Как составить вакансию, чтобы на нее откликались

Всем привет! Сегодня хотелось бы поделиться информацией по составлению конкурентной вакансии. Мы в Remokate каждый день конкурируем с другими агентствами и внутренним поиском клиентов за внимание кандидатов, поэтому прокачались в составлении (Господи прости) продающей вакансии.

На любом рынке есть пересечение спроса и предложения, если твое предложение очевидно лучше среднего по рынку, тебе проще будет найти сотрудника, если очевидно хуже – сложнее.

Рекрутинг – это про рынок, на котором есть спрос и предложение. В зависимости от вакансии и времени расстановка сил меняется. Если нужных людей не хватает, их запросы растут, когда рынок насыщается кадрами, запросы падают. В принципе, нанять можно кого угодно и за сколько угодно – вопрос времени. Если бизнес выходит с хорошим (по соотношению требования/компенсация) предложением, сотрудник найдется быстро. В случае слабого предложения срок увеличивается, а также увеличивается количество требуемых каналов. Исключения тут случаются в виде редких специалистов.

В 2023 году во многих сферах ощущается нехватка кадров, и я говорю не только про “Айтишников”. Хороших инженеров, сейлсов, да даже рекрутеров, мало. По данных hh. ru, мало – это когда на вакансию 5 кандидатов. Поэтому, скорее всего, вам придется конкурировать за хорошего специалиста.

Как составить вакансию, чтобы на нее откликались

Сегодня поговорим только о теплом (входящем) канале поиска, а именно, об обертке, которую видит потенциальный работник, – вакансии. Как и любая упаковка, вакансия – просто обложка, которая привлекает внимание и создает первое впечатление. Но если предложение по своей сути хреновое, то симпатичная обертка не поможет решить задачу найма. Поэтому начнем с главного – формирования требований и компенсаций.

Оценка рынка

Для составления адекватного рынку портрета будущего сотрудника нужно изучить, что требуют коллеги из крупных компаний. Это хорошо помогает оценить актуальность своих хотелок, а возможно, и дополнить их. Для этого рекомендую использовать аналитику hh, с помощью сервиса можно легко определить, что предлагают и требуют конкуренты. Для этого нужно перейти по ссылке и ввести название должности и условия.

Как составить вакансию, чтобы на нее откликались

Во вкладке “Анализ конкурентов” можно увидеть среднюю зарплату по позиции.Во вкладке “Анализ конкурентов” можно увидеть среднюю зарплату по позиции.

Как составить вакансию, чтобы на нее откликались

Внимательно прочитайте 5-10 вакансий конкурентов, из них можно взять кучу инсайтов. Обращайте внимания на требования и задачи, которые предстоит решать сотруднику. Изучив информацию, можно приступать к составлению собственных требований.

Требования

Из-за отсутствия опыта найма малый бизнес часто выставляет нереалистичные требования к будущему коллеге. Например, менеджер по продажам-переводчик или программист-комплектовщик (да, бывает и такое). Также часто бывает, что работодатель в принципе не сформировал у себя ожидания к будущему работнику и в ходе работы сотрудник обрастает горсткой функций, на которые он не подписывался. Это демотивирует и влечет за собой риск увольнения. Хорошо, что мы сначала изучили рынок и не допустим таких ошибок: )

Верно сформированные ожидания помогут составить программу компенсации, быстрее найти нужного человека и не потерять его. Их необходимо выписать в формате:1) Что предстоит делать человеку? 2) Каким должен быть специалист для решения этих задач?

3) Какой опыт необходим для решения этих задач?

Во время первичного брифинга с клиентом мы задаем большое количество вопросов из этой формы. Рекомендую взять ее в работу и заполнять самостоятельно перед наймом.

Для примера будем использовать вакансию разработчика, поскольку именно это наша предметная зона. Далее вакансия будет разбита на несколько блоков, о которых отдельно поговорим.

Заголовок

Как в случае с моей статьей заголовок — главный генератор трафика, поэтому в нем лаконично должны быть изложены главные продающие поинты. Удаленка, сдельная зарплата, релокация или любое другое преимущество, которое будет интересно вашей целевой аудитории.

Разработчик Vue. JS (релокация, зарплата в usd)

Релокация для многих специалистов сейчас является ключевым поинтом при выборе

Если от специалиста ждем знания языков, то заголовок и всю вакансию можно написать на нужном языке – будет первичным фильтром. При анализе конкурентов обратите внимание, как они называют позицию, возможно, конверсии в открытие прибавит замена Разработчик на Developer и наоборот.

Компания

В блоке о компании необходимо указать самые важные и значимые факты, которые привлекут внимание кандидата. Дочитываемость вакансии зависит от того, насколько лаконично, понятно и привлекательно описаны первые строчки. Если начинать с фразы “Мы — аккредитованная айти компания, которая работает на рынке 7 лет”, велик риск потерять читателя сразу.

  • Опишите, чем занимается компания в одно-два предложения.
  • Добавьте цифр и статистики:
  • количество пользователей сервиса; дата основания компании; рейтинг; количество людей в штате; самые крутые достижения и т. д.

Яндекс — это международная компания, зарегистрированная в Нидерландах и владеющая одноимённой системой поиска, интернет-порталами и службами в нескольких странах. Компания наиболее популярна в России, Казахстане, Беларуси, Германии и США. Поисковая система Яндекс является четвёртой среди поисковых систем мира по количеству обрабатываемых поисковых запросов (свыше 6,3 млрд в месяц).По состоянию на 2022 год Яндекс по популярности занимает 8-е место в мире и 1-е — в России.

Проект / отдел, в которые идет человек

В этом пункте необходимо описать, в чем суть проекта и его ценность. Также важно рассказать про будущих коллег соискателя: корпоративы, увлечения, общая миссия или видение уже работающих людей. Рассказы про ценности и желаемое будущее помогают продать вакансию высококвалифицированному сотруднику. Senior разработчику в любой компании дадут плюс-минус одинаковые условия, поэтому он выбирает не столько из-за денег, сколько из-за задач, которые ему предстоит решать. Они должны быть интересными и давать возможность профессионального роста. Также важно подробно описать стек технологий, с которыми предстоит работать успешному кандидату.

Что может смутить:

  • Указание стека команды в целом, а не стека специалиста, которого ищут. Кандидат может подумать, что от него хотят знания и бэка, и фронта, и умение играть на фортепиано.
  • Работа с легаси. Например, если укажите Objective-C для IOS разработчика.

Команда мобильной разработки Иви создает и развивает приложение, которое каждый день используют миллионы пользователей в России. Благодаря нам зрители каждый день получают доступ к сотням любимых фильмов, количество которых постоянно растет. Приложение Иви для iOS – одно из самых популярных в Appstore приложений для просмотра видео-контента. Наша команда ищет iOS разработчика, который будет помогать развивать наши приложения и совершенствовать фреймворки.

Требования

Этим словом лучше не называть свои хотелки от кандидата — слишком грубо звучит. Идеально начать с мягкой фразы — “Нам точно, есть что обсудить, если ты любишь, умеешь и хочешь” или “Вам будет комфортно с нами работать, если вы имеете опыт”

Желательно указывать только ключевые факторы и с конкретикой. Компании зачастую присылают в требованиях Git, Jira, Confluence и т.д. — это трудно назвать навыками/инструментами, без наличия которых в компанию его не возьмут. Поэтому их можно указать в стеке, а вот в требованиях — не стоит.

Будет здорово сразу указать то, что точно ждет кандидата. Например, если подразумевает знание алгоритмов, можно написать: “Мы ищем человека, который разбирается в алгоритмах и структурах данных”. Это поможет на входящем потоке отсечь кандидатов, которые не готовы решать алгоритмы на интервью.Пример

Наши ожидания от кандидата:

- Опыт разработки iOS от двух лет;

- Уверенное знание Swift и Xcode;

- Знание iOS HIG;

- Знание паттернов проектирования;

- Unit testing;

- Уверенное знание git.

Что предстоит делать

В блоке необходимо описать задачи, которые непосредственно каждый день будет выполнять человек. Описание задач тоже можно сделать более интересным, если исходить из решения новых задач, свободы творчества человека. Профессиональный интерес разработчиков — решения нестандартных, новых задач. Если можно преподнести ваши задачи с этой стороны — отлично.

Выбор оптимального варианта доставки между двумя точками в городе и не только среди множества вариантов и с учетом ограничений.

Работа с доставкой ко времени, а не абстрактно «в течение дня», как привыкло большинство компаний.

Этапы интервью

Укажите всю информацию, что вам известна:

  • Название этапа;
  • Сколько займет времени в среднем;
  • Что ждет кандидата на каждом этапе;
  • Кто проводит.

Этапы отбора:

- Общение с HR (20 минут) . Обсудим вакансию

- Интервью с СЕО+СТО (1 час) . Софтовое интервью + по техническим компетенциям

- Встреча с командой (20 минут) . Познакомиться, обсудить детали и убедиться, что точно стоит принимать оффер

Почему стоит попробовать?

Это часть вакансии, которая аргументирует трату время на интервью с вами. Поразмышляйте о том, что может привлечь кандидата. Тут на помощь придут продающие факты, о которых я писал выше. Укажите:

  • Ссылки на опен сорс проект на гитхабе, ссылка на хороший ютуб канал, статьи, аккаунты и т. д.
  • Конкретные цифры, достижения.
  • Если новый проект — Мало/отсутствие легаси.

- Мы стараемся пробовать новые технологии и подходы. У нас есть задачи, где мы используем SwiftUI и Jetpack Compose (iOS и Android соответственно) , есть отдельные проекты на Flutter, а для приёма платежей мы пользуемся технологией SoftPOS.

- Наше понимание архитектуры не ограничивается словами MVC, MVP, MVVM, Viper, RIBs и так далее. Мы очень ценим знание принципов объектно-ориентированного анализа и дизайна, постоянно стремимся улучшать собственные навыки в этом направлении. Но ещё важнее для нас умение применять композицию, поддерживать dependency inversion, увидеть необходимость и применить facade.

- Сильная команда. Средний уровень разработчиков в компании — senior. Есть чему поучиться, есть с кем обсудить то, что уже знаешь.

- Отличные перспективы для профессионального и карьерного роста: регулярные доклады разработчиков внутри компании, участие и выступления на конференциях.

- Работа в большой IT-компании с налаженными процессами, на которые можно влиять. Настроенные процессы CI/CD, большое количество автоматизаций и кодогенерации, делающих работу проще и приятнее, работа над качеством, вся ключевая функциональность покрыта автотестами.

Что мы предлагаем

Здесь нужно быть лаконичным, излагать только факты, без воды. Обязательно должны быть:

  • Вилка (по возможности) ;
  • Формат работы (офис/гибрид/удаленка) ;
  • Интересные моменты про офис, формат и тд.

Наши сотрудники:

- Получают опыт в международной компании;

- Работают в одном из самых крутых офисов на Мальте с кинозалом, барбекю зоной на крыше, баром и тд. ;

- Пользуются всеми привелегиями малтийского вида на жительство, переехав за наш счет;

- Могут обращаться в страховую за частным медицинским обслуживанием;

- Не сидят за рабочим столом целый день, а могут посмотреть футбол, поваляться на диване, погулять в течение рабочего дня;

- Выбирают комфортный график и ходят в офис только по тем дням, когда хочется (хоть раз в неделю)

Рекрутинг так устроен, что любой кандидат может оказаться подходящим. Каждое слово в вакансии может как зацепить, так и оттолкнуть кандидата. Поэтому важно чутко относиться к ее написанию. Со временем у вас выработается собственный стиль, который станет частью HR-бренда.

Спасибо, что дочитали до конца. Недавно я выпускал статью с десятью вредными советами при найме, который гарантированно помогут вам никого не нанять, предлагаю почитать.

1313
5 комментариев

А что делать, если вакансия как у всех, и особо нечего рекламировать?

1
Ответить

Есть стандартные плюшки: Полный соц. пакет, мед страховка, кофе/чай за счёт компании

Ответить

Удаленка и аккредитация. Этого хватит на 80%

Ответить

Прогоните через нейросеть и будет вам совершенно новая вакансия

Ответить

Очень полезно! Как рекрутер, хочу отметить, что, чем больше информации о компании, проекте, стеке, этапах и плюшках указано, тем меньше вопросов возникнет у кандидата на этапе интервью. И, соответственно, отклики будут более релевантными к вакансии

1
Ответить