Jobs to Be Done, или всё, что следует знать о желаниях пользователей

Мы в Carrot Quest изучили много сложных и полезных материалов по теме, решили систематизировать полученные знания и написали подробное руководство о том, что такое Jobs to Be Done.

185185
44

Уже в который раз натыкаюсь на противопоставление персоны и Job to be Done.
Каждый раз встречаю два противоречия:

1. За персону выдают то, что ей не является.
"Настя, ей 27 лет, она учится в институте культуры и активно ведёт Instagram."
Такое описание не является персоной (окей, оно может быть подробнее). А считать, что персоны "выдумываются", значит противоречить основным принципам их создания.

2. Противопоставляют сущности абсолютно разных категорий.
Персона - это артефакт. JTBD - это теория.
Персоны - это способ (или формат) описания людей. Они используются командами разработчиков (чего-либо).
JTBD - это инструмент для понимания людей. Он используется для изучения.
(Сам Клемент неоднократно подчеркивал в своей статье "The JTBD Data Model", что это в первую очередь теория.

Так вот возникает вопрос. Почему бы не комбинировать способ изучения потребителей с формой их описания? В Персону отлично встроятся все пункты из модели Клемента: желания, ограничения, катализаторы, доступный список выбора. JTBD и персоны это одинакого полезные методы (об этом есть несколько материалов у Nielsen Norman Group).
А с содержанием персоны, которые ничего не говорят нам о потребностях человека и причинах его поведения (мотивы, барьеры, драйверы) и вообще о том, что нам делать с этим человеком, следует поступить следующим образом - выкинуть нахрен.

Ибо зачем создавать бесполезные персоны, а потом доказывать, что они не работают?

5
Ответить

Ну в исследовательском процессе здорового человека всё так и обстоит) Сначала мы разбираемся с "работами", после чего сопоставляем работу с неким профилем. Иначе как же мы проведём JTBD-интервью? Кого рекрутировать? Другое дело, что профиль в данном подходе осмысливается как инструмент изучения самой работы. Поэтому мы не требуем от него, например, репрезентативности.

А вот чем ближе уже к коммуникации, тем более важен профиль. Потому что говорить приходится на разных языках, разными аргументами и т.д.

3
Ответить