Деревянный каяк своими руками. Может, в серию запустить?

У меня есть друг Алексей. Он изобретатель. И как большинство изобретателей остро нуждается в помощи коммерсантов и предпринимателей. На этот раз Алексей сконструировал уникальный каяк для сплавов, такого в мире еще нет. В прошлом году мы вместе с ним сняли ролик и продали первый экземпляр. Рентабельность получилась 360%. Прошел год, Алексей дело не забросил и усовершенствовал модель. Предприниматели, вы есть? Кому нужна крутая идея для бизнеса или инвестиций?

Далее привожу дословный рассказ Алексея о его изобретении. А в комментариях давайте не только конструктивно покритикуем проект как следует, но и дадим крутые советы как далее развивать проект, искать инвесторов и ставить процесс на рельсы.

Деревянный каяк своими руками. Может, в серию запустить?

Меня зовут Алексей, мне 43 года, в водные походы мы с друзьями ходим с детства. У меня была своя двухместная байдарка, но несколько лет назад я понял, что она мне не очень нравиться. Это была каркасная, безкилевая байдарка, предназначенная для порожистых рек со множеством минусов:

  • длительный и сложный процесс сборки\разборки;

  • очень тесный кокпит, особенно впереди;

  • неудобная погрузка\разгрузка вещей;
  • отсутствие киля и, следовательно, стабильности на курсе — перестал грести, и байдарка сразу разворачивается;

  • опасность пропороть «шкуру»;
  • необходимость всё паковать в гермомешки;
  • необходимость во втором члене экипажа.

В одном из походов я попробовал прокатиться на каяке, и мне понравилось – находишься ближе к реке, чувствуешь её, ни от кого не зависишь и получаешь больше впечатлений. Есть только ты и река.

Я начал изучать, что я могу себе приобрести. Лучшим вариантом является пластиковый каяк заводского производства: он самый прочный и удобный. Недостатками являются сложности перевозки и хранения: в идеале необходимо иметь гараж, достаточно крупный автомобиль с рейлингами на крыше и помощника у водоёма. Всего этого у меня нет. Существуют и разборные пластиковые каяки, например, шведского производства. Это прекрасный вариант, нужно уточнить цену.

___

Я люблю мастерить, и идея изготовить каяк самостоятельно мне нравилась даже больше, чем купить готовый. Вдохновляющий пример адвоката Егорова, который сделал каяк из веток и пищевой плёнки, показывал, что всё реально. Основной технологией, которой пользуются любители, является сборка корпуса из фанеры с последующей пропиткой эпоксидной смолой и оклейкой стеклотканью. Данную технологию давно и успешно применяют по всему миру. Фанера после пропитки эпоксидной смолой становиться очень прочной, образуя деревопластиковый композит, который не боится воды и красиво выглядит.

Я начал собирать информацию: форум sea-kayak. ru, ролики на Youtube, сайты американских компаний, которые много десятилетий занимаются каяками из фанеры. Особенно мне понравились американские лодки серии Chesapeake от Chesapeake Light Craft. На сайте компании можно купить как проект на бумаге с инструкцией по сборке за 80 долларов, так и полный комплект деталей вместе со всеми необходимыми материалами за 1200. Именно у них я увидел каяк, собирающийся из 3 отдельных секций, но у них секции не вкладываются одна в другую. Я начал рисовать свой проект и для проверки сделал маленькую модель лодки из бумаги.

При создании проекта у меня были следующие приоритеты:

  • Так как эксплуатировать каяк предполагалось на спокойных реках и озёрах средней полосы, то стабильность на курсе важнее манёвренности. Это требует выраженного киля.

  • Необходима компактность при хранении и перевозке, чтобы можно было в одиночку вынести каяк из квартиры и перевезти в салоне небольшого автомобиля.

  • Максимально простой и быстрый процесс сборки.
  • Простота изготовления каяка.

После того, как проект в целом был готов, я начал закупать материалы: стеклоткань — в Санкт-Петербурге, эпоксидную смолу — в Москве, фанеру — у себя в Смоленске. С фанерой пришлось помучаться. Она прямоугольной формы, и когда я её привёз в мастерскую, понял, что волокна и соответственно жесткость направлены не вдоль, а поперёк листа. Мне пришлось разрезать листы пополам, повернуть их, сточить край листов на клин и склеить.

Очень не простым был процесс разметки и вырезания деталей, так как мне нужна была большая точность. Самый вдохновляющий момент — когда в процессе сборки корпуса начал появляться силуэт будущей лодки. Детали корпуса сначала крепятся между собой медной проволокой, потом стык деталей изнутри лодки заполняется эпоксидной шпаклёвкой и усиливается стеклолентой. Потом медная проволока обрезается снаружи корпуса, и начинается его внешняя отделка.

Отдельную сложность представляет изготовление верхней части корпуса — деки. Это деталь сложной формы, поэтому её приходится вырезать с запасом и подгонять «по месту», следя за правильностью геометрии корпуса. Пожалуй, самым продолжительным видом работ было продумывание и учет всех возможных деталей, что все равно потом не избавило от желания переделать почти каждый этап. Часто я говорил себе, что «сделанное лучше идеального», и двигался дальше. В итоге ручки для переноски, лючки и сиденье я переделал всего по 3 раза. К счастью, у меня было ограничение по времени — майский поход, в ночь перед которым многие работы были закончены.

По опыту двухлетней эксплуатации, после которой каяк был продан, отмечу следующие положительные моменты:

  • Конструкция из фанеры, пропитанной эпоксидной смолой, в целом полностью надёжна и никак не пострадала от воды или других воздействий.

  • Прочный корпус, который позволяет не бояться любых сучков в воде и вытаскивать груженый каяк на берег для разгрузки.

  • Очень удобный процесс загрузки вещей в два больших герметичных отсека (и, что немаловажно, на берегу, а не в воде).

  • Комфортная посадка благодаря регулируемым ножным упорам, анатомическому сиденью, мягким коленным упорам и спинке.

  • Просторный кокпит позволяет очень удобно садиться, вылезать и менять позу, в отличии от многих других каяков, которые надо «натягивать» на себя.

  • Дополнительная обвеска — крепление для спиннинга, держатель для весла, багажные сетки, юбка от дождя, — то, чего нет на обычных байдарках, но что делает путешествие и рыбалку гораздо комфортнее.

Деревянный каяк своими руками. Может, в серию запустить?

При создании следующего каяка я решил сделать его по принципу матрёшки — все три секции вкладываются одна в другую для удобства хранения. Для этого мне пришлось немного изменить размеры секций и сделать полностью съёмную крышку заднего отсека. Вопрос её полной герметичности ещё в процессе решения. Кроме того, реализованы ещё несколько улучшений: герметизирующие шайбы теперь закреплены в корпусе, что сделало процесс сборки гораздо проще, а днище вдоль киля усилено дополнительной стеклолентой для защиты.

Видеоролик про самый первый каяк

Пока у Алексея в голове рождаются новые идеи, которые будут воплощены в следующих лодках, ему необходимо найти новое оборудование и материалы: микроскоп, вакуумную камеру, лист толстой EVA пены, листовой ПНД и экструзионный пистолет к нему, хорошую программу 3D-моделирования и ящик хорошего коньяку.

Кто готов поддержать Леху, можете заказать у него себе по каяку) Правда взять он сможет в работу всего 3 штуки, которые сделает последовательно. На один каяк уходит примерно один месяц ручной работы. Это надо скорее для оттачивания технологии. С учетом затраченного времени один каяк обойдется в 70 тыс. руб. Это будет полностью ручная работа лично от мастера.

Скоро настанут времена, мы найдем инвесторов и соберем команду. Ручная работа уйдет в историю (надеюсь). Если есть заинтересованные в инвестициях или партнерстве, тоже пишите. Вот почта: kayakmanyak@yandex.ru. Правда, отвечает Алексей небыстро. Много работы))

И до встречи на воде!

1919
19 комментариев

Занимаюсь сплавами, уже почитай уже лет 30 как. Совершенно не понял в чем это поделие "уникальный каяк", зато совершенно "почему в мире такого ещё никто не делал" (на самом деле делал)... Данный каяк безопасно можно использовать исключительно для прогулок по спокойной воде. Любой перекат, даже совсем не серьезный может оказаться для него последним. К весу тоже вопросы. Для походов отличных от однодневной прогулки пропитка химией (эпоксидкой и т.д.) должна быть приличная что приведет к значительному весу, с углепластиковыми каяками тут не тягаться совсем, так же как и в прочности. Про дополнительные обвесы написана откровенная лажа и ложь. Сейчас каяков с совершенно любым обвесом который только можно представить (даже педальных) на любой вкус и кошелек. Совершенно все пункты отмеченные как "положительные моменты" это натягивание желаемого на действительное. Нет не уникальный, нет не лучший, нет в нем нет ничего сверх и даже просто оригинального. Обычная фанерная балалайка на один день для прогулки по глади озерца. На сплав на таком категорический идти нельзя и крайне не удобно. Не, ну конечно молодец что своими руками, но от вашего "неимеетаналоговвмире" уже откровенно тошнит. Не ЛГИТЕ.

3
Ответить

Благодарю за обратную связь!

Ответить

Всегда плюс людям, которые делают что-то руками, редкий навык сегодня

понял, что волокна и соответственно жесткость направлены не вдоль, а поперёк листа

Направление волокон у фанеры чередуется по слоям, собственно за счет этого и достигается жесткость

3
Ответить

Походите по соседям, а не друзьям. Расскажите о каяке и узнайте их мнение. Если заинтересует, задают вопросы, что могут предложить изменить. А потом прямо предложите купить.

100 соседей обошли. 50 слились, 40 заинтересовалось. 10 сделали предоплату. Значит спрос есть и все попрет. Так тестируют спрос. Рабочий продукт у вас уже есть, осталось научиться продавать или найти увлеченного тематикой продажника)

1
Ответить

100 соседей, которые увлекаются сплавами найти сложно) но логику понимаю, все верно. Друзья Леши в большинстве своем уже с байдарками.

1
Ответить

Александр, вытаскивай из Алексея больше фактов и причин, на хера он собрал фанерную байдарку-каяк и преимущества по сравнению с пластиковыми деталями?

лайкаю этот материал, как формат «я рукодельничал и собрал что-то своё» — выглядит норм. правда, на обложку я бы поставил бы финальный вариант лодки.

а как «разработка» — не ясно, кому это интересно. лодка явно дорогая для «массового» потребителя, которому хватит «ермака», и недостаточно ноу-хау для потребителей «тайменя». в итоге, это супер узкое подмножество людей, которые
— интересуются сплавами на постоянной основе и нуждаются в своем оборудовании
— задолбались с обычным «тайменем»?
— достаточно рукодельны, чтобы собрать своё?

я немного занимался сплавами, и не понимаю прикола:
— по деньгам, такая лодка явно не выигрывает. собрать самому — сложно, не так уж много людей интересуются сплавами и держат дома деревообрабатывающий станок. даже по деталям такая штука не выйдет дешевле, чем бу-шный «таймень». а если посчитать «стоимость прямых рук» - дороже.
— по грузу: не помню особых проблем с использованием гермомешков, тем более, что ключевое в гермах, не то, что внутренности намокнут, а в том, что в случае чего, всё будет сухим, а «случай чего» может быть разным. у меня в одном походе была московская группа, которая решила забухать даже не в воде, а до воды (по уму, хотя бы на вечерних привалах), в итоге, 3 человека перевернулись, и если бы не гермы, утопили всю одежду, инструмент и тому подобное.
— по загрузке: да, грузить лодки стоило на воде, но не помню, чтобы это было проблематично.
— «обвес и финтифлюшки»: в эту сторону далеко не ходил, но помню у нас были юбки, и знаю, что можно было хоть навес на «таймень» соорудить. проблема было в том, «как» это всё достать.

в итоге, по вайбу, как будто статья на Т-Ж с производством сапбордов в Челябинске. работают тут, почти никому это в России не нужно и приходится продавать и отправлять за границу.

1
Ответить

Главное преимущество - лодка складывается как матрешка, влезает в багажник любой машины и собирается за 15 мин.

Ответить