Маркетинговый Due Diligence для FMCG

Выбирая аутсорсера на маркетинговый проект, бизнес часто говорит о креативе, «цене вопроса», референсах, ресурсах и даже об инфраструктуре.

До юридической и налоговой чистоты маркетинга речь доходит в последнюю очередь.

В тоже время основные скрытые риски кроются именно в этом поле. На этой же почве рождаются комичные в своей простоте ошибки, перерастающие в большие и маленькие трагедии для бизнеса (штрафы, скандалы с участниками, обвинения в мошенничестве, спад лояльности и другие репутационные потери).

ТОП 6 ОПАСНЫХ ОШИБОК ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ АКЦИЙ:

1. Математические ошибки (#матчасть)

Вместо возможных 35% налогов бизнес на самом деле платит почти 54%. Не все знают, что НДФЛ входит в тело приза и считать его надо в пропорции 35\65. Так, чтобы выплатить на руки 10 000, придется заплатить 5 384,6 рублей в качестве НДФЛ. Многие бухгалтера пытаются «экономить», учитывая налоговый вычет в размере 4 000 руб. в год с одного физического лица. Мы никогда этого не делаем, так как при объёмных акциях профит не покрывает рисков. А основные риски в том, что вы не можете проверить, выигрывал ли ваш участник уже что-то в этом году.

Что здесь «приятнее»: репутационные потери или неучтенная статья расходов из-за доначисления налогов и штрафов - решать вам.

Слабо разбираются в маркетинговой математике 90% наших клиентов. Поэтому они и отдают «под ключ» функцию налоговый агент и организатор акции (что нас не может не радовать). Кстати, мы еще не говорили о программах лояльности, и возможности обходиться 13% НДФЛ.

Как подстраховаться?

Привлекать на аутсорс платформы с мощной бухгалтерской и юридической поддержкой. Лично вникнуть в закон о рекламе и о налоговых начислениях. Уволить бухгалтера, который требует вычитать 4000 из налогооблагаемой базы.

2. Статистические ошибки.

Акция запущена по всей России, аналитики ставят галочку за условный выход проекта «в плюс». Где-то промо «зашло», где-то «не зашло», маркетолог даёт в отчетной презентации среднюю температуру по больнице. А мерять Москву и разные регионы России одним уровнем продаж не корректно.

Из сезона в сезон повторяется одна история: акции делать надо, бюджет выделяется, но какие именно 50% потраченного бюджета были слиты в землю, узнать не представляется возможным.

Как подстраховаться?

В тоже самое время в параллельной вселенной SaaS платформа уже перевела самые смелые мечты маркетолога в категорию обыденной реальности. Так, например, CRM IActions позволяет вводить корректирующий коэффициент для регионов, и менять планы отгрузок и реализации, прозрачно в режиме онлайн смотреть, в какое время, в каком городе, в какой точке, с помощью кого продукт лучше уходит. Плюс, получать предпочтения по продуктовой линейке своей ЦА. И многое другое.

3. Ошибки с персональными данными.

Закон о персональных данных очень простой и прозрачный, но от этого почему-то не снижается число нарушений.

Как подстраховаться?

Следить, чтобы ваш аутсорсер был в реестре операторов по обработке персональных данных, имел лицензии на обработку, собственные защищённые сервера избыточной производственной мощности, и прошедшие проверку Роскомнадзора). Сюда же идёт обязательная интеграция SaaS яндексом и киви, а лицензирование СТЕК для приема банковских операций.

4. Ошибки с популярными чековыми механиками

Компании часто избегают механик с чеками, хотя эта штука идеальна для «акций быстрого реагирования», не требует жесткого планирования, не сопровождается длинным логистическим плечом продукта до полки, и доступна для одномоментного запуска во всех регионах РФ.

Как подстраховаться?

Привлекать компанию, интегрированную с ФНС по API, которая успешно провела более 30 чековых механик для федеральных брендов. Для них должно быть очевидно, что ручная сверка по фото не защищает от подделки чеков. iActions проверяет чеки только через ФНС. Плюс CRM сверяет акционные позиции в чеке.

5. Ошибки с доверием «не тому парню».

Что может быть печальнее, чем отправить деньги на бонусы, и узнать, что деньги до продавцов не дошли? Только узнать, что сотрудники дистрибьютора сами регистрируются, используя паспорта коллег и родственников. И поэтому бонусы получают не те и не за то. Бюджет слит. Вернуть ничего нельзя, так как вы отправили деньги через партнерское ИП, оформив это по совету «оптимизаторов», как услугу «мониторинга полок». Тотальная демотивация по всем фронтам - самое меньшее, что в итоге произойдёт. Маркетинговая дверь в эту компанию захлопнется на долгие месяцы.

Как подстраховаться?

Привлекайте платформы с отработанной системой “cheater-management”, которые владеют умными инструментами предотвращения недобросовестных регистраций, и обеспечивают прозрачность начисления бонусов не только для управленцев, но и для участников. И начисляют баллы не только за продажи, но и за прохождение обучения, с помощью специальных интерактивных модулей, вшитых в промо-порталы.

О том, что «через-ИП-метод», рождённый оптимизаторами прошлого века, не выдерживает никакой критики, распространяться не будем.

6. Креативные ошибки (или нарушение дисклеймеров).

Даже, если вы не продаёте алкоголь, наркотики и оружие, вас могут оштрафовать на круглую сумму. При чем грань между разрешённым и запрещённым часто очевидна только собаку съевшим на сложном размещении компаниям.

Как подстраховаться?

Ответ очевиден. Задавайте вопросы по поводу конкретной практики потенциальных компаний в области общения с ФАС и отстаивании прав клиента перед регуляторами.

На связи!

22
4 комментария

Если честно, я сама не вникала и не знала 80% информации. Встречала не раз в сети радостные призывы вычитать 4000 и гордость от того, как сэкономили

Ответить

да, вы не одиноки :)

Ответить

Для меня новость в области проверки чеков (всегда думала, что эта механика "ущербная" - именно из-за невозможности проверки). Оказывается, это технологически решается, как и проверка по хештегам, которая либо не проводится, либо убивает время

Ответить

чековые механики действительно кажутся слишком сложными. Это так и есть, если компания решается делать ее самостоятельно и без поддержки.

Ответить