Юридические советы для руководителей организаций, в штате которых трудятся представители творческих профессий

Каждый день дизайнеры/маркетологи/копирайтеры обращаются в суды с исковыми заявлениями о взыскании компенсации за нарушение авторских прав и в результате получают немалые суммы с работодателей.

Обсудить В закладки Данная статья будет интересна не только руководителям компаний, в штате которых трудятся подобные представители творческих профессий, но также и им самим.

Итак,

Первое правило, которое Вы должны усвоить - на создаваемые служебные произведения (works made for hire) именно фактическим авторам (дизайнерам/маркетологам/копирайтерам) принадлежат авторские права (статья 1295 Гражданского кодекса РФ).

Таким образом, они имеют право признаваться автором произведения; им принадлежат права на имя, неприкосновенность произведения, обнародование его.

Исключительное же право принадлежат работодателю, если трудовым договором не предусмотрено иное. Исключительное право на произведение - возможность использовать его любым способом, не противоречащим закону (в том числе воспроизводить его, распространять, осуществлять публичный показ, сообщать в эфир, по кабелю, переводить, доводить до всеобщего сведения и т.д.)

Второе правило. Автор имеет право на вознаграждение за каждое созданное произведение. В трудовом договоре может быть предусмотрено, что оно входит в зарплату или выплачивается в виде квартальных или годовых премий, либо по завершении сдачи произведения.

Кроме этого, в компании должно быть издано Положение о служебных произведениях и Приказ о его утверждении.

Если работодатель забыл регламентировать вопрос о выплате вознаграждения за созданные произведения, то автор может смело требовать оплату на своих условиях, если решит уволиться из организации или будет просто обижен/возмущён чем-либо.

Дорогие владельцы организаций! Детально регламентируйте отношения в сфере авторских прав с представителями творческих профессий, иначе это грозит серьёзными правовыми последствиями в будущем.

Юридические советы для руководителей организаций, в штате которых трудятся представители творческих профессий
4
15 комментариев

Неплохо было бы увидеть пример из юридической практики, по данному вопросу.

1
Ответить

Благодарю за комментарий, Дмитрий. В одной из следующих статей расскажу про несколько интересных дел.

1
Ответить

1. Забыли про задания, т.к. зачастую подход простой: "нет задания на разработку/создание - нет перехода прав";
2. Чтобы быть уверенным в отсутствии проблем, вознаграждение за создание и использование стоит включать и в заработную плату и выплачивать сверху номинальное вознаграждение. Это обусловлено тем, что в судебной практике есть две позиции и ни одна из них не является преобладающей: (1) обязанность по созданию произведений предусмотрена трудовым договором, поэтому именно в зарплату и включается (к примеру, https://kirovsky--sam.sudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&srv_num=1&name_op=doc&number=68269977&delo_id=1540005&new=0&text_number=1), (2) обязанность по уплате вознаграждения установлена ГК РФ, а не ТК РФ, данные кодексы регулируют различные отношения, поэтому выплата вознаграждения - это гражданско-правовые обязательства и именно поэтому данное вознаграждение не может быть включено в заработную плату (к примеру, пункт 26 [https://base.garant.ru/12147911/]);
3. неисключительные права можно и нужно ограничивать в чати способов использования, к примеру, через анонимное использование/использование без указания автора.

1
Ответить

Благодарю за комментарий.

Ответить

Ситуация с вознаграждением неоднозначная. Некоторые суды считают, что ссылка работодателя на зарплату, как на то самое вознаграждение, несостоятельна. Другие считают, что нет смысла устанавливать вознаграждение, если работник получает зарплату. Где-то встречал позицию, что можно написать в качестве вознаграждения - 0 руб. Видимых ограничений для этого нет.

1
Ответить

Тогда такой вопрос: заказчик набросал на бумаге эскиз логотипа. Приложил к эскизу ТЗ с текстовым описанием где какой цвет, текстура, градиент, и т.п. Получил от иллюстратора готовый файл с логотипом, соответствующий эскизу лишь частично. Кто автор?

Ответить

Предполагается, что создание объекта (логотипа) - это результат творческого труда, интеллектуальных усилий и т.п. Само по себе техническое исполнение без приложения означенного не создает никаких прав на сам объект. Условно, слепой писатель диктует книги своему другу, который печатает их на печатной машинке. Автором (обладателем неимущественных прав) и правообладателем (обладателем исключительных прав) будет слепой писатель, а не его друг, который суть является "инструментом".

В вашем случае можно условно говорить о трех вариантах:

1. есть два разных объекта (эских и логотип), из которых второй производный от первого. Презюмируем, что и в первом случае (эскиз-то нарисован) есть творческий труд и во втором (сходен, то отличается и является частично самостоятельным). Следовательно, заказчик является автором и правообладателем своего эскиза, иллюстратор - автором и правообладателем итогового логотипа. При этом логотип производен от эскиза (основан на нем в некоторой степени), а заказчик предоставляя его дает согласие на создание производного произведения.

Необходимо понимать, что произведения охраняются вне зависимости от их творческого и прочего уровня, достаточно новизны и интеллектуального элемента (собственно, новизна - это следствие интеллектуального труда).

Как распределяются исключительные права на логотип - вопрос договора, если условный подряд или трудовой договор, отходят заказчику/работодателю, за иллюстратором остаются только неимущественные права;

2. эскиз не охраняется в связи с тем, что при его создании не было ни интеллектуальных усилий, ни иного и представляет собой задание на то "как" он (логотип) должен быть реализован. Кроме того, описание цвета, текстуры, градиента и пр. можно расматривать как интеллектуальный труд (тогда первый вариант) либо - нет (тогда данный вариант), т.к. произведение - это то, что воплощено в объективной форме.

Условно: логотип должен быть круглым, красного цвета и вызывать восторг - это не объект авторского права, т.к. отсутствует реализация, которая и охраняется. Нет реализации - нет охраны.

В части итогового логотипа автором и правообладателем является иллюстратор. Итоговое распределение исключительных прав аналогично варианту 1;

3. теоретически можно говорить о совместном авторстве между заказчиком и иллюстратором, т.к. итоговый объект - это плод их совместных "творческих" усилий. Распределение исключительных прав - аналогично варианту 1.

1
Ответить