Загадка высоких цен в аэропортовых ресторанах: разбираемся, почему еда стоит целое состояние

Каждый, кто хоть раз летал на самолете, наверное заметил, что цены в аэропортах всегда знатно оторваны от таковых за пределами аэропорта. Первое, что приходит в голову: “Они просто наживаются потому, что некуда деться”, но в реальности, все немного не так и вот, почему.

Стоимость аренды и комиссии

Аренда для общепита в аэропорту связана с уникальными условиями и затратами, а договор аренды в аэропорту, часто отличается от стандартного договора аренды в любом другом месте города. Разве что, он может быть похож на таковой на каком нибудь спец. объекте.

В практиках, которые мне удалось найти, арендаторы, вместо того, чтобы взаимодействовать напрямую с управляющей компанией аэропорта, должны сначала составить так называемый RFP (Request for Proposal) или Запрос Предложения на тот тип площади, который их интересует. Далее, этот запрос попадает в специальную комиссию, которая выбирает вендоров на основе потребностей аэропорта.

<p>McDonalds в аэропорту Детройта by Lucas Waldridge</p>

McDonalds в аэропорту Детройта by Lucas Waldridge

Иными словами, даже если у вас есть много денег заплатить за аренду, палатку с пирожками и растворимым кофе вы в аэропорту все равно не поставите потому, что это идет в разрез с целевыми потребностями аэропорта поддерживать определенный имидж, например.

Кроме того, что вам нужно пройти кастинг, есть еще и дополнительная финансовая нагрузка.

Например, согласно сервису The Parking Spot, арендная ставка для коммерческих площадей в аэропорту, более, чем в 2 раза выше, чем за его пределами.

Вдобавок к высокой ставке по аренде, вендоры могут столкнуться с обязательством платить процент от выручки в качестве концессионной платы управляющей компании аэропорта. Эта плата идет на операционные расходы, на поддержание инфраструктуры в должном состоянии и на внедрение разных улучшений в общее пространство.

Как вы понимаете, по старой доброй *традиции общепита, например, эти траты перекладывают на клиентов. В статье от The Parking Spot, пишут, что в аэропорту Портланда, например, концессионная плата составляет $80 с квадратного метра или 10-18% от выручки.

Доставка и сборы с поставщиков

Аэропорт — режимный объект и на входе досматривают не только нас с вами, но и вообще все, что попадает на территорию. Поставщики здесь не являются исключением и привезти в точку общепита в аэропорту свежие ингредиенты, например, тот еще квест.

Вендоры, которые работают с аэропортом, должны соблюдать определенные протоколы безопасности. Например, проходить специальные процедуры обработки, а также привозить грузы в сжатые временные окна на объекты вдали от города. Все это стоит денег.

Затраты на наем и расходы на персонал

Как вы уже поняли, никто не исключение и персонала это тоже касается.

Каждый раз, когда ресторан, например, нанимает нового сотрудника, в Штатах ему придется заплатить 100 баксов за его проверку службой безопасности аэропорта.

<p>Narita Express by Christian Junker</p>

Narita Express by Christian Junker

Кроме того, если ресторан хочет удержать сотрудника на долго, чтобы не платить по $100 при каждом найме, ему нужно обеспечить сотрудников набором бонусов, как, например, оплата парковки или оплата проезда на аэроэкспрессе. При этом, несмотря на то, что для резидентов аэропорта есть скидки на ту же парковку, цены все равно приличные и эти расходы тоже входят в итоговую стоимость вашего блюда в аэропорту.

В итоге

Конскими ценами в аэропортах мы обязаны не только жадности отдельных лиц в условном Му-Му или Бургер Кинге, сколько объективными причинами, связанными с работой на спец. объекте, коим аэропорт и является.

В нашем мире, где пони не какают радугой, всегда лучше проверить сотрудника или груз, который попадает в аэропорт — место массового скопления людей. Тем более, это касается всего, что попадает на борт самолета.

К тому же, всем нам нравятся разные мелочи, которые помогают скрасить наше ожидание, как, например, вот такие зеленые зоны:

Загадка высоких цен в аэропортовых ресторанах: разбираемся, почему еда стоит целое состояние

Понятно, что не во всех аэропортах прям вот так, как в аэропорту Сингапура, но мне страшно представить, какой взнос они там платят 😀

В общем, все это стоит денег, которые местный бизнес, по доброй капиталистической традиции, переносит на нас с вами. С другой стороны, по той же старой доброй традиции, никто не мешает пить свою воду, купленную перед аэроэкспрессом и есть свой Баунти, купленный вместе с водой, пока вы не попали в стерильную зону.

Рыночек, он такой.

*Под традицией, я подразумеваю нищенские зарплаты для персонала с перекладыванием их зарплаты на посетителей в виде чаевых. Особенно в странах Запада.

Пользуясь случаем, предлагаю подписаться на меня здесь. Время от времени я провожу такие исследования на тему техномагии. Например, на днях я рассказывал, как изменялась длина Конкорда в полете, а еще раньше мы выяснили, почему грузовые дирижабли не стали коммерчески успешными.

Кроме постов, я еще пишу в ТГ канал, но там я публикую короткие заметки, которых недостаточно для полноценной статьи как здесь.

Например, сегодня я залип на довольно детальное видео с работой реверса Боинга 757, а еще нашел Waaaaagh-мобиль, если вы понимаете о чем я ;) Вот он:

Waaaaagh! Красный цвет дает +15 к скорости :D
Waaaaagh! Красный цвет дает +15 к скорости :D

Отдельный пост ради такого создавать - такое себе, а обсудить в формате ТГ - вполне себе. Кстати, сделать это можно здесь.

P.S. Не ругайтесь на то, что я зову кого-то в уже надоевшую всем Телегу. Просто мне интересно общаться с людьми на одной волне со мной, а там это делать проще и быстрее. Все же пост - сильно более узко-направленное пространство для диалога. Так что сорян, не хотел никого обидеть :)

99
16 комментариев

Почему в аэропорту Сингапура еда и напитки стоят столько же, сколько они стоят в этих же магазинах (7/11 и т.п.) и кафе (McDonalds, Starbucks, Subway и т.п.) в городе?

3

Просто в Сингапуре победили коррупцию.

3

Я же описываю общий алгоритм, а не частности. Откуда я знаю, если я их цифр не видел )

У меня в ТГ была дискуссия под этим постом и вот, что написал работник авиации про цену на билеты, например, юнит экономику которых мы не знаем и в которую не вникаем.

Скорее всего, там тоже есть куча неизвестных обывателю переменных.

1

Нафига ты Waaaaagh-мобиль приплел?... Я подобных штучек за 15 минут полсотни в сети нарою, что ж теперь спамить этим всем VC?

3

Если эту статью считать спамом, то можно 95% контента VC снести нахрен )

1

Поэтому, чтоб экономить на еде в аэропортах нужно брать с собой бутербродики и главное вареные яйца

1