Юридические советы для руководителей организаций, в штате которых трудятся представители творческих профессий

Каждый день дизайнеры/маркетологи/копирайтеры обращаются в суды с исковыми заявлениями о взыскании компенсации за нарушение авторских прав и в результате получают немалые суммы с работодателей.

44
реклама
разместить

Тогда такой вопрос: заказчик набросал на бумаге эскиз логотипа. Приложил к эскизу ТЗ с текстовым описанием где какой цвет, текстура, градиент, и т.п. Получил от иллюстратора готовый файл с логотипом, соответствующий эскизу лишь частично. Кто автор?

Предполагается, что создание объекта (логотипа) - это результат творческого труда, интеллектуальных усилий и т.п. Само по себе техническое исполнение без приложения означенного не создает никаких прав на сам объект. Условно, слепой писатель диктует книги своему другу, который печатает их на печатной машинке. Автором (обладателем неимущественных прав) и правообладателем (обладателем исключительных прав) будет слепой писатель, а не его друг, который суть является "инструментом".

В вашем случае можно условно говорить о трех вариантах:

1. есть два разных объекта (эских и логотип), из которых второй производный от первого. Презюмируем, что и в первом случае (эскиз-то нарисован) есть творческий труд и во втором (сходен, то отличается и является частично самостоятельным). Следовательно, заказчик является автором и правообладателем своего эскиза, иллюстратор - автором и правообладателем итогового логотипа. При этом логотип производен от эскиза (основан на нем в некоторой степени), а заказчик предоставляя его дает согласие на создание производного произведения.

Необходимо понимать, что произведения охраняются вне зависимости от их творческого и прочего уровня, достаточно новизны и интеллектуального элемента (собственно, новизна - это следствие интеллектуального труда).

Как распределяются исключительные права на логотип - вопрос договора, если условный подряд или трудовой договор, отходят заказчику/работодателю, за иллюстратором остаются только неимущественные права;

2. эскиз не охраняется в связи с тем, что при его создании не было ни интеллектуальных усилий, ни иного и представляет собой задание на то "как" он (логотип) должен быть реализован. Кроме того, описание цвета, текстуры, градиента и пр. можно расматривать как интеллектуальный труд (тогда первый вариант) либо - нет (тогда данный вариант), т.к. произведение - это то, что воплощено в объективной форме.

Условно: логотип должен быть круглым, красного цвета и вызывать восторг - это не объект авторского права, т.к. отсутствует реализация, которая и охраняется. Нет реализации - нет охраны.

В части итогового логотипа автором и правообладателем является иллюстратор. Итоговое распределение исключительных прав аналогично варианту 1;

3. теоретически можно говорить о совместном авторстве между заказчиком и иллюстратором, т.к. итоговый объект - это плод их совместных "творческих" усилий. Распределение исключительных прав - аналогично варианту 1.

1

Анатолий, автором ТЗ будет являться заказчик (иногда это весьма серьёзный документ, который также охраняется авторским правом), а автором логотипа в любом случае будет исполнитель (иллюстратор). В данном случае не имеет значения, что логотип не соответствует ТЗ.