кроме того, роутер умеет работать с USSD-запросами, что позволит работать с SIM-картой, не доставая её и роутера.

Таким образом, получается ничья. Поэтому тесты продолжаются. Теперь настала пора установить роутер в авто и продолжить эксперимент.

Роутер в авто. Что может быть проще

Итак, идея оснащения транспортного средства доступом в интернет витала давно. Сначала интернет раздавался со смартфона, потом я обзавелся мобильным роутером с батарейкой.

Но он тоже требует подзарядки, а прикуриватель может быть занят заряжающимся смартфоном или чем-то еще. Ну и захотелось раздавать интернет не только тем, кто находится в машине, но и на даче или в палаточном лагере.

При этом хотелось избавиться от необходимости возить с собой какой-то «чемодан для связи», то есть там, где машина, там должна быть связь. Тут и пригодился протестированный выше роутер Tandem-4GR: компактный, со встроенным Wi-Fi-адаптером, с возможностью питания в широком диапазоне напряжений. Далее будет мануал по монтажу роутера в авто, а в конце испытания и сравнение со смартфоном.

Инструкция по установке роутера Tandem-4GR в авто Kia Sportage

Установил я его в туннель между передними сиденьями и туда же подвёл все провода, включая внешнюю антенну 3G и 4G.

Интернет для дачника, часть третья: сравнение роутеров от зарубежного и отечественного производителей

Плюс взял от незадействованного элемента в блоке предохранителей. Естественно, подключил всё через предохранитель. Чтобы подключиться к блоку предохранителей, взял одну фишку и разорвал цепь, замкнув клеммы на АКБ. Потом к одной из клемм припаял блок выносного предохранителя.

Интернет для дачника, часть третья: сравнение роутеров от зарубежного и отечественного производителей
Интернет для дачника, часть третья: сравнение роутеров от зарубежного и отечественного производителей

Далее вынес на панель кнопку с подсветкой, чтобы роутер не сажал АКБ круглосуточно, а включался по внешней кнопке. Сама кнопка оснащена лампочкой, для которой нужно питание. Минус бросил на ближайшую массу.

Интернет для дачника, часть третья: сравнение роутеров от зарубежного и отечественного производителей

Затем поставил на крышу магнитную антенну GSM/3G/4G Magnita-1. Это круговая антенна с усилением 3/6 дБ и работает в диапазоне частот 700–2700 МГц, так что роутер сможет работать во всех частотах сотовых сетей. Для чего всё это понадобилось?

Во-первых, уровень сигнала с внешней антенной заметно выше, чем при приёме на антенну телефона. Во-вторых, металлический корпус машины сильно экранирует сигнал, и это тем заметнее, чем дальше вы находитесь от вышки сотового оператора. В-третьих, ёмкость автомобильного АКБ многократно выше ёмкости аккумулятора телефона. К тому же он подзаряжается во время езды.

Итак, перейду непосредственно к испытаниям. Я нашёл место, где уровень сигнала в LTE был минимален на телефоне. Вышел из машины, так как в авто сервис Speedtest вообще не загружался и провел измерения.

Интернет для дачника, часть третья: сравнение роутеров от зарубежного и отечественного производителей

Затем запустил роутер и подключился по Wi-Fi с того же телефона к нему. Использовались SIM-карты одного оператора. Сначала провёл тест с одной внешней антенной. Speedtest показал уже приемлемые результаты для сёрфинга в сети.

Интернет для дачника, часть третья: сравнение роутеров от зарубежного и отечественного производителей

Наконец я подключил вторую внешнюю антенну к роутеру, чтобы проверить, действительно ли при столь слабом сигнале есть влияние технологии MIMO. На удивление, скорость приёма выросла более чем в полтора раза. Хотя скорость передачи осталась прежней. Это связано с особенностями технологии MIMO, которая ориентирована на улучшение характеристик входящего сигнала.

Интернет для дачника, часть третья: сравнение роутеров от зарубежного и отечественного производителей

Заключение

Пришло время подвести итог. Роутер Tandem-4GR и модем Tandem-4G+ обладают чувствительным радиомодулем, позволяющим получить хорошую скорость при плохом уровне сигнала, — это факт.

Роутер Tandem-4GR по производительности вполне может конкурировать с победителем прошлых тестов Zyxel 3316, а модем Tandem-4G+ способен заменить любой USB-модем в имеющейся инфраструктуре с антенной и имеющимися обычным роутером или компьютером.

Разница в цене между Tandem-4GR и Zyxel 3316 составляет около 500 рублей в пользу первого, чего хватит, чтобы купить гигабитный коммутатор. Но у Tandem-4GR нет встроенных антенн, зато Zyxel 3316 так запросто не запитаешь от автомобильной сети, да и занимает он заметно больше места.

В итоге могу признать серию Tandem производительной и достойной размещения как в качестве источника интернета для загородного дома, так и роутером для специализированных точек или подвижных объектов.

66
13 комментариев

У обычного вай фай свистка хуже надежность, чувствительность приемника, очень геморойно подключить внешние антенны, пигтейлы по дороге постоянно будут отваливаться.

1
Ответить

А чем обычный пассивный вай-фай свисток с симкой + пауэрбанк хуже? Видимо чего-то недопонимаю, нафига такие сложности?

Ответить

Есть у меня свисток с Wi-Fi на борту. Он хорош ненадолго и в городе, где хороший уровень сигнала. Если к нему подключатся 3 устройства - он уже начинает хорошо греться, а если эти трое захотят посмотреть ролики с youtube, то на нем можно яишницу жарить. Стабильность в таком режиме я не проверял. Ну и потом, роутер с мощным радиомодулем и внешней антенной будет существенно лучше принимать/передавать сигнал, нежели свисток внутри металлического корпуса машины. А нужен ведь нормальный интернет в любом месте, а не только рядом с БС.

2
Ответить

Думаю на даче, радиус действия. Не всегда же его таскать с собой

Ответить

Сравнивать надо с микротиками тогоже класса а не с домашним роутером и не с телефоном

Ответить

А какой микротик можно разместить в машину?

Ответить

LtAP mini?

Ответить