Экономить — это не стыдно: культура купонов в США и России

Мои знакомые разделились на два лагеря — первые никогда не упускают возможности сэкономить и лихорадочно ищут скидки, а вторые презрительно называют первых крохоборами и скрягами, которые трясутся над каждой копейкой.

Истина, как обычно, где-то посередине. Круто, когда «мое время стоит больше, чем я экономлю». Но в реальности этот закон работает не для всех. У людей может быть много причин экономить. Кто-то экономит, потому что копит на большие важные цели и не хочет растрачивать деньги зря. Кому-то приходится экономить, потому что по тем или иным причинам денег на жизнь не хватает — к сожалению, такое может случиться даже с лучшими из нас. А кто-то просто не любит переплачивать там, где может не переплачивать.

Это у нас купоны и «фишки» ассоциируются с бедными бабушками на кассе Пятерочки. Но в США и Европе использование скидочных купонов — абсолютно нормальная практика для среднего класса. Это не считается стыдным и не является показателем бедности. Безусловно, Билл Гейтс и Илон Маск не ходят в Walmart с купонами. Но обычные люди — которых, собственно, большинство, от низшего до высшего среднего класса — не стесняются пользоваться купонами, акциями, промокодами и ваучерами. Не просто так именно в США снимают все эти видео с безумной толчеей и драками на Черную пятницу — народ там действительно очень любит скидки.

В США скидки — это целая огромная культура. Люди не просто случайно берут в магазине товары по сниженной цене, а целенаправленно ищут скидки, закупаются только по сниженным ценам и собирают целые книжки с купонами. Сегодня я бы хотела немного рассказать об этой культуре и ее зачатках в России.

Экономить — это не стыдно: культура купонов в США и России

Про скидочные купоны в США

Первые бумажные купоны появились в США аж в 1888 году — в это же время в Лондоне орудовал Джек Потрошитель и вот уже более 20 лет как существовало метро. Первые купоны можно было обменять на стакан бесплатной кока-колы. Во времена Великой депрессии использование купонов по понятным причинам резко возросло. И уже к 1965 году половина всех американских семей экономила с помощью купонов.

Экономить — это не стыдно: культура купонов в США и России

Сначала купоны существовали только в бумажном виде. Надо было найти специальную брошюру — их клали в почтовый ящик или оставляли на кассах магазина — вырезать оттуда нужный купон и предъявить на кассе.

Обычно у каждого магазина есть своя брошюра. Чаще всего их выпускают крупные сетевые супермаркеты — Walmart, Safeway, Target, CVS, Walgreens. Но некоторые компании издают целые книги с купонами. Например, вот уже более 50 лет в США и Канаде ежегодно выходит книга Entertainment с купонами-скидками в интернет-магазины, рестораны, отели, музеи, развлекательные места, шоу, кинотеатры, представления. Притом в отличие от бесплатных рекламных брошюр в почтовом ящике, эту книгу люди покупают за деньги! Просто скидки в ней настолько хорошие и их настолько много, что затраты окупаются во много раз.

Экономить — это не стыдно: культура купонов в США и России

Конечно, сейчас помимо бумажных купонов есть и электронные. Их находят через сайты и приложения. В США это:

  • Groupon — в России, кстати, он тоже есть, сейчас называется Frendi

  • Coupons.com

  • Krazy Coupon Lady

  • Checkout51

  • SavingStar

  • iBotta
  • Checkout51
  • MobiSave

Создатели этих сайтов и приложений зарабатывают тем, что берут деньги за расширенный доступ к купонам и акциям. Может показаться странным платить за то, чтобы получить скидку. Но если знаешь, сколько именно ты экономишь, это может быть очень выгодно. Например, по подписке за 5 долларов можно получить скидку 500 долларов на автомобиль.

За купон можно получить скидку (от 10 до 90%) или акцию вроде «купи два товара, получи третий в подарок». В фастфуд-сетях на постоянной основе действуют купоны типа «два по цене одного» или «большой бургер за 1 доллар». Зачастую купоны суммируются — вполне реально набрать целую тележку товаров и практически полностью оплатить ее купонами, лишь немного добавив из своих денег. Многие именно так и делают) Это очень распространенная история: человек набирает товаров на 50 долларов, показывает все свои купоны, и вместо 50 долларов платит только 13 — настолько большую скидку можно получить.

Если наловчиться, на купоны можно практически полностью жить. Правда, на это придется потратить время. Для описания всей этой деятельности даже есть отдельный термин — «купонинг». Это целая работа — находить журналы, брошюры, сайты и приложения с купонами, выцеплять оттуда действительно выгодные и нужные предложения, следить за сроками годности купонов. Нужно готовиться к каждому походу в магазин, чтобы не допускать спонтанных покупок и стараться максимально использовать купоны.

Конечно, невыгодных купонов тоже достаточно — зачастую производители хитрят и предлагают акции вроде «купи десять упаковок туалетной бумаги по цене двенадцати и получи одиннадцатую в подарок». Но это только распаляет азарт) Да и учит отличать реально выгодные предложения от всякого фуфла.

Купоны — далеко не единственный способ экономии в США. Тысячи их:

  • дисконтные магазины одежды, бытовых вещей и электроники,

  • магазины «все по доллару» — у нас представлены сетью FixPrice,

  • Черная пятница, Кибер понедельник и прочие

Все это есть и у нас в России — просто не так давно и не в таких огромных масштабах.

Купоны и скидки в России — мой личный опыт

Впервые я узнала про купоны в конце нулевых, когда у меня на кассе спросили «фишки собираете?». Тогда я попыталась разобраться в этом, но мне показалось, что сэкономить таким образом много не получится. Там все время были акции типа «собери десять фишек и получи скидку 30% на набор ножей». Это как-то заморочено — во-первых, хочется сразу получить скидку. Во-вторых, мне не нужны эти дурацкие ножи)

Да и ходить собирать наклейки показалось не очень удобным. Хотя, каюсь, пару раз я получала бесплатный кофе в Маке, собрав шесть наклеек — помните, был раньше такой Мак, и была в нем такая акция.

Экономить — это не стыдно: культура купонов в США и России

Через несколько лет подруга — как раз из «лагеря» экономных — показала мне приложение Едадил. Это было уже удобнее, чем собирать фишки на кассе, потому что все в электронном виде и в телефоне. Я скачала его себе, но все равно на постоянной основе так и не начала пользоваться. Честно говоря, нет времени сидеть и выискивать там скидки.

У меня в целом отношения со скидками скорее по принципу «если пришла в магазин, вижу, что товар со скидкой и знаю, что цена реально хорошая, тогда беру, но специально скидки не ищу». В последнее время пытаюсь больше впускать экономные привычки в свою жизнь. Но при этом в комфортном для себя режиме, чтобы не тратить на поиск акций кучу времени.

Например, раньше всегда заказывала продукты во Вкусвилле через Лавку, сейчас делаю это через Тинькофф Город, потому что там дают кэшбэк 10% с каждой покупки. Для этого ничего дополнительно делать не надо, просто корзину собираю не в одном приложении, а в другом — вот и вся разница, а так ассортимент там одинаковый. В итоге только с одних только заказов во Вкусвилле в месяц капает 700-1500 рублей кэшбэка.

Аналогично и с билетами на всякие мероприятия — раньше покупала на сайте организатора просто без кэшбэка, сейчас беру тоже через Тинькофф Город. Например, билеты на «Дикую мяту» с кэшбэком 20% обошлись в 6160 рублей вместо 7700.

В целом стала больше обращать внимание на кэшбэк. Раньше просто совершала покупки, особо не задумываясь о кэшбэке — даже с таким подходом я в конце месяца получала сколько-то рублей кэшбэка. Потом начала обращать внимание на предложения по кэшбэку от партнеров банка в разделе Кэшбэк и бонусы. Если надо что-то купить в интернете — смотрю, может на этот товар/услугу есть кэшбэк или промокод.

Всегда теперь перед заказом товаров в интернете гуглю промокоды — в половине случаев удается найти и получить скидку. Это касается и крупных покупок вроде одежды и электроники, и совсем мелких вроде еды в Delivery Club.

В итоге мой ежемесячный кэшбэк увеличился. Раньше выходило 300-700 рублей, сейчас получается несколько тысяч в зависимости от трат — если трачу больше, то и кэшбэка больше, и наоборот. При этом я не занимаюсь «купонингом», не трачу много времени на поиск акций — просто покупаю не в приложении А, а в приложении Б. А перед покупкой проверить предложения по кэшбэку в приложении и погуглить промокоды — дело пары минут.

Круто, что у нас в стране акции и скидки развились до такого удобного формата. Думаю даже завести специальные «кэшбэчные» карты, пока нашла такие у Тинькофф и у Альфы, буду сравнивать условия.

В общем, вот уже много лет скидки помогают компаниям лучше продавать свои товары, а покупателям — брать их по более низкой цене. Конечно, как и что угодно на свете, скидки могут быть использованы во благо, а могут — во вред. Все есть яд и все лекарство, как говорится)

Не стоит покупать ненужные вещи, просто потому что они сейчас продаются по скидке. Не нужно терять голову при виде огромной скидке — важно сравнивать цены и понимать, действительно ли перед вами выгодное предложение. Если следовать этим правилам, скидки будут только на пользу. Ведь они, пусть и понемногу, но помогают нам экономить на всякой ерунде типа средств бытовой химии, благодаря чему у нас высвобождаются лишние деньги на то, что реально важно — здоровье, хобби, путешествия. Так что давайте не будем шеймить людей за то, что они хотят сэкономить 😉

1919
33 комментария
Комментарий удалён модератором

Для меня было открытием сервис Города внутри тинькоффского приложения, я просто покупаю продукты преимущественно во ВкусВилле, а потом обнаружила, что если через Город заказывать, то кэшбэка в месяц приходит на несколько тысяч больше, потом билеты в кино тоже через город только начала покупать, и эта экосистема меня затянула + фильм "Отчаянные аферистки" сподвигли меня написать статью про купоны и их культуру пользования в штатах.

Но иногда экономия заходит слишком далеко, может вы помните передачу на TLC "Экстремальная экономия" называлась, кажется, там люди к невероятным методам экономии прибегали... Но смотреть было интересно

1
Ответить

Ну а какой смысл в этих купонах, на 10 р масимум сэкономлю на покупке. Такой даже стыдно брать, как по мне

3
Ответить

Не скажи, есть скидки и получше, да даже тот же кэшбэк только чего стоит, пару тысяч в месяц собирается всегда, особенно, если пользоваться внутренними севисами банка

Ответить

Если убрать все эти акции, кэшбеки и прочую лабуду, то товар подешевеет для всех, потому как его цена уже учитывает все эти "экономии"
Считаю что прааильнее думать в этом направлении, а не вбивать в свою голову мысль о необходимости искать купоны/скидки.

2
Ответить

Комментарий недоступен

3
Ответить

Не подешевеют. Уберем кешбек при оплате картой (и связанную с ним комиссию за эквайринг) - повысится плата за инкассацию, банки ведь тоже жить хотят. Уберем маркетинговые скидки на товар (купоны тоже к ним относятся) - повысятся расходы на рекламу, ведь производитель свой товар как-то продавать должен. Место на полке в супермаркете тоже дешеветь не будет, им тоже прибыль нужна.

Ответить