Busfor: онлайн-продажи билетов на междугородные автобусы в России не превышают 7%

Развитию мешает нежелание автовокзалов сотрудничать с агрегаторами, сетуют участники рынка.

Билеты на междугородные автобусы на большинстве направлений в России до сих пор недоступны для покупки через интернет. Об этом пишет «Коммерсантъ» после опроса участников этого рынка.

По оценке агрегатора Busfor, доля онлайн-продаж билетов на междугородные автобусы в среднем по стране составляет 6-7%, в крупных городах показатель достигает 20%. Рынок междугородных автобусных перевозок Busfor оценивает в 125-150 млрд рублей в год с учётом серых перевозчиков.

«Коммерсантъ»
«Коммерсантъ»

Газета опросила Busfor, «Атлас» и ассоциацию «Автобусные линии страны» о препятствиях развитию онлайн-продаж билетов на междугородные автобусы:

  • Главная проблема агрегаторов — противостояние с автовокзалами, которые не готовы делить комиссию от оформления билетов. Если у агрегатора или его перевозчика-партнёра нет договорённостей с вокзалом, то пассажира с билетом, купленным через интернет, не пустят на автобус.
  • Наладить полномасштабную продажу билетов без сотрудничества с вокзалами агрегаторы не могут, так как автовокзалам принадлежит информационная система, через которую проходят все данные о рейсе, времени его отправки и оставшихся билетах.

Автовокзалам не выгодно упускать финансовые потоки перевозчиков. По этой же причине до сих пор редкий автовокзал пускает на перрон с электронным билетом. И это не потому, что нельзя, а потому, что такие барьеры девальвируют ценность агрегатора и удобство покупки билета в онлайне.

Михаил Томшинский, основатель сервиса «Атлас»
  • Один из барьеров для развития сотрудничества с вокзалами — их принадлежность государству. Госпредприятиям, владеющим автовокзалами, выгодно быть «планово убыточными» и получать дотации, замечает Томшинский.
  • По разным оценкам, в стране от 800 до 1,5 тысячи автовокзалов и автостанций, в советское время они все принадлежали государству. Сейчас часть из них перешла к частным собственникам, но половина по-прежнему принадлежит государству.
  • Региональные и муниципальные власти не готовы продавать вокзалы, так как опасаются, что новый собственник может поменять профиль работы или спровоцировать передел рынка в регионе. Инвесторов отталкивает излишняя зарегулированность. «Отрасль избыточно зарегламентирована, что пугает любого нормального инвестора», — говорит Томшинский.
  • Вокзалы и перевозчики теряют пассажиров — они всё чаще предпочитают сервисы совместных поездок вроде BlaBlaCar или «Попутчик.ру». По оценке ассоциации «Автобусные линии страны», в 2017 году сервисы карпулинга перевезли около 18 млн пассажиров при обороте в 9,6 млрд рублей, а уже по итогам 2018 года объёмы должны были составить 31 млн пассажиров и 16,3 млрд рублей.
  • «Серые перевозчики бурно развиваются в обход автовокзалов», — констатирует президент ассоциации «Автобусные линии страны» Борис Лоран. По его мнению, автовокзал как отдельно стоящий объект уже не будет рентабелен, он должен стать частью торгового или бизнес-комплекса, где основную прибыльность обеспечат торговые площади, а не продажа билетов и залы ожидания для пассажиров.
1414
9 комментариев

Совок. Нахуй работать, если можно не работать и получать дотации.
Если перестать платить им дотации, сами побегут к агрегаторам заключать контракты.

11

Какая-то совершенно дикая оценка размера рынка. Писали бы сразу 12-15 триллионов рублей, чего стесняться.

2

по 1000 рублей в год с каждого жителя страны. Правдоподобно вроде.

2

А в чем смысл копипасты сегодняшней статьи Коммерсантъ? https://www.kommersant.ru/doc/4034369

1

Вот где обнальные темы надо искать

Главное, чтобы эти онлайн-продажи были нужны людям. Я вот очень сомневаюсь, что какая-нибудь баба Маня из Саратова очень нуждается в покупке билета через Интернет. У нас и на поездах вон все с обычными билетами до сих пор ездят. А тут автобусы... :-)

они же не бессмертные=) поколение меняется, они уже более динамичные и знают пользу онлайна