Как увеличить капитализацию компании в десятки раз только за счёт идеи?

Принято считать, что стоимость бизнеса равна сумме его материальных и финансовых активов. Но что, если такой метод недооценивает бизнес, а равно искажает его ценность для инвесторов? Поговорим о неочевидной теме для бизнеса — активах нематериальных.

Как увеличить капитализацию компании в десятки раз только за счёт идеи?

Друзья, привет! Меня зовут Иван, я предприниматель (IT, производство).

Сообщество предпринимателей CLUB.ORG постоянно проводит онлайн-встречи, где мы друг с другом делимся полезным опытом. Мы решили «переводить» наиболее интересные вебинары в формат статей, и сегодня разберем вопрос отдельного вида активов бизнеса, который может существенно изменить оценку его стоимости.

Спикер — Михаил, предприниматель с 23 годами опыта, основатель компании по оценке HMA (нематериальные активы) компаний, и эксперт по инновациям и цифровым технологиям.

Михаил

Любой бизнес нужно оценивать не в статике, а в его динамике — учитывая внутренние процессы обеспечивающие ее жизнедеятельность, накопления интеллектуальной собственности и информационные ресурсы. Полная оценка компании может отразиться на скоринге при выдаче займов, на тендерах и инвестировании бизнеса.

К сожалению у нас в стране такая оценка распространена слабо, и нематериальные активы, формирующие прибыль, не отображаются на балансе российских компаний.

Нематериальный актив — это интеллектуальная собственность компании, которая приносит ей прибыль

В том числе та, которую нельзя запатентовать. Клиентская база, промышленные образцы, отлаженные бизнес-процессы и самое главное — репутация. Все эти (и многие другие) вещи относятся к нематериальным активам, и наряду с прочими несут ценность для компании.

Если говорить совсем просто — нематериальные активы (далее — НМА) нельзя потрогать и ощутить физически, в отличие от продукции, станков, зданий и денежных средств компании.

Для примера, Coca-Cola имеет порядка 96% процентов нематериальных активов. В них входят рецепты напитков, налаженные каналы сбыта продукции, ноу-хау компании и прочее.

Бухгалтерская сторона

Чтобы поставить НМА на баланс, необходимо соблюсти регламент бухгалтерского учета. Он включает в себя четыре обязательных фактора, которые позволяют оценить ваш НМА:

  1. Актив отделяем — он может быть самостоятельным инструментом, и использоваться вне зависимости от других активов.
  2. Чтобы признать актив нематериальным, к моменту постановки на баланс он должен просуществовать 12 месяцев.
  3. НМА имеет экономическую выгоду, и используется в бизнес-процессах.
  4. Актив создан в результате интеллектуальной деятельности.

Также, с 2024 года, в стандарте бухучета некоторые активы также могут быть признаны как НМА. Среди таких неисключительные права и лицензии. Но некоторые, вроде товарного знака или хард и софт-скиллов кадров компании, перестанут являться НМА. Исключение составляет деловая репутация, т.к. она неотделима от бизнеса.

В чем польза нематериальных активов

Наглядно рассмотрим потенциальные и реальные ситуации:

Юридическая защита компании

Допустим ситуацию, что вы — производственное предприятие, у которого есть промышленные образцы. Вы поставили их на баланс, и оценили в 70 млн. рублей.

Некая компания-конкурент случайным образом делает копию вашей продукции. Вы узнаете об этом, и обращаетесь в суд, для которого ваш нематериальный актив является существенным аргументов.

В случае хищения того же ноу-хау или переманивания сотрудника конкурентом, защитить свои инвестиции в разработки без оформления прав на ноу-хау практически невозможно.

Тендерные преимущества

Кратко разберем на двух конкретных кейсах: компании UDM Pay и OKFIL.

У первой стояла задача — привлечь 70 млн. рублей для выхода на рынок на страны СНГ за счет продажи 10% доли в бизнесе. Компания имела показатели:

  • 170 млн. выручки
  • Собственные активы в 22 млн. рублей
  • 2 патента на изобретение без оценки

На этой основе, они переоценили патенты, и поставили их на баланс, что повысило стоимость активов бизнеса на 60 млн. рублей.

Итог — компания получила оценочное преимущество, и была профинансирована на 70 млн. в виде конвертируемого займа под долю в 10%.

Другой компании требовалось увеличить активы, чтобы соответствовать требованиям зарубежного тендера на 550 млн. рублей.

Согласно условиям тендера, активы исполнителя должны соответствовать стоимости лота, но материальные и финансовые активы имели сумму лишь в 50 миллионов.

Благодаря оценке и постановке HMA компании удалось выиграть тендер, и получить контракт на поставку продукции зарубеж.

Увеличение кредитного лимита

С помощью HMA можно осуществить рост кредитных показателей, и снизить кредитную ставку на 1-2 пункта.

Допустим бухгалтерия у предприятия показывает отрицательный баланс чистых активов, однако ей требуется дополнительное кредитование. Само собой банк откажет в выдаче займа, и здесь также может помочь оценка HMA.

Чистые активы компании увеличиваются, а доля заемного капитала наоборот – уменьшается.

После скоринга компании при наличии оценки HMA, вероятность выдачи кредита возрастает в разы.

Как оцениваются НМА?

Простыми словами: предположим, компания по производству стиральных машин придумала технологию, благодаря которой можно совместно стирать белые и цветные вещи без риска окраски. То есть, данная компания разработала ноу-хау.

Чтобы адекватно оценить ноу-хау, следует изучить его на наличие аналогов в мировом рынке. Если аналог существует, нужно проследить за его историей развития. На основе анализа и сравнительного подхода, через мультипликатор, можно сформировать потенциал роста для конкретной компании.

В другом варианте (в том числе при отсутствии прецедента, а равно уникальности нашего ноу-хау) можно выстроить финансовую модель на 5 лет вперед, относительно продуктов и деятельности этой же компании без внедрения этого ноу-хау (методология Гордона) .Кстати, именно этот метод применяют почти все известные транснациональные компании, оценивая свои НМА, которых у неё порядка 90% относительно всего объема активов.

Само собой, трудно оценить чистую идею без наличия MVP, продукта и его первых тестов/продаж. Дать цену голой идее конечно можно, но вряд ли она получит высокую стоимость, даже если эта идея кажется невероятной, и имеет все шансы на успех.

И разумеется, раздуть собственные НМА может каждая компания. Именно раздуть, а не дать адекватную оценку — нарисовать большие цифры, и приклеить к ним некое обоснование, под силу любому предпринимателю, однако такой подход исключит все выгоды и описанные выше возможности, которые открывает переоценка и учет нематериальных активов.

Надеюсь расшифровка вебинара оказалась вам полезной!

Мы проводим встречи в Zoom каждую неделю — они доступны любому участнику CLUB.ORG

Новые расшифровки уже в процессе разработки, не пропускайте.

Делюсь опытом в ТГ-канале Замятин Иван из CLUB.ORG.

Всем добра и позитивного настроения!

3838
30 комментариев

Интересно, как репутацию можно оценить? Тем более, если это самый главный нематериальный актив

4
Ответить

Пригласил в комменты Мишу

2
Ответить

Пока это наиболее отдаленная перспектива именно в текущих российских реалиях, хотя западники это уже «отцифровали». Несколько ссылок, в каких метриках и как системно можно на это смотреть.
1. Методика оценки репутации Reputation Quotient (RQ) от Harris Poll, которая изучает основные атрибуты репутации компании среди покупателей, инвесторов и общественности. Источник: https://theharrispoll.com/reputation-quotient/
2. Исследование Reputation Institute, которое оценивает репутацию компаний на основе опросов потребителей и экспертов. Источник: https://www.reputationinstitute.com/
В нашей случае, мы говорим больше именно про фокус внимания руководителя, что в «экономике знаний» есть другая незадействованная часть активов компании. Это те самые нематериальные активы, которые могут в потенциале быть вовлечены в хозяйственную деятельность. Ниже здесь приводится Иваном Замятиным ссылка, где про это говорится и это ближайшее будущее.

1
Ответить

И что немаловажно ,кто оценку такую производит и защищает ли перед кем-то?

Ответить

Особенно если репутация неразрывна связана с физлицом (директором и/или владельцем) такой компании.

Ответить

Гудвил это все основном тема хорошо работает когда компания хочет быстро выйти на IPO. Это как сейчас Carmoney выходит на биржу через головную компанию ПАО. Вот у этой ПАО и должен был при покупке появиться гудвил.

Ответить

Если она плохая то оценка ниже неужели это непонятно 😐

Ответить