Сергей Лукьяненко и Александр Цыпкин. В предчувствии будущего
Заберет ли искусственный интеллект хлеб авторов, какие еще опасности ждут нас прямо сейчас, доволен ли Лукьяненко экранизацией «Ночного Дозора», как появилась песня про Антона Городецкого, в какой из своих романов Сергей хотел бы попасть после смерти, почему до сих пор нет седьмой книги «Дозора» и на какой стороне все-таки популярный фантаст – на темной или светлой? Все самое интересное, что я успел уловить во время их беседы в рамках VK феста. Читаем…
К слову скажу, что я появился на VK-фесте в поисках легенд для организации совместных комбат-туров. С Александром мы уже делали проект, а вот с Сергеем Васильевичем пока в планах. Но моя заметка не об этом. Делюсь интересными ответами Сергея на острые вопросы Александра…
А: Искусственный интеллект – это опасность или возможность для нашего развития? Ведь вы и я можем скоро остаться без работы!
С: Ну, как только нейросети научатся мыслить, тогда да. Пока, конечно, искусственный интеллект – это не интеллект в полном смысле. Он не мыслит, он работает всё-таки по-другому. Но то, как в последнее время стали развиваться сети…. [задумывается] Chat GPT какое-то опасение уже вызывает.
А: Вот голливудские актёры вчера или позавчера объявили забастовку. Некоторые думают, что бастуют они за повышение цен, но нет. Совершенно дело не в этом. Сегодня есть идея оцифровать голливудских актёров, когда они подписывают контракт, и дальше, без их участия, их цифровая копия начинает играть любые роли и, в общем, использоваться. Они против этого, потому что это, естественно, разрушит всю индустрию. И, что самое важное, это является нарушением границ. Вот такая дискуссия, она реальна?
С: Я думаю, что реальна, потому что такие эксперименты уже проводились, если я не ошибаюсь, в одном из фильмов «Звёздных войн». Там были достаточно обширные съёмки с участием умерших актёров, и выглядело это достаточно естественно. По мере развития сети, по мере развития виртуальных способностей и мощностей это будет практически неизбежно. И если это будет не на уровне каких-то крупных государственных корпораций, то будет на уровне программы для личного пользования. Вот ты купил или скачал у пиратов какой-нибудь свежий фильм, посмотрел, и не нравилась тебе физиономия актера…взял и поменял ее. Хочешь, чтобы Боярский играл, или, например, Ален Делон. Кликаешь, меняешь, и твой любимый актёр начинает играть эту роль. Человечество столкнулось с тем фактом, что нейронные сети уже начинают вторгаться в процесс творчества. То есть пока они вторгаются на уровне вот таких вот соревнований. Но есть, опять же, книги, в которых уже изрядные фрагменты текста сгенерированы нейросетями. Нейросети генерируют плохо. Она просто занимается комбинацией из разных вещей, имитирует существующие куски стиля. Но она не думает, она не мыслит, поэтому в тексте неизбежно будут нелепости. Либо очень банальные ходы. То есть пока полноценный литературный текст нейросеть создать не может. Но пройдёт какое-то время, и она, возможно, сумеет это делать. Во всяком случае, на уровне 90% писателей.
А: Ясно, что вы не входите в эти 90%, но когда это и до вас доберется, у вас есть план «Б»?
С: Я думаю, что к этому моменту я уже просто перестану писать. Сяду на диван, возьму книжки, написанные до появления нейросетей, и буду с удовольствием читать. Но я не исключаю того, что одной из мер защиты станет прямой запрет на создание произведений с помощью нейросетей. Как сейчас запрещают студентам и школьникам писать рефераты и курсовые работы с помощью сеток. Тоже самое будет и с произведениями.
А: Какие опасности ждут человечество? Что вы видите сегодня из ключевого на ближайшие 50 лет?
С: Я не буду говорить про проблемы с экологией, которые очень любят поднимать на Западе, потому что эти проблемы, на самом деле, гораздо менее страшны, чем нам пытаются показать. Это немножко выдуманная из пальца проблема, чтобы было с чем бороться и чем забивать головы. Я, может быть, скажу печальную для людей вещь, но в масштабах планеты Земля человечество, в общем-то, такая мелочь, которую можно целиком спрессовать в кубики и утопить в маленьком озере. Говорят, если всё человечество собрать и поместить в Байкале, там уровень воды поднимется всего на пару миллиметров. Это все, что надо знать о нас и нашем влиянии на природу.
Мы, конечно, много вредим природе, но какой-нибудь серьезный взорвавшийся вулкан за пару дней выдаст углекислого газа и прочей пыли в атмосферу куда больше, чем человечество за год. Помните, был такой исландский вулкан Эйяфьядлайёкюдль. Стоило ему немножко там «побухтеть» в Исландии, и на всей Европе самолеты перестали летать, потому что летать стало опасно. Экология – не такая большая проблема, на мой взгляд.
Основная проблема в нас самих – социальное неравенство, социальные конфликты. Тот факт, что очень неограниченное количество стран входит в так называемый условный золотой миллиард. В общем, даже и не миллиард, по большому счету.
А: А мы входим?
С: По стандартной классификации – не входим. Хотя, если честно, я бы сказал, что это наши завышенные желания. На мой взгляд, наша страна в этот миллиард тоже входит, если посмотреть… Если по Европе реально поездить, не только по парадным улицам, посмотреть, как там жизнь протекает. То есть, основная проблема – это неравенство, неразумное сверхпотребление. Я думаю, никакой не секрет, что большинство технических устройств, которые мы покупаем, производится заранее с расчетом на то, чтобы они сломались через несколько лет. Равно как одежда. Этой же цели служит и мода. То есть, это все такое искусственно раскрученное, чтобы люди быстрее и быстрее меняли. Вот вышел новый айфон, и все, старый айфон, разве что, бабушке отдать. Все должны купить новый айфон. Почку продай – айфон купи.
Я думаю, что основная человеческая проблема не социальная. Бояться надо не изменения климата, не падения метеорита, а того, что мы просто загубим общество его расслоением на бедных и богатых.
А: А это можно изменить? Люди ведь созданы неравными.
С: Люди созданы неравными, но общество и государство должны вырабатывать определенные социальные способы, определенные механизмы, которые позволят сглаживать основные неравности. Хотя Советский Союз во многом погубило обратное. Уравнивались все, и в результате терялся интерес людей к дальнейшему развитию: ты можешь быть суперквалифицированным инженером, ты можешь что-то изобретать, но особой пользы для себя уже не видишь.
А: Вы довольны экранизацией «Дозора»? Может ли вообще автор быть доволен экранизацией?
С: Наверно, может, но очень редко. Понимаете, я доволен им как фактом, потому что это был достаточно громкий и крутой фильм, который посмотрело огромное количество людей. Это наше кинопроизводство… Фильм перевернулся, тряхнул, и стали активно снимать наше кино, то есть это огромная была удача. Разумеется, он очень сильно помог мне, потому что после этого книги вышли примерно в 30 странах, тиражи взлетели и прочее. Поэтому ругать фильм я не буду ни в коем случае. Ни «Ночной Дозор», ни «Дневной Дозор». Но надо понимать, что они очень далеко ушли от изначальных текстов.
А: Очень далеко?
С: Очень далеко, да. То есть оба фильма, по сути, сняты по первой, отчасти по второй части. А книжек шесть.
А: Но вы же там числитесь автором сценария, я правильно понимаю? Если не можешь остановить – возглавь.
С: Знаете, я сам там какие-то ходы в итоге подсказывал, которые вызвали, в общем, негативную реакцию даже у зрителей. Понимаете, когда снимали первый фильм, там материала было отснято часов на 15.
А: Вот деньги были какие большие у людей, правильно?
С: Да это не столь вопрос денег. Это вопрос просто длинных сцен. Это всегда так делается. Никогда режиссер не снимает вот тютелька в тютельку тот фрагмент, который…
А: Так сейчас попробуй снять на минуту дольше. Ему быстро шоураннер объяснит, как и что нужно делать. Это святые двухтысячные.
С: Ну, кому как. Слава Богу, все-таки снималось там не на пленку. Или на пленку… Я даже уже сейчас боюсь вспомнить. Может, и на пленку.
Но суть в том, что там было огромное количество материала. Когда его урезали, получилось четыре часа кинофильма. Ну, кто это высидит в зале? Стали резать дальше. Урезали до двух [часов] с минутами. Причем там бой шел за каждую секунду…
И когда это все урезали, то посыпался весь сюжет. Стало не понятно, как и что герои делают в той или иной ситуации. Все это пришлось заново монтировать за счет переозвучки, за счет доснимки каких-то крошечных эпизодов. Пришлось всему придавать какую-то разумность происходящего. И, разумеется, при этом сюжет пришлось менять. Потому что тот сюжет, который был изначально, уже было не выкинуть. То есть это была очень смешная процедура. И все равно до последнего момента все были в панике, поймет ли вообще зритель, что происходит на экране. Опять же, учитывая, что жанр непонятный, фантастику сто лет не снимали. И тогда была придумана вот эта идея: в конце написать песню «Жил был на свете Антон Городецкий», где будет просто пересказываться все, что было в фильме. Чтобы зритель хотя бы на титрах понял, что он посмотрел.
А: Ах вот для чего! Слушайте, а это хорошее ноу-хау. В конце фильма всегда песня, где краткое содержание.
С: Ну это на самом деле было так. Мне позвонили и говорят: «Напиши песню». Я вот так вот глаза выпучил, говорю: «Я же не поэт, я не умею песни писать…. Это ерунда какая-то, это нельзя так делать». Там отмазки, что ты не поэт, не принимаются. Ну я сел, думаю, надо написать какую-нибудь стебную песню, чтобы все сразу поняли, что это глупости, и больше не приставали ко мне с этим. Я сел, написал песню, такой вот рэпчик бодрый, через неделю… и от меня отстали. А я через неделю или две спрашиваю: «Ну как вы, убедились, что песня не годится?». Они говорят: «Нет-нет, мы отдали Кристовскому. Он ее там подправил, подчистил, дописал свои куплеты, и уже сейчас записывают».
А: А вы там указаны автором текста этой песни?
С: Да, я указан.
А: То есть вы поэт-песенник, правильно? Вы бард.
С: Да [смеется]. Ну, бард — не бард… По крайней мере, одна песня, которая причем бестселлером была, во всех каких-то парадах, да, я ее написал в тексте. Меня потом выискивали из каких-то известных групп, достаточно популярных даже до сих пор, с предложением и им песню написать.
А: Слушайте, если вы хотите сидеть на диване, когда нейросеть будет за вас писать, начните песни продавать сейчас. Потому что, по крайней мере, это будет понятный денежный поток.
С: Ну, хорошая мысль, да. Я тут уже предлагал пару раз в каких-то проектах киношных, может, песня тут надо? Ну, пока никто больше не просит, говорят: «Нет-нет, у нас есть наши там поэты-песенники и так далее».
А: А вы, кстати, верите, что наша жизнь закончится, и потом спросят с вас (и с меня тоже): «Что вы делали конкретно 15 июля 2023 года и зачем?». Есть у вас концепция, что потом будет?
С: Ну, за 15 июля 2023 года я могу точно отболтаться. Скажу, я выступал перед людьми, говорил о высоком, о хорошем. То есть в этот день, по крайней мере, точно нормально всё.
А: Но, тем не менее, у вас есть своя концепция, что происходит с нами после того, как здесь «свет выключили»?
С: Ну, к счастью, таких знаний ни у кого нет. Я всегда придерживаюсь очень нравящейся мне точки зрения, что писатель-фантаст на том свете попадает в тот мир из им описанных, который ему наиболее симпатичен.
А: Это сейчас автор «Голодных игр» напрягся, мне кажется.
С: Пускай. Надо писать иногда и позитивные миры. У меня такие есть.
А: А, то есть вы планируете попасть в хорошее книжку?
С: Конечно. Ну, хотя бы в «Ночной дозор».
А: Насколько вам сейчас проще пишутся условия будущего, которое наступает очень быстро? наступает прямо сейчас? Вы начали писать какие-то произведения и то, что вам казалось будущим, наступило до того момента, как роман сдали в печать.
С: Ой, на самом деле, это мешает. Я много лет уже пытаюсь написать седьмую и завершающую книгу «Дозоров». Чтобы уже все от меня отстали. Даже если неожиданно помру, то читатели вслед мне не кричали: «Сволочь, так и не дописал!».
А: Все равно будут писать. А за вас нейросеть допишет, вы не волнуйтесь.
С: Разве что нейросеть. Но я боюсь, что она допишется иначе, не так, как это сделал бы я. И я начал в какой-то момент. Я знаю весь сюжет, я знаю все твисты, повороты. Знаю, что это получится интересно. Я написал где-то треть. Тут! бац! наступил ковид, и вся реальность вокруг героя должна поменяться. В условиях наступающего будущего, когда резко меняется жизнь вокруг. А «Дозоры» ведь все написаны вот про то, что здесь и сейчас. В каждой книжке можно найти четкие ориентиры, в какое время это происходит. Я понимаю, что тут сейчас писать. Я пишу, заканчиваю книжку и после этого снова надо начинать ее немедленно переписывать. Потому что мир изменился и она уже происходит не в нашем мире, а не по пойми где.
Пока вы читаете интервью, мы планируем комбат-тур с Сергеем Лукьяненко, но вы можете оставить заявку уже сейчас, чтобы первыми получить программу и уникальное предложение. Если вам интересно, дайте нам знать: https://kombat-tour. ru/tours/sergey-lukyanenko, и мы вас оповестим, как только будем готовы)
Поэтому автомобиль её протаранил.
Уже поняли про что речь? Верно, про утечку. Если быть точнее, про утечку персональных данных из компании. Лет 10 назад это понятие не вызывало откровенно негативных чувств. С недавних пор оно неразрывно с тревогой и печалью, а буквально через полтора месяца уже будет навевать гнев и нести опустошение: не только эмоциональное, но и финансовое, ибо н…
И на 38% выше, чем у кадров без него.
Привели примеры пользователей и собственные тесты: постеры с текстом, генерация персонажей, предметов и рисунков.
Сегодня я управляю группой компаний с оборотом 650 миллионов в год и могу без дергающегося глаза вспомнить, что полезного я вынесла из этой истории.
К нему пришли ведомства в стране, но официально правила пока не меняли.
По словам CNN, продукция с маркировкой «Сделано в России» — новый тренд в КНР.
Лукьяненко - умер после посиделки у Красовского Антона.
Помним. Любим. Скорбим.
Комментарий удалён модератором
Лукьяненко людоед ватный, негоже нести в цивилизованное общество это дерьмо с ботинок
так а где главный вопрос... он все еще норм топить и жечь украинских детей в их домах?
ну чтоб социальное равенство восстановить, наверное.
"Эйяфьядлайёкюдль" - это Серёга прям так вживую и произнес?
На самом деле это составное слово. Как и в немецком - на бумаге выглядит страшно, но если разбить на составляющие, ничего сложного. Эйя фьялла йёкуль - 'остров гора ледник'
Да) слету