Про маркировку обуви по полочкам: дедлайны, чек-лист, стоимость, штрафы

Сооснователь сервиса для торговли «МойСклад» Аскар Рахимбердиев — о том, что делать, куда подключаться и какие дедлайны у предпринимателя, продающего обувь.

Про маркировку обуви по полочкам: дедлайны, чек-лист, стоимость, штрафы

1 июля запускается очередной проект по обязательной маркировке — на этот раз обуви. В интернете статей об этом много, а чёткого представления, что, когда и кому делать, они не дают. Более того, некоторые тексты просто вводят в заблуждение. Пришлось написать самому.

Какие виды обуви должны маркироваться

Все, из любых материалов, включая тапочки и кроссовки (коды ТН ВЭД 6401-6405).

Кого затрагивает маркировка

Производителей, импортёров, оптовых и розничных торговцев, включая комиссионеров.

Небольшой лайфхак: если вы шьёте обувь по индивидуальным заказам, то не попадаете под маркировку.

Чек-лист: что нужно сделать

До 1 октября 2019 года:

  • Получить усиленную квалифицированную электронную цифровую подпись (УКЭП).
  • Зарегистрироваться в системе маркировки: для этого нужна УКЭП с предыдущего этапа.
  • Если вы производитель, вступить в GS1 Russia.
  • Если на складе или в магазинах есть остатки, начать маркировать их упрощёнными кодами (без регистратора эмиссии). Товары с упрощёнными кодам можно продавать два года после их выпуска.

До 1 февраля 2020 года:

  • Получить регистратор эмиссии.

  • Промаркировать все остатки.

  • Подключиться к одной из систем электронного документооборота (ЭДО).

  • Если вы торгуете в розницу, у онлайн-кассы придётся обновить прошивку. (Прошивки для маркировки обуви у большинства производителей ещё не вышли.)

  • Купить и подключить 2D-сканер.

  • Проверить, что в кассовом софте есть поддержка маркировки.

Фактически основным дедлайном стало 1 февраля 2020 года. После этой даты можно будет производить, импортировать и продавать только маркированную обувь.

Основные процессы

Как маркировать свои товары

Актуально для производителей и импортёров.

  • Если это новый артикул обуви, получить в GS1 его код GTIN. По правилам для каждого размера должен быть свой GTIN, даже для одного артикула.

  • Заказать в системе маркировки коды для полученного GTIN. Если вы сшили 100 пар обуви — заказываем 100 кодов, они будут уникальными.

  • В системе маркировки ввести коды в оборот.
  • Если вы производитель: распечатать полученные коды и расклеить их по коробкам.
  • Если вы импортёр, отправить коды производителю и надеяться, что он ничего не напутает. На таможню коробки должны приехать с уже наклеенными кодами.

На практике это выглядит так.

Как продать оптом

Просканировать коды со всех коробок, которые вы отправляете покупателю. Внести их в накладную. Отправить электронную накладную покупателю через ЭДО.

Как купить оптом

Проверить, что поставщик не накосячил с кодами: сверить коды из электронной накладной с фактическими кодами на коробках. Подписать накладную в ЭДО.

Как продать в розницу

Это самая простая часть — на кассе отсканировать код маркировки. Он будет записан в специальный тег в электронном чеке, и на этом ваша часть работы заканчивается.

На практике это выглядит так.

Как продать обувь через интернет-магазин

Не забывайте про новое правило двух чеков с 1 июля (один чек на предоплату, и второй — на окончательный расчёт и передачу товара). В чеке предоплаты коды маркировки, естественно, не нужны. Их нужно записывать во втором чеке. Если это невозможно (вы отправили заказ службой доставки, которая не вскрывает упаковку), продажу кода можно зафиксировать в системе маркировки в специальном документе выбытия из оборота.

Сколько это стоит

  • Квалифицированная электронная подпись стоит в среднем от 3000 рублей. Действует год.

  • Сервисы ЭДО обычно позволяют бесплатно принимать входящие накладные. Отправка — зависит от объёмов, до 10 рублей за накладную.

  • 50 копеек (без учёта НДС) за каждый код маркировки.
  • Некоторые операторы ОФД добавляют к своим тарифам до 1000 рублей за поддержку маркировки.
  • Членство в GS1 Russia — 3000 рублей в год (это спеццена для маркировки, обычная в пять раз выше).

  • Онлайн-касса уже есть почти у всех, но скорее всего, потребуется обновление прошивки — до 2000 рублей за обновление одной кассы.
  • 2D-сканер — вполне приличные модели стоит от 4000 рублей. Менять каждый год не надо.
  • Наклейка кодов производителем на ваш товар — как договоритесь.

Открытые вопросы и на что нужно обратить внимание

  • Регистратор эмиссии: тот, который надо получить до 1 февраля. Сколько они будут стоить, можно ли будет арендовать и использовать удаленно — пока неизвестно.

  • Штрафы за нарушения. Точно административка по статье 15.12 части первой КоАП РФ — штраф до 10–100 тысяч рублей. Под вопросом статья 171.1 части первой УК РФ (конфискация, до шести лет и миллиона рублей) — будет ли она относиться к «новым» цифровым кодам или речь в ней идёт про старые акцизы и прочее.

  • Поставщик косякнул и по документам отгрузил один и тот же код вам и другому магазину. Другой магазин успел подтвердить накладную раньше вас, и теперь вы вроде не можете корректно продать чужой код. Что делать? Пока неизвестно.
  • Что будет, если остатки в вашем магазине (по версии системы маркировки) и настоящие остатки разойдутся? Рано или поздно это будет происходит у всех. Ответственность пока никак не прописана. Пользователи ЕГАИС могут поделиться своим опытом.

  • Скорее всего, обновление касс станет непрерывным процессом, надо готовиться к тому, что прошивку придётся обновлять один-два раза в год. Уже сейчас планируется новая версия ФФД для обновления формата кодов маркировки. В будущем, возможно, появятся новые ФН, которые будут валидировать коды (сейчас можно продать любой код).

  • На 1 декабря 2019 года запланировано начало обязательной маркировки новых групп товаров (шин, духов, белья и прочих). Процесс для них будет в общих чертах совпадать, но детали пока неизвестны.

Более подробно про маркировку можно узнать из записи нашего последнего вебинара.

1515
14 комментариев

Зачем вообще нужна маркировка обуви? Почему именно обуви?

1
Ответить

Это установленные правила игры. Гадать, почему именно обувь — это такая современная схоластика.

1
Ответить

"Если это невозможно (вы отправили заказ службой доставки, которая не вскрывает упаковку), продажу кода можно зафиксировать в системе маркировки в специальном документе выбытия из оборота"

Если быть точным, то документов по выбытию поступит два, первый при передаче в службу доставки (новый статус - выбытие через доставку), второй - код маркировки в чеке при фиксации выкупа курьером через ОФД.
Но это нормально и за такое задвоение никто не накажет.

И маленькая ремарка про ОФД - поиграть в "а давайте и тут срубим денег" решили в Такском, Первом ОФД, Платформе и Контуре.
Часть уже "перекрасилась" на ходу, что это были лишь проверки гипотез.

1
Ответить

У ОФД вообще бизнес не шибко маржинальный, я не уверен, что независимые ОФД в принципе способны существовать. Тут хотя бы появилась возможность ARPU заметно поднять.

1
Ответить

Аскар, спасибо за статью, очень актуальная и больная для нас тема-но есть вопрос. Вот такая ситуация-у нас клиент из Беларуси, мы только отшиваем ему одноразовые тапочки (то есть оказываем услугу) из его же сырья (давальческое). Отшиваем-он увозит их себе в страну, оплачивает нам услугу по отшиву. Собственно вопрос-мы должны маркировать эти тапки? Заранее благодарю за ответ.

Ответить

Судя по всему, должны: https://www.moysklad.ru/poleznoe/markirovka-tovarov/voprosi-i-otveti/#17
И там же
Нужна ли маркировка при продаже товара на экспорт (за границу)?Да, маркировка нужна.

Ответить