Сегодня День бортпроводника. Собрали 5 улётных фактов об этой профессии

12 июля — Всемирный день бортпроводника гражданской авиации. Мы в Рыбе сделали к этому празднику спецпроект для «Уральских авиалиний», и оказалось, что бортпроводники — настоящие супергерои. Например, вы знали, что любой из них умеет эвакуировать пассажиров за 90 секунд? А что бортпроводники принимают роды в воздухе, слышали? Пристегните ремни, откройте шторки иллюминаторов — сейчас всё расскажем.

Сегодня День бортпроводника. Собрали 5 улётных фактов об этой профессии

В бортпроводники можно прийти из любой профессии — важны здоровье и еще два качества

Откроем секрет: вы можете стать бортпроводником, если захотите. Это правда, мы не шутим. Специальное образование не нужно, всему научат в учебном центре за три месяца. Главное — пройти собеседование и медкомиссию. Как нам рассказали бортпроводники «Уральских авиалиний», к ним часто приходят работать медики, психологи, лингвисты и даже спасатели МЧС.

Но это не значит, что стать бортпроводником очень просто. Отбор проходят не все. Сначала кандидатов проверяют на собеседовании: оценивают эрудицию, манеру общения, стрессоустойчивость. Дальше проходят самые обаятельные, выносливые и коммуникабельные.

Качества, без которых точно не стоит идти в профессию, — эмпатия и стрессоустойчивость. Без любви к общению и людям работать тоже не получится.

Вот реальные вопросы, которые иногда задают бортпроводникам (и они спокойно на них отвечают — проигнорировать или нагрубить нельзя) :

  • Где можно покурить?
  • Как попасть в кабину пилота, чтобы порулить самолетом?
  • А где здесь балкон?
  • Можно открыть иллюминаторы? Что-то душно.

Когда отбор пройден, кандидатов отправляют на медкомиссию. Здоровье у них должно быть почти как у космонавтов. Но есть и допустимые отклонения, например с дальнозоркостью медосмотр подпишут — в линзах работать никто не запрещает.

Проходят серьезное и сложное обучение: эвакуация за 90 секунд, тушение салона и имитация посадки на воду в бассейне

Чему можно научиться за три месяца? Всему необходимому, если подготовка организована серьезно, обстоятельно и с практикой.

Бортпроводники изучают 15 дисциплин. Вот только некоторые из них: воздушно-правовая подготовка, организация перевозок на воздушном транспорте, конструкция и эксплуатация систем и оборудования ВС.

По каждому предмету потом сдают экзамен. Самый серьезный и сложный — по аварийно-спасательной подготовке. Ребята учатся эвакуировать пассажиров, тушить пожары, спасать тонущих при посадке на воду, спускаться по надувному трапу и оказывать первую помощь. Вы знали, что эвакуировать пассажиров из горящего самолета нужно всего за 90 секунд? Именно поэтому все личные вещи во время эвакуации необходимо оставлять в салоне — тратить драгоценное время на сумки и рюкзаки нельзя.

Вся практика проходит в реалистичном макете самолета с креслами и багажными полками. Искусственное дыхание и реанимацию отрабатывают на «манекене Гоше», а эвакуацию пассажиров при посадке на воду — в настоящем бассейне.

Тушить пожары тренируются на специальном экране, где горят разные части салона самолета. Чтобы пройти испытание, нужно выбрать правильный огнетушитель и разрядить его в экран. Процесс сопровождается шумовыми и голосовыми эффектами — еще одна проверка стрессоустойчивости.

Не только обслуживают и просят пристегнуть ремни, а отвечают за безопасность и даже следят за самочувствием пилотов

Многие думают, что задача бортпроводника — разносить напитки и еду во время полета и следить за спинками кресел и столиками :) Да, но это только малюсенькая часть их обязанностей.

Работа бортпроводников начинается еще до вылета. За два часа они приезжают в аэропорт, чтобы пройти медконтроль и инструктаж. Потом на брифинге старший бортпроводник распределяет обязанности в бригаде и за каждым закрепляет зону ответственности.

В самолете бортпроводники проверяют свои зоны по чек-листам. До того как первый пассажир зайдет на борт, должно быть осмотрено аварийно-спасательное оборудование, салон, кухни, туалетные комнаты и принято питание и напитки
В самолете бортпроводники проверяют свои зоны по чек-листам. До того как первый пассажир зайдет на борт, должно быть осмотрено аварийно-спасательное оборудование, салон, кухни, туалетные комнаты и принято питание и напитки

Во время полета главная обязанность бортпроводников — обеспечение безопасности. Им постоянно нужно быть начеку — разрешать конфликты на борту, присматривать за пассажирами, следить за самочувствием пилотов. Вы замечали, что иногда на взлете и посадке стюардессы сидят с закрытыми глазами? Думаете, они спят? Нет, они мысленно повторяют алгоритм действий при аварийных ситуациях.

Без бортпроводников ни один рейс не полетит — а что делать, если у кого-то из бригады случился форс-мажор или внезапно поднялась температура? И тут всё предусмотрено: в гостинице всегда находится резервная бригада для подстраховки.

Спасают жизни: регулярно, а не только на кукурузном поле

Пока мы готовили спецпроект, узнали несколько историй спасения, от которых слезы на глазах и мурашки по телу. Бортпроводники могут всё — и роды принять прямо на борту, и реанимацию провести, и вывести на безопасное от самолета расстояние растерянных пассажиров в кукурузном поле.

Например, начальник службы бортпроводников «Уральских авиалиний» Аксана Ашомко спасла жизнь десятилетнему мальчику, у которого во время полета случилась внезапная остановка сердца. Вот как она рассказывает об этом:

Я увидела, что у ребенка произошла остановка дыхания, отсутствовали пульс и сердцебиение. Кожа начала белеть… Тратить время было нельзя, это понятно. Я приняла решение о реанимации. Эмоций в этот момент никаких не было. Первая мысль — мы должны ему помочь. Он должен жить.

Губернатор Свердловской области вручил Аксане знак отличия «За заслуги перед Свердловской областью» III степени за спасение жизни
Губернатор Свердловской области вручил Аксане знак отличия «За заслуги перед Свердловской областью» III степени за спасение жизни

Командир воздушного судна совершил экстренную посадку в ближайшем аэропорту в Самаре. На земле ребенка уже ждала карета скорой помощи, и мальчика экстренно госпитализировали. Медики отмечали, что юного пассажира удалось спасти благодаря оперативной помощи стюардесс.

А бригада бортпроводников на рейсе Ош — Екатеринбург приняла роды в воздухе.

Наша бригада быстро отреагировала и приняла роды прямо в воздухе. Через 15 минут на свет появился мальчик. Роды прошли успешно. Новорожденный и мама чувствовали себя хорошо, — вспоминает Татьяна Юрьева.

Михаил Коломоец спас жизнь мальчику, которому стало плохо в терминале аэропорта Кольцово. Рассказ пробирает до мурашек:

Мы с бригадой прошли таможенный контроль и готовились к посадке. В этот момент по залу бегал мужчина и звал на помощь. Кто-то из пассажиров увидел нас и крикнул: „Бортпроводники, помогите!“ Я не растерялся и бросился на помощь. Когда подбежал, ребенок уже не подавал признаков жизни. Пульса не было, дыхания не было. Я сразу начал проводить реанимацию, — вспоминает Михаил. — Всё это длилось где-то четыре минуты, после чего ребенок пришел в себя. К этому моменту подоспели медики.

И, конечно, все помнят, как в августе 2019 года пилот Дамир Юсупов посадил самолет с отказавшими двигателями на кукурузное поле. Бортпроводники тогда смогли сохранить спокойствие на борту и быстро вывели людей из самолета. Экипаж «Уральских авиалиний» спас 233 жизни.

Мы даже не сразу поняли, что сейчас будет вынужденная посадка. Думал, заходим на второй круг. С коллегами поняли, что ситуация развивается внештатно, только когда сели, — рассказывает Дмитрий Ивлицкий. — Плохо мне не было. Первые минуты люди паниковали. Было много детей, их родители кричали: „Успокойтесь!“ Кто-то пытался забрать вещи, но я громким голосом сказал, что нужно уходить. Там уже не до вещей было.

Слева направо: бортпроводники Дмитрий Ивлицкий, Дмитрий Гончаренко, Яна Ягодина, капитан лайнера Дамир Юсупов, второй пилот Георгий Мурзин и бортпроводницы Надежда Вершинина и Алия Слякаева
Слева направо: бортпроводники Дмитрий Ивлицкий, Дмитрий Гончаренко, Яна Ягодина, капитан лайнера Дамир Юсупов, второй пилот Георгий Мурзин и бортпроводницы Надежда Вершинина и Алия Слякаева

Могут уйти на пенсию пораньше, но редко так делают

Стюардессы уходят на пенсию в 45 лет, а стюарды в 50 — после минимального стажа в 7,5 и 10 лет в небе.

Совсем прощаться с авиацией не обязательно — можно перевестись работать «на землю» — например, заняться формированием и размещением летных бригад
Совсем прощаться с авиацией не обязательно — можно перевестись работать «на землю» — например, заняться формированием и размещением летных бригад

Но многие бортпроводники настолько любят свою работу, что выходят в рейсы и после десятков лет в воздухе. Вот что рассказывает о своей работе старший бортпроводник отряда Жданова Елена Николаевна:

Общий стаж моей летной работы — 32 года. Я люблю свою работу за живое общение с людьми — коллегами, пассажирами, сотрудниками аэропортов, интересных и прекрасных в своем разнообразии; за график, позволяющий совмещать офисные будни, путешествия и преподавательскую деятельность; за возможность передать свой опыт следующим поколениям бортпроводников; за неземные (во всех смыслах этого слова) рассветы и закаты; за сверкающую в лучах солнца ливрею на „железных птичках“; за восхитительные улыбки наших бортпроводников. Одним словом, авиация для меня — это целая жизнь, и я люблю ее за каждую деталь во всех ее проявлениях!

Мы сделали сайт в супергеройской тематике — загляните и узнайте больше о профессии бортпроводника

Специально ко Дню бортпроводника мы подготовили лонгрид, в котором собрали самую интересную информацию о профессии. В достоверности сведений можете не сомневаться — всё проверили сотрудники «Уральских авиалиний».

Если хотите узнать про работу бортпроводников больше интересного, переходите на сайт совместного спецпроекта нашей редакции и авиакомпании «Уральские авиалинии». Там крутые иллюстрации в супергеройском стиле и красивые фото бортпроводников. Есть даже фотки с котиками и собаками — куда же без них :)

6666
35 комментариев

Какой стильный сайт, моё почтение ❤️

5

С Халком классно 👍🏻 И всех бортпроводников с праздником, вы уж им передайте!

2

Всегда хотел жену стюардессу. Романтика. Но увы не получилось. Пока не там искал, лимит возраста вышел.

1

А в чем романтика?

fake it until you make it 🙂

1

У вас или у кандидаток? ))

Дама с собачкой на обложке обаяшка. Больше бы ребят физически развитых в бортпроводники

1