Почему продажи в стримах не летят в России?
Спросили у Артёма Прокопенко, эксперта по коллективным механикам в продажах и социальной коммерции, сооснователя нескольких IT-компаний, в том числе Coverse.
«На мой взгляд, все совпало. Трансформация e-com отрасли произошла благодаря маркетплейсам. В пандемию уже никакой, даже самый сильный e-com не мог конкурировать с маркетплейсами. Кроме того лайвстриминг не лег на российскую ментальность. Россияне не демонстрируют такую сильную приверженность селебрити и у нас не развита культура подражания лидерам мнений (KOL) как в Китае. Кроме того, растущее качество экспозиции товаров на маркетплейсах требовало этого и от селлеров на стримселлинговых площадках. Представить товар на себе, как девушки в контейнерах Манилы, переодеваясь тут же во время стрима за занавеской — не сработает для нашей искушенной аудитории. Нужно уметь представлять товар. А чтобы стримселлинг-площадка взлетела — нужен массовый навык. Представитель селлера должен не бояться работать вживую с такой же живой реакцией аудитории. Ну и последняя причина на мой взгляд: целенаправленно смотреть стрим про товары, занимая свое время готова не такая большая часть российской аудитории. Подобная механика представляется больше развлекательной для российских пользователей и не несет ценности. В Китае — это наблюдение и подражание KOL, в ЮВА — зачастую единственный способ демонстрации товара (с фото на маркетплейсах все совсем плохо).
В России основа при выборе товара в онлайне – количество и качество отзывов, плюс качество экспозиции: фото и видео, инфографика, описание».
На самом деле Артем еще подробнее рассказал о сути стриминг-шоппинга в Азии и противопоставил его с российскими реалиями. В статью все не вошло, поэтому оставлю комментарий здесь.
«Стримы пришли с востока — из Китая, из игровой индустрии. Самая крупная площадка с удачной моделью – Taobao live. Основа явления – восточная коллективная ментальность: желание следовать за своими лидерами мнений (KOL) и во всем им подражать. Во многом, таким образом снимается ответственность за принятие решения, а во время стрима решение принимать нужно быстро, ведь на продвигаемый лот действуют специальные условия только здесь и сейчас. Покупка у KOL, а значит у персоны с большим количеством последователей точно встретит социальное одобрение, даже если товар не будет высокого качества им будут обладать всё окружение.
За Китаем продажи в стримах разлетелись по ЮВА. Вьетнам, Филиппины, Индонезия — страны со слабо развитым e-commerce, две последних — архипелаги с большим количеством островов, сильно распределенным населением требующего занятости и желающего потреблять сообразно достатку. Поэтому явление зажило в стримах на YouTube, WatsApp, Facebook, и Instagram (2 последние соцсети запрещены в России). К тому же в ЮВА стримы — зачастую единственный способ демонстрации товара (с фото на маркетплейсах все совсем плохо).Здесь модель потребления сложилась из за незрелости e-com и инфраструктуры.
Запад попытался использовать этот опыт, начав с премиальных товаров и постепенно перейдя к массмаркету, но преуспел несильно. Наиболее системный подход построил Amazon — на уже имеющихся взаимоотношениях с селлерами. Но и он не принес успеха.
Российский опыт по своему богат продажами через социальные связи выстроенные органическим способом. Все начиналось в нулевые, когда приобрели популярность городские форумы, где создавались разделы совместных покупок. Тогда нужно было «доставать» по приемлемой цене и не только товар, продающийся на рынках. Находились люди, собирающие заявки на форумах и организующие оптовые покупки и раздачи в заранее назначенных местах. Потом совместные покупки мигрировали в социальные сети и ряд созданных для этого площадок, приобретя статус особого вида шоппинга в «домаркетплейсовую» эпоху.» Но и эта модель потеряла свои позиции, ее вытеснили маркеплейсы, напомнил Артем.
Чего нет в комментарии, так это того, что я все же верю в модель социальных продаж, и, как частного лайвстримов. Для этого должна подрасти аудитория тик-тока, тот самый подростковый core 13-17 лет, более свободные и раскованные люди. И вообще, вырасти сам тик-ток, чтобы за ним вырос и платежеспособный рыночный сегмент готовый к таким паттернам потребления. В общем, это годы)
Интересно! Спасибо! А стримеры тоже были интегрированы как-то в бэкофис или для них было отдельное приложение?
Спасибо, Аркадий, что подключился тогда к проекту и извини за "три таблички" но мне продать то надо было как-то :), а на бэк свободного времени у самого не хватало.
Ну это было классное приключение) Спасибо за опыт)
Интересно! Спасибо за статью
Вам спасибо что дочитали)