Нам нужен маркетолог с опытом Х лет в Х сфере!

В 9 из 10 вакансий и\или запросов на поиск маркетолога пишут именно так.
То есть, маркетолог из медицины вряд ли сможет заняться маркетингом, к примеру, в IT, fintech, телекоме или мебельном бизнесе. Всё просто – у него же нет опыта в нашей сфере! «Он не знает\не понимает специфики рынка, бизнеса, товара, услуги» и т.д.

Сегодня в РФ маркетологи (и продажники, кстати, тоже!) на 100% являются заложниками отрасли, в которой работают. Шаг влево или вправо крайне маловероятен, остаётся только «прыгать на месте». Точнее, с места на место. Из одной клиники в другую, из одного мебельного салона в другой и так, видимо, до пенсии...

Давайте же откроем «ящик Пандоры» и попытаемся понять, что же такого волшебного скрывают различные индустрии конкретно для маркетинга? В чём заключается важность и ценность так называемой «отраслевой специфики»?

Поскольку маркетинг (от слова market – рынок) заключается в исследованиях и аналитике + является ФУНКЦИЕЙ (см. 7P Marketing Mix), то грамотный маркетолог всегда работает КОМПЛЕКСНО с:
1. товарами\услугами компании;
2. ценообразованием;
3. местами продаж и производства;
4. рекламой и продвижением (лиды! лидыыы!);
5. людьми (сотрудниками и клиентами);
6. процессами (внутренними и внешними);
7. клиентским опытом в целом.

И что же такого нового, страшного и неизведанного увидит маркетолог из мебельной компании в медицинской клинике, например??

Какие-то волшебные и абсолютно непонятные товары, услуги, цены и процессы? Или может быть клиентов-инопланетян??

Да, возможны различия каналов и способов продвижения, некоторых параметров оказания услуг, но принципиально нового, волшебного и непостижимого для профи в маркетинге тут ничего нет!

При этом, приоритетные задачи маркетолога всё те же – исследовать, выявить и предложить бизнесу наиболее эффективные способы по более качественному (выгодному, удобному, быстрому, доступному и т.д.) удовлетворению нужд и потребностей рынка (клиентов).

Т.е. чем больше клиентских «болей» мы выявили и выгодно удовлетворили (т.е. разработали и предложили востребованные рынком решения) – тем эффективнее, и следовательно, прибыльнее бизнес!

Напротив, многие бизнесы только выиграют, пригласив маркетолога из другой сферы и\или индустрии! Почему? Да потому что у этого нового человека будет свежий взгляд на весь бизнес! Это уникальный шанс увидеть старые-новые проблемы, выявить пробелы и найти новые возможности! То, что за 5-10-20 лет работы бизнеса стало вполне естественным для вас и всех ваших сотрудников для нового человека в новинку и вообще неочевидно! И если он профи – он начнёт задавать вопросы! Много вопросов!

Ответами на эти вопросы станут новые решения для бизнеса. Возможно будут предложены такие товары, услуги и решения, которых рынку вообще никто ранее не предлагал! Это же отличный способ увеличить продажи, прибыль, доли рынка и капитализацию! Новые конкурентные преимущества! Новые выгодные ниши и уникальные решения! Однако...

Редко встречаю предпринимателей, которые любят вопросы, хотят перемен и (что самое важное!) сами готовы к ним. Готовы переосмыслить свой бизнес, открыты для свежих взглядов, новых идей и предложений...

При этом, увеличить прибыль хотят абсолютно все! И чем быстрее, тем лучше! Замкнутый круг...
Не будьте как все, экспериментируйте и импровизируйте!

Таким образом, считаю, что отраслевая зависимость маркетинга (и продаж) – раковая опухоль российского бизнеса. И пока она прогрессирует в головах большинства собственников и управленцев компаний многие сферы российского бизнеса будут оставаться однотипными и неповоротливыми, повторять то, что делали ранее, просто меняя формат, названия и «упаковку», сжигая рекламные бюджеты на бесконечный пылесос рынка в поисках лидов...
Сталкивались с такой проблемой? Что думаете?
Благодарю за время и внимание, буду рад вопросам и комментариям.

55
30 комментариев

"Сегодня в РФ маркетологи (и продажники, кстати, тоже!) на являются заложниками отрасли, в которой работают." (с)

Что-то не то в этой фразе. )))
А по статье в целом согласен.
Свежий взгляд ценен.

2

Alex, благодарю за внимательность - в оригинале было "на 100%", но потом почему-то решил убрать "100%".. Н-нна ;)))

1

но самое забавное тут не в том, где ранее работал маркетолог. А в том, что HR специалисты отсеивают крутых спецов по строчке Образование) ну типа нет гавнокорочки, что учился на маркетолога, и пофигу, что этот человек показывал в прошлых компаниях лучшие результаты по рынку)

Это конечно тема другой статьи, но мне кажется, очень много проблем у нас именно на уровне HR образовываются)

2

О да, рекрутеры и "hr специалисты" это реально отдельная тема ;)
Но, имхо, важно понимать, что очень часто они просто исполняют волю (запрос) владельца\руководителя...

Кстати, благодарю за идею, есть несколько талантливых HR'ов и возможно получится вместе погрузиться в проблематику и выдать достойный материал!

1

Согалсен с автором, действия везде одинаковые и сфера не влияет на "проффесионализм". Так же в любой продукт нужно глубокое погружение, даже если вы перешли из одной клиники в другую

2

В этом пожелании я вижу около 15-40% правды.
Реально, опытный чувак в продажах зубных врачей/клиник на пол-головы сильнее чувака из "ниши" продаж тазиков и вантусов в продажах зубных врачей. Потому что у него есть насмотренность на JTBD-сценарии/триггеры тех, кому нужно зубы как-то фиксить.
И желание сэкономить время на получение такого опыта вполне ОК.

С другой стороны, согласен с тобой: продажи они и в Африке продажи

Это как "мы рассматриваем от 3 лет в мобилках" продакта.
Ёптить.
Что там познавать 3 года? Мягкий релиз? 1 раз в год без аппрува в АппСторе? Гайдлайны? Ждать, пока научится дизайнер?

Мы всегда работаем с людьми и у каждого свой богатый внутренний Мир🙂 и упоротые требования от упоротого чела со своим внутренним Миром.

2

Всё бы ничего, если б не один пункт. Маркетолог - совсем не аналитик.

1