Когда стартап не взлетел. Как не захлебнуться в «голубом океане»

Вся медиасфера заполнена успешным успехом. Старт-апы, хакатоны, инвесторы, мотивация, самопрезентация и регулярный коучинг. Историю успеха джобса знают лучше чем «выпьем, няня, где же кружка». И это не плохо, но я предлагаю говорить и о другой стороне медали. О тех, кого дельфины не вытолкнули на берег, а утолкали в глубину (голубого океана). Люди должны здраво оценивать риски – финансовые, карьерные, репутационные.

Когда стартап не взлетел. Как не захлебнуться в «голубом океане»

Ведь что главное, когда пускаешься в карьерные и предпринимательские авантюры? Главное – обеспечить едой кота.

Итак. Те, кто в голубом океане утонул, обычно о своем опыте молчат. И теперь я понимаю почему. Ниже штрихами пункты, если будет что-то еще сказать, добавляйте пожалуйста.

  • Сложно предъявить собственную неудачу бизнес-сообществу. Про неудачи не говорят. Там были вроде факап-уикенды, но там неудачи типа «мы заказали в переговорку стол недостаточно корпоративного цвета, но это только сплотило нашу команду, повысило мотивацию, и послужило прекрасным поводом провести стратегическую сессию». Когда нечем платить за электричество и рассчитывать людей при увольнении, а друзья не берут трубку, это немного другое.
  • Неудачный опыт как бы перечеркивает все твои предыдущие достижения, и сильно тебя обесценивает в бизнес- и профессиональном сообществе, это касается как собственника, так и наемника. Ты одновременно – обладаешь уникальным опытом борьбы за жизнь и антикризисного управления, и лузер.
  • Наемных сотрудников плохо потом берут на работу. Рекрутеры, которые в жизни (не держали ничего тяжелее х) не видели сложных кейсов, задают вопросы со словом «Почему». Вот зашел бы рынку новый для страны продукт, человек бы со сцены с микрофоном рассказывал, как он превозмогал и превозмог. А поскольку не превозмог, то он ходит теперь по собеседованиям, и пытается описать сложный опыт в пустые глаза собеседника. Лайфхак. Попробуйте сходить к собственникам, те лучше понимают.
  • Возникает неприятный эффект, когда вложения – работы, времени, энергии – не дают никакой отдачи. Обычно ты вкладываешь – что-то да получаешь. А тут ты вкладывал, вкладывал, вкладывал – и ничего не вернулось. Тут главное вовремя остановиться. А то можно вложить свое здоровье и чужие деньги. (хотя нет. Ты получаешь «бесценный опыт». Но мы же уже выяснили, что ты все равно лузер).
  • Еще один неприятный эффект – немецкий концлагерь style. Там была такая пытка, что людей хорошо кормили, но до обеда они яму выкапывали, а после обеда ее же закапывали, и от этой бессмыслицы люди активно умирали. Уничтожение результатов своего труда очень деструктивно влияет на психику. Например, ты собирал команду уникальных специалистов в какой-то отрасли – долго и с трудом – а потом сам их всех и увольняешь.
  • Проблемы с деньгами тянут за собой проблемы и в отношениях. Появляются эффекты, которых раньше никогда не было. Например, не получается собрать банальную пьянку у себя дома. Люди вроде и не против, но как-то не доходят. И почему-то возникают проблемы в личных отношениях, вплоть до развода.

Понятно, что талантливые и амбициозные люди ищут новые ниши, рискуют, пробуют. Просто цену неудачи надо понимать тоже. Мотивационные спикеры ваш кредит за квартиру платить не будут (мы уточняли). Особенно эта проблема остра для эдаких совестливых вовлеченных наемников – когда проблемы чужого бизнеса они пытаются компенсировать собственным здоровьем, временем, и делят финансовые риски.

Так что берегите себя, друзья, и пускай все у вас получается!

2424
20 комментариев

Нашел как то этот текст на уже закрытой странице в Фейсбук Создателя "СІ" он миллиардер если что .

Перевод
Успешный Успех - начинается с жадности и скупости основателей старт-апа к посевным !
1- ЗП 60% от рыночных для всех до старта окупаемости
2- Слать всех кто хочет с вас деньги за рекламу.
3- Никаких офисов ! только подвалы и гаражи за копейки !
4- Никакого нового оборудования только старые БУ Q6600 и Ubuntu
5- Принтер не новее Laserjet 5 а ноутбуки не дороже 140 $
6- Как и телефоны (2000-Затертого) года из Индии.
7- Никаких скидок клиентам! только допродажи и бонусы.
8- Никаких выставок только прямые продажи у дверей потенциального как в фильме "В погоне за счастьем 2006"
9- Будьте наглые с потенциальным клиентом ! Помните это не люди перед вами, а всего то game number Нет никакого "войдите в наше положение" - есть только ваше положение и оно дермовое !
10- Помните жизнь это Гиперболизированная версия фильмов "Fun with Dick and Jane" и "Very Bad Things 1998" Вам не кто не даст второго шанса особенно инвестор и кредитор.

8
Ответить

Спасибо! хороший список. действительно в начале, когда инвесторы дали денег, велико искушение их избыточно тратить. Заказывать самое дорогое оборудование, и прочее. Потом это оборудование продается втридешево

Ответить
2
Ответить

Стас, с экзистенциальной точки зрения наверное да))

1
Ответить

Вспомнилось незабвенное сразу)

"Человек берет кредит. На этот кредит он снимает офис, покупает джип “чероки” и восемь ящиков “Смирновской”. Когда “Смирновская” кончается, выясняется, что джип разбит, офис заблеван, а кредит надо отдавать. Тогда берется второй кредит — в три раза больше первого. Из него гасится первый кредит, покупается джип “гранд чероки” и шестнадцать ящиков “Абсолюта”. Когда ”Абсолют”…"

Подавляющее большинство проблем у стартапов связано с неверной психологией: нужно сначала заложится на фиксацию убытков, а многие (опустим то, что люди не имеют жизненного или бизнес опыта) пытаются сначала рассчитать прибыль.

Про кота самое актуальное)

2
Ответить

Да, я считаю, что это основная ответственность начинающего предпринимателя)))) банки и инвестор перебьются, а котик привык хорошо кушать)))

Ответить

Вот это нужно давать читать стартаперам перед запуском бизнеса.

Мотивационные спикеры ваш кредит за квартиру платить не будут (мы уточняли).У них у самих ипотека )

1
Ответить