Donate не сразу строился: история первой платформы для стримеров с бесплатным выводом средств

Рассказ о том, как мы запустили сервис и тут же его закрыли. А потом сделали новый QIWI Donate, но уже хорошо.

На рынке не было решения для блогеров, которое позволяло бы сразу пользоваться заработанными деньгами. Все существующие сервисы забирали процент себе, когда стример пытался перевести пожертвования на карту или кошелек. Кое-где комиссия достигает жутких 10%, причем за эти деньги ты еще и не получал заработок моментально – нужно было ждать зачисления.

С кошелька, напротив, можно тратить деньги сразу, то есть не надо заморачиваться с выводом денег куда-то. Для удобства к кошельку можно выпустить бесплатную пластиковую карту.

Donate не сразу строился: история первой платформы для стримеров с бесплатным выводом средств

Тестовый запуск

Работать над продуктом для стримеров мы начали еще в 2017 году. Проект задумывался как первая площадка для сбора донатов в России, которая не будет брать комиссию за вывод средств на электронный кошелек.

Почему именно на кошельки? Все просто — среди игровой аудитории много у кого они есть. Почти четверть наших пользователей увлекаются играми. Плюс от самих стримеров было много просьб найти способ выводить деньги на QIWI без комиссии.

В общем, мы думали, что обеспечив бесплатный вывод средств, мы закроем все потребности стримеров. Мы полагали, что такой киллер-фичей сможем убить всех зайцев. Но все оказалось куда сложнее. И сейчас уже ясно, что у первой версии «Доната» не было шансов.

Да, мы придумали решение проблемы с огромными комиссиями, но этого недостаточно, чтобы закрепиться на уже сформировавшемся рынке. Наши конкуренты развивали платформу несколько лет, постепенно повышая качество предоставляемых услуг. Понятно, что отказаться от решения, с которым работаешь так долго, чертовски сложно. Кому понравится заново настраивать интерфейс под себя, вводить кучу данных, привыкать к другой механике? Даже отсутствие комиссии не всегда может стать достаточным аргументом в этом случае.

Вот как выглядел личный кабинет в QIWI Donate раньше:

Как мы все переделали

Самой большой проблемой сервиса в то время существовал разрыв между командой его создателей и комьюнити. Мы толком не знали своего клиента, не учитывали потребности ни самих стримеров, ни их зрителей.

На первом этапе разработчики уделяли куда больше внимания технической стороне и пытались максимально сократить время зачисления средств. Это было важно, потому что тогда у нас еще не было технической возможности переводить деньги сразу на кошелек. Они попадали на промежуточный счет, а уже оттуда распределялись по конечным адресатам.

Планировалось, что наполнение сервиса можно будет менять в процессе, постепенно добавляя новые функции. Как оказалось, так это не работает. Никто не устанавливает приложение «на вырост», чтобы понаблюдать за его эволюцией.

Финансовые технологии развиваются настолько быстро, что сейчас конкуренция разворачивается преимущественно на уровне сервиса. А значит акцент на комфортном использовании платформы и желание угодить потребителю – самая удачная стратегия.

Как выглядит обновленный QIWI Donate:

В общем, сосредоточившись на технологичной составляющий, мы недостаточно изучили аудиторию, что в конечном счете и привело к закрытию сервиса. Погоревав, мы признали эксперимент неудачным и принялись готовиться к запуску новой платформы.

Так как нам не хватало понимания аудитории, было решено нанять несколько несколько экспертов из числа активных стримеров прямо к нам в офис. Вместе с ними в течение 8 месяцев команда из 10 человек готовила к запуску новый сервис.

Параллельно мы решили заказать анализ платежного поведения целевой аудитории у внутреннего исследовательского центра QIWI. Выяснилось несколько любопытных особенностей характера у тех, кто пользуется стриминговыми площадками.

К примеру, юные пользователи в возрасте 16-17 лет очень неохотно меняют настройки. Им желательно, чтобы большинство параметров были заданы по умолчанию. К тому же их сложнее убедить перейти с одной платформы на другую. Тратить время на дополнительные настройки такие ребята не готовы. Напротив, юзеры постарше предпочитают комфорт сэкономленному времени и могут подолгу подгонять под себя параметры, лишь бы в итоге все идеально им подходило.

На протяжении всего процесса разработки приглашенные эксперты-стримеры погружали нас в тонкости своего дела, давали советы, каким функциям уделять больше внимания. К примеру, что темная тема интерфейса предпочтительнее, потому что когда у пользователя несколько мониторов, светлый экран бликует, и от этого устают глаза. Важно было также наладить предпросмотр изменений, чтобы юзер мог заранее оценить, как будут выглядеть виджеты.

Вот пара слов от одного из наших консультантов, а теперь еще и друга QIWI:

QIWI реально старается слушать аудиторию. За 12 лет работы у сервиса накопилось много историй, когда продукты создавались или менялись по просьбе пользователей. Здорово, что с QIWI Donate компания тоже пошла этим путем. По-другому на этом рынке сложно добиться успеха

Сергей Hell Yeah Беляков

Понимая, что учесть все предпочтения нереально, мы открыли API, чтобы у пользователей была возможность часть настроек устанавливать самостоятельно. В итоге, получился по-настоящему удобный сервис, реализованный с учетом всех пользовательских пожеланий, даже мелких.

Что еще важного мы добавили и поменяли

  • Подружились с агрегатором чатов для стримеров Rutonychat. Он нас подключил к своей системе, чтобы уведомления о донатах приходили в общем потоке в одном окне.
  • Разнообразили виджеты — их теперь 5, и у них появилось превью.
  • Усовершенствовали дизайн, обратив его в сторону пользователей.
  • Добавили возможность подключить модератора к трансляции.
  • Еще в Donate появилась статистика платежей и возможность проведения голосований.

Ключевой вывод, который мы сделали из всей этой истории — в работе любого сервиса первостепенную роль играют желания юзеров. Все дополнительные функции и улучшения мы добавляли и продолжаем вносить именно по инициативе пользователей. Мы находимся в тесном контакте с аудиторией и очень дорожим ей.

Финансирование платформы

Серьезный вопрос — если QIWI не собирается зарабатывать на комиссии с донатов, на что будет жить сервис?

Проект сразу задумывался как бесплатный для пользователей кошелька. Сам смысл пожертвований в том, что на них не должны ложиться дополнительные комиссии. Люди собирают деньги на разные цели, иногда пары рублей может не хватать на серьезные вещи, например, на лечение. Поэтому для нас очень важно удержать нулевую комиссию хотя бы в тех каналах, которые мы можем контролировать, то есть в кошельке и QIWI Картах.

Разумеется, мы запускали Donate не просто ради веселья. Хотя мы и не рассматриваем его как способ заработка, это все же хороший способ привлечь новых пользователей в экосистему QIWI и рассказать о других наших продуктах. Чем крупнее аудитория у стримера, тем больше потенциальных клиентов узнают о QIWI.

Проектов, кстати, становится все больше, особенно в игровом направлении. Не так давно мы запустили свою киберспортивную лигу, в разработке сразу несколько чисто геймерских продуктов. Появление Donate — еще один шаг в построении собственного игрового комьюнити.

88
18 комментариев

Собирать донат на стриме поиска закладок.

5
Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить

Пожертвования не облагаются налогом

1
Ответить

Соберешь так денег на стриме, а тебе аккаунт заблокируют за подозрительные переводы.

1
Ответить

Странно вообще, что левая контора будет диктовать мне условия хранений средств у неё. Есть 115 ФЗ, есть презумпция невиновности, гарантированная Конституцией.

1
Ответить

помню, когда мне служебное письмо киви переслали про то, что не нужно мне помогать, так как сами будут делать стрим донат сервис. Это было года два назад. Чет долго запускались.

1
Ответить

А с чем вам нужна была помощь?

Ответить