Оценка стартапа на начальном этапе развития

Был на семинаре по теме “Оценка стартапа на начальном этапе развития.” Представитель консалтинговой фирмы долго и весело рассказывал о различных методах оценки стартапов, приводил примеры оценок стартапов в разных отраслях, применял различные коэффициенты. Убеждал в необходимости такой работы перед тем, как идти к инвесторам за деньгами.

После выступления я его спросил, как часто инвесторы прислушиваются/соглашаются с оценкой стартапа, которые сделала его компания (за счет стартапа, заметьте). Он ответил, что он рекомендует стартапам не показывать конкретный расчет инвесторам и не ссылаться на них, а просто говорить, что оценка стартапа была сделана на основе каких-то определенных факторов, используя ту или иную методологию.

Мое мнение. Попытка оценки стартапа на начальном этапе его развития на основе каких-то методик, взятых из учебников для оценок действующих бизнесов или придуманных “консультантами” абсолютно бессмыслены.

Стартап акселераторы это прекрасно понимают. Они принимают стартапы в свои программы, оценивают их всех одинаково. Топовые акселераторы Долины инвестируют в стартапы по оценке 1,5 – 2 млн. долларов для всех стартапов, независимо от их результатов: продаж, количества пользователей и т.п.

Продвинутые акселераторы и ангелы прекрасно знают power law и понимают, что гораздо важнее найти тот самый стартап, котрый принесет х1000, чем тратить время на бесполезные расчеты.

Наиболее опытные ангелы инвесторы, принимают решение об инвестировании или неинвестировании очень быстро и не заморачиваются с какими-то расчетами по оценкам. Такими расчетами стоимости компаний любят заниматься либо неопытные ангелы, либо ангельские ассоциации, которым надо чем-то занять своих специалистов.

Выводы: при поиске инвеститций на начальном этапе развития стартапа не тратьте время на попытку оценить ваш стартап, используя какие-то сложные модели. Единственное, что можно с уверенностью сказать о стартапах на ранней стадии развития, что абсолютное большинство из них разориться в течение нескольких ближайших лет и в этом случае совершенно неважно по какой оценки в них делались инвестиции.

33
5 комментариев

на мой взгляд оценить можно рынок на который нацелен стартап, а как оценить сам стартап если он еще не приносить дохода или не имеет продаж я не понимаю. И мне кажется любой серьезный инвестор или ангел сам все посчитает перед тем как вкладывать.

2

Если у стартапа уже есть цифры, то почему бы не посчитать?
Не все ангелы готовы вкладывать деньги в пустые идеи.

И это к оценке совсем не относится, а скорее подтверждение работы бизнес идеи. А оценка делается очень просто. Если вы готовы отдать 20% и вам необходимо на развитие $200 000, то оценка стартапа $1 200 000, купят или нет, другой вопрос. Главное, что без $200к никакого роста у него дальше не будет, это минимум. Можно вообще не оценивать и заявлять искомую сумму, все все поймут. И нет смысла нанимать людей, считать расходы и стулья со скрепками, это же стартап.

3

В основном вкладывают не в пустые идеи а в команды, которые как видится инвестору, имеют способность и энергию постоянно меняться и двигаться, пока не найдут тему на которую можно сесть и хорошо заработать. Опытные инвесторы прекрасно понимают, что первоначальная тема, с которой к ним пришёл стартап, ещё сто раз поменяется в процессе реальной работы с рынком.

2

Ценность стартапа определяется не тем сколько он денег приносит сейчас, а тем сколько он будет зарабатывать через 10-15 лет. И просчитать стоимость стартапа, особенно в начале его развития, невозможно. Никто из опытных инвесторов не тратит время на это. Как говорят многие их них: мы знаем хорошо только то, что финансовые прогнозы, представляемые стартапами никогда не сбываются. Смотрят на команду, на идею, тренды, конкуренцию и т.п. и принимаю.т решение инвестировать или нет.

Почему инвесторы инвестируют в стартапы, которые либо имеют небольшую прибыль, либо чаще всего просто убыточны? Так именно потому, что они надеются, что через какое-то время – на практике достаточно долгое – эти стартапы займут лидирующее положение/станут монополистами на своих целевых рынках. И большинству стартапов требуется для этого достаточно долгое время от 10-15 лет: Microsoft, Apple, Amazon, Google, Facebook, Airbnb, Warby Parker…