Пришла в стартап и с нуля построила фабрику контента – в WEEEK давно мечтали о ней

Это руководитель отдела контента в WEEEK, Лена Матвеева. Рассказала, как подобрала трех классных авторов для блога, почему выбрала канбан-доски чтобы планировать контент и к чему привел эксперимент с оплачиваемыми тестовыми заданиями. А еще – раскрыла все секреты, лайфхаки и внутреннюю кухню по производству текстов в WEEEK.

Пришла в стартап и с нуля построила фабрику контента – в WEEEK давно мечтали о ней

В WEEEK я пришла в апреле 2023-го года на позицию руководителя отдела контента. Сегодня отвечаю за весь контент в команде:

  • Курирую блог и координирую производство статей вместе с внешними авторами.
  • Отвечаю за процесс подготовки видео для YouTube.
  • Участвую в производстве подкастов “Потом доделаю”: беру за основу для выпусков тексты из нашего блога и адаптирую их в аудио сценарии, а также проверяю и корректирую, если нужно, описания к выпускам по просьбе нашего продюсера.
  • Начинаю заниматься реанимацией базы емейлов, потому что мы запланировали активно развивать рассылки.
  • Иногда от продуктовой команды получаю запросы посмотреть UX-тексты и формулировки, которые должны появиться внутри WEEEK в cамом продукте.

Чем меня заинтересовала работа в технологическом стартапе, как я попала в WEEEK и что сразу захотела переделать

Последнее время меня стал интересовать продуктовый контент-маркетинг – было интересно, как развивается продукт через контент. Про WEEEK я знала – следила за новостями и читала статьи о команде в СМИ. Мне нравился блог, голос бренда, тексты – было не занудно и легко.

До WEEEK у меня был опыт запуска контент-маркетинга для онлайн-школы, это тоже был стартап. В той компании я подняла блог, email-рассылки и YouTube. По сравнению с WEEEK, объемы контента были меньше, поэтому я подумала, что смогу работать с большими объемами в новом проекте.

Когда делала тестовое задание для WEEEK, то обратила внимание на кейсы компании и… ничего из них не поняла! Структурно кейсы хотелось переработать, почему-то ребята выносили в заголовки аббревиатуры и названия клиентов, мне показалось это неправильным, ведь я привыкла к тому, что в заголовке кейса должны быть проблема и решение.

Проработала в формате тестового один из кейсов, Ване, основателю WEEEK, всё понравилось, в том числе, мои результаты на предыдущем месте в онлайн-школе, и вот я здесь.

Также из того, что я хотела изменить в блоге, была верстка. Сейчас это плиточное представление статей и мы продолжаем улучшать внешний вид блога: над этим как раз работаем с дизайнером и SEO-специалистом. Планируем, что к концу лета получится всё доделать.

Так сегодня выглядит блог WEEEK
Так сегодня выглядит блог WEEEK

До моего прихода в WEEEK здесь не было руководителя отдела контента. Было несколько внутренних авторов, которые писали в блог и одновременно общались с клиентами, занимались пиаром, давали комментарии в СМИ, вели соцсети, вносили правки в сайт и делали кучу других вещей, которыми обычно все занимаются в стартапе в силу нехватки рабочих рук.

Но у нашего основателя Вани была мечта навести порядок в системе производства контента. Чтобы это было регулярным и стабильным, а он не вмешивался в процессы. Чтобы появился человек, который бы взял на себя ответственность за контент.

Контент-маркетинг – один из главных инструментов, за счет которого WEEEK развивался последние два года, поэтому вкладываться в него было логично.

К тому же хотелось, чтобы контент приносил еще больше денег. Чтобы конвертировал читателей в лидов, лидов превращал в пользователей продукта и чтобы повышалась известность бренда.

Пришла, изучила продукт, аналитику по блогу и стала собирать команду авторов

Когда я попала в команду WEEEK, то первым делом пошла изучать аналитику, а именно – самые охватные и востребованные материалы в блоге. Попросила коллег сделать выгрузку всех статей, посмотрела на количество просмотров и поняла, на какие темы к нам чаще всего приходили через поиск и каким было поведение читателей дальше. Смотрела на показатели дочитываемости, рециркуляции, время, которое пользователь проводит за чтением статей на сайте.

Пообщалась с продуктовой командой, ребятами, которые делали в WEEEK контент до меня, изучила кастдевы, демонстрации продукта, информацию по аудитории – нужно было понять, какие у нее запросы и как выглядит наш читатель.

До меня WEEEK не работал с внешними авторами, но в команде был SEO-специалист с большими планами по развитию и уже сформированным темником для новых текстов. Всё это лежало в сторонке, нужно было только взять это в работу: собрать, связать и запустить. Отладить процессы обмена ТЗ (техническими заданиями для авторов), отработки правок и комментариев. Выдвинуть новые гипотезы, проверить их, сделать выводы и шагать дальше.

Как я подбирала внешних авторов себе в команду

Сейчас с WEEEK на постоянной основе на аутсорсе сотрудничают 3 автора, все они – мои бывшие коллеги. До того, как мы вместе начали работать над блогом WEEEK, я разместила объявление в соцсети, которую нельзя называть, о том, что ищу авторов. Они откликнулись, прислали резюме и портфолио.

Когда общались, мне было важно, чтобы они рассказали подробнее о себе и своем образе жизни. WEEEK нужны были авторы, которые знакомы с тайм-менеджментом, умеют управлять своим временем и совмещать несколько проектов. Наш блог как раз об этом и мы искали людей, которые погружены в эти темы, сами их практикуют и интересуются ими.

Так и получилось:

  • Одна из наших авторов – мама, работает в SMM-агентстве и помогает школьникам редактировать школьную газету. Делает это всё удаленно, потому что живет с сыном в Турции.
  • Вторая автор тоже совмещает две работы – обе редакторские, а еще мечтает написать антиутопию.
  • Третья – координирует волонтеров, развивает урбанистические и эко-проекты в Грузии и пишет тексты, у нее хорошее образование.

Всем троим я дала подробное тестовое задание от нашего SEO-специалиста. Мы решили убить сразу двух зайцев: и девушек проверить, посмотреть, как они отработают SEO ТЗ, и получить три статьи, которые были в контент-плане. Конечно условием было то, что если нам понравятся материалы, мы их оплатим и продолжим сотрудничество. Так и получилось: авторы хорошо справились и мы уже два месяца вместе.

На что я смотрела в выполнении тестового задания

  • Как авторы его отработают, грубо говоря, понимают ли они рекомендации SEO-специалиста, следуют ли им.
  • Как структурируют свои мысли в текст.
  • Как соблюдают дедлайн.

В итоге девушки даже перевыполнили задачу:

  • Предоставили больше вариантов заголовков, чем требовалось в ТЗ.
  • Дали рекомендации по тому, как должен выглядеть сверстанный текст.
  • Предложили разные виды иллюстраций: мемы, скриншоты, схемы.

После этого я сделала вывод, что людей, с которыми успешно работал на прошлом месте, можно брать в новую компанию и не бояться – у них повышенная ответственность. Они не просто не хотят подвести стороннего редактора, с которым возможно будут работать дальше, но и свою знакомую, с которой были хорошие отношения.

Как я отношусь к тестовым заданиям для авторов

Как бывший автор – я их ненавижу. И многие авторы, думаю, как и я, терпеть не могут тестовые – по ним часто вообще не дают фидбек и не оплачивают их. А время свое ты тратишь, иногда не один день. Но в WEEEK я поняла – другого способа проверить совместимость с автором нет. Даже если у автора супер портфолио, я не знаю наверняка, справится ли он с нашими задачами, какие тексты в его портфолио он написал сам, а чтоотредактировали другие люди. Часто невозможно понять по портфолио, как на самом деле автор пишет. Увы, только тестовое может это показать.

Как я работаю с авторами в WEEEK

Я уже поняла, в чем силен каждый наш автор и стараюсь использовать их сильные стороны и распределять нагрузку так, чтобы все выходило вовремя и было высокого качества.

Например, один автор хорошо делает исследовательские тексты – очень классно работает с источниками.

Второй автор пишет легким языком и не боится быстро освоить новый инструмент, углубиться в него. Недавно она писала про планировщики задач и “прогнала” свои дела на месяц через 10 разных планировщиков. Не побоялась открыть фичу, изучить ее изнутри. Она кстати такая и в бытовых ситуациях. Когда ее ребенок был маленьким и учился ходить, она поняла, что с этим могут быть проблемы, поэтому освоила курс детского массажа. У девушки открытый пытливый ум, она прекрасно осваивает новые навыки. А еще мне нравится, как органично она вплетает в каждую статью юмор: обожаю браться за ее тексты – там всегда есть классная шутка или мем для меня.

Третья автор использует в статьях полу научный язык, системно работает и ей нужно обычно больше времени на статьи, чем остальным – зато она глубоко копает тему и не торопится. Недавно она взяла комментарий для одной из статей WEEEK у своих знакомых из Google и Disney!

Бывает, что авторы просят перенести дедлайн, они заранее предупреждают об этом и я не вижу в этом проблемы. Стараюсь ставить адекватные сроки: неделю на создание одного текста средней сложности. Если текст очень сложный, то даже больше времени могу дать.

Но если автор не предупреждает заранее, что задерживает текст, и такое повторяется несколько раз, – мы расстаемся.

С одним из авторов – четвертым – мы не сработались как раз из-за дедлайна. Она написала для нас два текста и всё было хорошо, а вот с третьим не сложилось. В день, когда текст нужно было сдать, она ничего не прислала. Я ей напомнила, а она попросила еще один дополнительный день. Потом еще один и в итоге оттянула задачу на неделю. Через неделю я пришла к ней и сказала, что больше не могу ждать и отдам текст другому автору. На вопрос, что случилось, она сказала, что у нее сейчас сложные обстоятельства. Меня удивило, что она не предупредила об этом – мы бы пошли ей навстречу. Но автор ни разу не написала за две недели и не сказала, что срывает дедлайн. Это как-то несерьезно и нам пришлось расстаться.

Как WEEEK помогает мне планировать контент и как я открыла удобную методику управления контентом

Когда я пришла в команду WEEEK, то сразу начала разбираться и изучать продукт, чтобы иметь представление о наших инструментах и правильно доносить их ценность до читателей, привлекать к использованию. Самым удобным инструментом для меня как для редактора стала канбан-доска WEEEK.

Освоила ее, разбила проекты на процессы. Канбан-доска у меня отведена под каждый проект – подкаст, ютуб и блог. Я поделила производство контента на процессы: каждый столбец канбан-доски – это отдельный процесс.

В доске контента для блога у меня есть такие столбцы: Идеи, К работе, У автора, Редактура, У дизайнера, Верстка и Опубликовано – это всё этапы производства контента в WEEEK.

Так выглядит канбан-доска с задачами по текстам в WEEEK
Так выглядит канбан-доска с задачами по текстам в WEEEK

В каждом столбце находятся задачи. Я прописываю в названии задачи тему текста и теги – если это будущий сценарий подкаста, то ставлю тег “подкаст”, если SEO – тег “seo”, также ставлю тег рубрики, в которую пойдет этот текст в блоге. Допустим, это могут быть рубрики “управление проектами” или “управление собой”.

Внутри задачи я прикрепляю ссылки на SEO ТЗ, на итоговый текст от автора, картинки от дизайнера, референсы – все, что пойдет в статью, и в финале прикрепляю к задаче ссылку на уже опубликованный материал.

Карточка задачи в WEEEK: расширенный вид
Карточка задачи в WEEEK: расширенный вид

В подзадачах я расписываю этапы по задаче, например – получить SEO ТЗ, найти автора, имя автора, редактура, корректура, верстка, публикация. Это нужно для того, чтобы у меня в календаре не целая задача отображалась, а подзадачи, и я по шагам могла это всё видеть и делать.

Такая методика мне классно разгрузила мозг – мне не нужно помнить, какую задачу-подзадачу я должна сделать, не нужно лазить по чатам в поисках ссылок от авторов или картинок от дизайнеров. Просто захожу в WEEEK и вижу свои дела на день и все артефакты по текстам в одном месте.

Сейчас в WEEEK готовых текстов на 3 недели вперед и когда я пойду их верстать, то мне не нужно будет лазить по чатам, почтам, собирать ссылки и картинки от дизайнера: всё будет лежать в одном месте. Я просто зайду в задачу, соберу все нужные файлы, сверстаю и опубликую статью. Я так раньше никогда не работала, а сейчас это здорово ускорило мою работу с текстами и авторами.

У меня есть контент-план, но он скорее для понимания того, что я закрыла свою цель по количеству вышедших материалов и что из этого мы можем взять в подкаст или на YouTube.

За месяц в блоге WEEEK выходит около 15 материалов

Еженедельно выпускаем:

  • 2-3 текста по SEO ТЗ.
  • 1 транскрибацию подкаста.
  • 1 новость про обновления на платформе.

Такой объем кажется нам оптимальным – мы не зарываемся в задачах, но при этом наш блог живет и регулярно пополняется новыми текстами. Думаем, что читателям, которые регулярно приходят в наш блог, нравится такая периодичность.

Мы планируем контент на короткие промежутки времени, например, на месяц. Тестируем разные форматы, чтобы сразу было понятно, что заходит читателю, а что – нет.

Запланировать на квартал мы можем только если впереди такой инфоповод, для которого можно спрогнозировать поведение аудитории. Например, мы предполагаем, что в конце лета интерес к WEEEK вырастет – так было и в прошлые годы. Школьники, студенты и преподаватели будут искать инструменты для планирования задач. К тому моменту мы хотим сделать несколько юзер-кейсов. В остальных случаях контент-маркетинг WEEEK – это постоянные гипотезы, а не жесткое планирование.

Как мы выбираем темы для текстов в блог WEEEK

У нас есть несколько источников тем для статей:

  • Темник нашего SEO специалиста. Она подбирает охватные темы, которые находятся в топе поисковиков по запросам и мы отрабатываем то, что релевантно нашей специфике.
  • Мои персональные гипотезы на основе анализа конкурентов, общения с клиентами через кастдевы и демо, аналитики информационного пространства, книг, которые я читаю по управлению проектами.

Важно понимать: у контент-маркетинга есть целевое действие, читатель не просто должен узнать про продукт или прочитать что-то полезное, текст должен решать его конкретную проблему, боль, в то же время, отвечать на вопросы – как в этом поможет WEEEK.

  • Темы от продуктовой команды. Часть тем нам подкидывают продуктовые менеджеры и Ваня, иногда они приходят к нам после общения с клиентами со своими инсайтами и говорят: есть такая-то проблема у пользователя и ее надо так-то закрыть.

Зачем стартапу WEEEK нужно SEO и как я взаимодействую со специалистом поисковой оптимизации

Такому продукту, как WEEEK, нужно SEO, ведь мы конкурируем с большим количеством таск-трекеров, а также онлайн-школами, которые учат планировать дела и управлять командами. Поисковая оптимизация помогает нам быстрее и проще добираться до читателя и превращать его в клиента.

Я постоянно взаимодействую с SEO-специалистом и вот как происходит наша работа:

  • 1 раз в 2 недели мы созваниваемся и проговариваем, какие темы хотим раскрыть в ближайшее время.
  • Отбираем 4 темы, пишем для них SEO ТЗ, я адаптирую его для наших авторов: указываю, зачем нужен текст, какое у него должно быть целевое действие.
  • Передаю ТЗ в работу авторам.
  • Готовый текст показываю SEO-специалисту, вносим правки, если это нужно.
  • Публикую текст.
  • Через время SEO-специалист анализирует, как отработал текст, и мы обсуждаем результаты.

Какие тексты WEEEK лучше всего заходят аудитории

Больше всего просмотров набирают статьи-подборки планировщиков. Думаю, так происходит потому что пользователи из России по прежнему ищут аналоги Trello, Asana, Jira и других сервисов, что ушли из страны.

Недавно мы выпустили статью про мобильные планировщики для Android и она уже вторую неделю держится в ТОПе Яндекса. Это тот самый текст, который делала наша автор, что любит углубляться в задачи. Мы не побоялись в этой статье рассказать о конкурентах WEEEK и даже поставили ссылки на эти сервисы. Получился честный обзор и это понравилось нашим читателям.

Вот эта статья в блоге WEEEK из топа Яндекса
Вот эта статья в блоге WEEEK из топа Яндекса

Подобные тексты лучше всего конвертятся в регистрацию, ведь люди приходят по целевому запросу, находят обзор и идут пробовать понравившийся продукт.

Также хорошие охваты собирают тексты, которые касаются управления проектами и командами, но в регистрацию они конвертят меньше. Эти темы интересны аудитории, закрывают ее потребности в знаниях, но не всегда после этого людям нужно зарегистрироваться и начать пользоваться WEEEK.

Работает ли наша система производства контента и какие результаты есть уже сейчас

Считаю, что наша система производства контента в WEEEK эффективная.

  • Мы наладили процесс выпуска текстов – блог постоянно обновляется, и это стало привлекать на сайт и читателей, и поисковых роботов. В результате за последние 2 недели все тексты, которые мы пишем, залетают в топы Яндекса, а потом и Гугла. Стабильность позиций надо отслеживать еще месяца 2-3, но для первых дней публикации текстов это очень хорошие результаты. Сейчас топовые новые тексты – обзоры на планировщики – уже приносят регистрации в сервисе.
  • Ещё мы начали обновлять тексты, которые писали предыдущие авторы WEEEK – обрабатывать их по SEO ТЗ, актуализировать содержимое, расширять информацию, добавлять картинки – и вуаля, эти тексты тоже по количеству просмотров и охватам полезли вверх. Это кстати очень хорошая практика для контента – надо иногда брать старые тексты с хорошим потенциалом и докручивать их, добавлять например перелинковку с другими текстами, расширять информацию, докручивать верстку, работать над визуалом. Так многие делают и это очень классно работает.
  • По итогам, за 2 месяца мы отстроили систему производства контента, как и хотел Ваня. Она работает – мне нужно только пристально за ней следить, чтобы ничего не поломалось и ни на секунду нельзя расслабляться. Кстати в голове, когда только выходила сюда, закладывала на это 3+ месяца.

Что планируем по контенту для WEEEK в будущем

  • Хотим сделать упор на юзер-кейсы по использованию WEEEK, потому что клиенты понимают, как работать с нашим продуктом, но не всегда знают, как переложить на наш сервис свои процессы. Считаем, это важно им объяснять. Это будет новым вызовом для нас.
  • Второй вызов – запустить емейл-маркетинг. У нас уже есть огромная база и она ждет, когда мы к ней подступимся, реанимируем и активируем ее, начнем делать полезные рассылки. Реанимация базы – это очень длительный и сложный процесс, мы не спешим, но и не откладываем на потом, чтобы не затягивать на недели или месяцы. Когда получим какие-то результаты, обязательно поделимся кейсом.
  • Третий вызов – продолжить развивать YouTube. Сейчас наблюдаем, как классно работает формат шортсов: благодаря ним за последние 28 дней мы получили 10 тыс просмотров и 67 новых подписчиков.

Вывод: нужен ли блог стартапу и как его вести

Контент-маркетинг – эффективный инструмент для бизнеса, когда нужно привлечь внимание к продукту, но это игра вдолгую. Если ваша цель – много лидов прямо сейчас, лучше запустите контекстную рекламу. Потому что сотни лидов не придут в первые 2-3 месяца после запуска контент-маркетинга, блог заработает не раньше чем через 6-8 месяцев, а может вам понадобится даже год. Это сложный долгий процесс.

Если через блог хотите рассказывать о том, какой крутой ваш продукт, это тоже не сработает, потому что людям плевать на бренд, им нужно решать свои проблемы, находить ответы на вопросы. Перед тем, как запустить блог, подумайте, есть ли у вас ресурсы глубоко изучать проблемы ваших пользователей. Человеколюбие – главный скилл контент-маркетолога, прокачивайте его, если хотите быть успешным.

2121
17 комментариев

Разумная, грамотная статья! Спасибо! +++
Поставил плюс и подписался.

2
Ответить

Спасибо большое) Мы старались)

2
Ответить

Это чо, темная тема в WEEEK?) на скринах у Елены

Ответить

Ага, очень люблю тёмную тему :) А в WEEEK это включается/выключается в настройках профиля справа вверху — кликаете на иконку, там тумблер переключения

2
Ответить

ага, она) Я использую светлую, кстати

Ответить

Контент-маркетинг очень важный и эффективный инструмент, по-прежнему недооцененный в России. Отрадно, что есть компании, которые понимают это и используют его :)

1
Ответить

Спасибо) Но я бы не сказала, что недооцененный) Наоборот, сейчас многие в РФ делают упор на контент.

Ответить