UX-патруль, выпуск пятый: Gmail, «Яндекс.Почта», «Почта Mail.ru»

Разбор и сравнение интерфейсов популярных служб электронной почты.

В предыдущих выпусках патруля рассмотрели YouTube, Fl.ru, «ВКонтакте», интернет-магазины одежды.

Небольшое предисловие: когда уже написал весь этот выпуск, вдруг выяснил, что «Почта Mail.ru» обновила дизайн. По какой-то причине уведомления я не получал и, соответственно, обозревал старую версию интерфейсов.

Поэтому рассмотрим старый интерфейс с теми комментариями, которые я написал, не зная о новой версии. А ниже отдельно посмотрим, что изменилось. Погнали!

Панель инструментов

Эта панель расположена вверху, над списком писем, и позволяет производить с ними действия.

Состояние по умолчанию

В галерее показаны скриншоты всех панелей в состоянии по умолчанию:

На скриншотах выше видно, что «Яндекс» и старая «Почта Mail.ru» показывают панель инструментов сразу. У «Яндекса» все контролы заблокированы. У «Почты Mail.ru» всё кликается, но, как и предполагалось, ничего не происходит.

Gmail выводит инструменты только после выделения письма. Считаю, что данный подход самый осмысленный, так как по умолчанию интерфейс выглядит легче и не перегружается некликабельными функциями.

В новой версии «Почты Mail.ru» теперь не выводятся панели действий с письмами. Круто :)

Представление инструментов

Gmail

Панель инструментов Gmail
Панель инструментов Gmail

В качестве инструментов используются иконки без текста. Когда рядом расположено девять иконок одинакового цвета, ориентироваться в них непросто даже при частом использовании. Далеко не все эти иконки понятны любому пользователю.

Можете попробовать, не заходя в Gmail, определить значение каждой иконки, а потом проверить себя
Можете попробовать, не заходя в Gmail, определить значение каждой иконки, а потом проверить себя

Видимо, как раз для пользователей, которые проще ориентируются по тексту, функции продублированы в выпадающем списке за тремя точками. Но почему-то не все. Видимо, это как-то отдельно настраивается. Непонятно.

Отсутствует функция «Переслать». Для меня, как и для многих других пользователей, эта функция стоит на втором месте по частоте использования после «Ответить». В Gmail переслать письма из списка нельзя. ОК, Google: «Почему?»

«Яндекс.Почта»

Сравните с предыдущим интерфейсом — правда проще ориентироваться?

UX-патруль, выпуск пятый: Gmail, «Яндекс.Почта», «Почта Mail.ru»

А когда начинаешь пользоваться регулярно, помогает не только текст у иконок, но и дополнительная цветовая индикация:

  • Красный — «Удалить».
  • Зеленый — «Прочитано».

Кайф. Но есть небольшой спорный момент: огонёк для пометки спама. У многих пользователей может быть ассоциация с меткой «Важное», а не со спамом. Но задумка, вероятно, в том, что спам нужно сжечь :)

«Почта Mail.ru»

Панель инструментов «Почты Mail.ru» (старый интерфейс)
Панель инструментов «Почты Mail.ru» (старый интерфейс)

По умолчанию видно только четыре действия, остальные скрыты за кнопкой «Ещё».

Интересно было бы узнать следующее:

Пользователи действительно настолько редко используют функции «Пометить прочитанным» или «Пометить флажком», что, даже учитывая наличие места, их лучше спрятать?

Тогда почему именно «Пометить прочитанным» убрали, а удаление оставили? Возможно, как раз из-за этого пользователи будут чаще удалять, а не помечать письма прочитанными.

Хм, а ведь это снизит количество информации, которую нужно хранить на серверах...

Для чего пользователю видеть недоступные функции «Пометить непрочитанным», «Снять флажок»? В поисках нужной функции он будет вынужден прочесть эти пункты, хотя ими даже нельзя воспользоваться, так как это действие обратно тому, что выше.

Почему нет функции «Переслать»?

Панель инструментов «Почты Mail.ru» (новый интерфейс)
Панель инструментов «Почты Mail.ru» (новый интерфейс)

Изменилось визуальное оформление. Добавили функцию «Прочитать». В остальном — всё те же вопросы, что и к старой версии.

«Пометить как прочитанное»

Как бы ни старался отписаться от рассылок, даже использовал специальные сервисы, но со временем всё равно на почте начинают скапливаться входящие. Возникает потребность множественно отметить письма как прочитанные. Посмотрим, как это можно сделать.

Gmail

Относительно недавно в Gmail появилось нововведение, которое создало неудобства для ряда пользователей.

Ранее сформировался привычный паттерн: отмечаешь несколько писем → жмёшь «Пометить как прочитанное» → письма помечаются как прочитанные и выделение с них снимается.

Что есть сейчас:

Приходится сначала кликнуть по каждому письму, чтобы отметить его, а потом ещё раз кликать, чтобы снять выделение. Ну либо нажимать вверху «Снять выделение со всех».

Тем не менее это дополнительные клики, которых раньше не было. Google, разве большая часть пользователей производит по несколько действий с письмом за одно выделение?

Выяснил, что при наведении справа появляются иконки и можно пометить письмо прочитанным без выделения через чек-боксы.

Здесь не могу сказать за всех пользователей, так как доступа к метрикам нет, но у меня сформировался паттерн, что все действия с письмами производятся слева. Там и чек-боксы, и панель инструментов преимущественно слева. Плюс всё чёрно-белое, и из-за этого вдвойне сложнее было обнаружить эти функции.

Если вдруг тоже не знали об этих иконках — теперь знаете :)
Если вдруг тоже не знали об этих иконках — теперь знаете :)

«Яндекс.Почта»

Функция «Пометить прочитанным» видна сразу. После клика выделение снимается.

Также можно нажать на жёлтый кружок и отметить прочитанной одну ветки писем. Лайк.

«Почта Mail.ru»

Старый интерфейс

Тут ситуация аналогична Gmail, но ещё и функция прочтения спрятана в «Ещё». К счастью, есть синие кружки.

Новый интерфейс

При наведении на строку аватарка становится чек-боксом.

Функцию «Прочитать» вынесли из выпадающего списка, это круто.

В остальном всё как в старом интерфейсе.

Страница письма, «Ответить всем»

Рассмотрим детальную страницу письма, в котором есть несколько получателей.

Gmail

Почему-то есть две панели инструментов.

Первая
Первая
Вторая
Вторая

При этом в верхней панели нет ключевой функции «Ответить». Хотя функции «Удалить», «В спам», «Фильтровать похожие письма», «Отметить как непрочитанное» дублируются.

Среди быстрых действий, вынесенных по умолчанию, почему-то нет функции «Ответить всем», что вызывает неудобство. Особенно чувствуется, когда просишь клиента отвечать всем и не убирать коллег из цепочки, а он не знает как.

«Яндекс.Почта»

«Яндекс» выносит три ключевые функции, при этом меняет «Ответить» на «Ответить всем» в случае наличия нескольких получателей. А кому нужно ответить конкретно отправителю — функция «Ответить» есть в пункте «Ещё». Тут и без метрик можно понять, что на письма с несколькими получателями чаще необходимо «Ответить всем».

UX-патруль, выпуск пятый: Gmail, «Яндекс.Почта», «Почта Mail.ru»

«Почта Mail.ru»

Старый интерфейс

Аналогично Gmail есть две панели инструментов.

Первая
Первая
Вторая
Вторая

Но здесь сразу видны ключевые функции, включая «Ответить всем». Это несомненный плюс.

Новый интерфейс

UX-патруль, выпуск пятый: Gmail, «Яндекс.Почта», «Почта Mail.ru»

Из изменений:

  • В верхней панели поменялось расположение функций. Почему-то теперь слева «Удалить», а функции ответа в конце справа. Видимо, действительно хотят, чтобы пользователи удаляли побольше писем.
  • Изменили оформление. Теперь и текст, и иконки белые, на ярко-синем фоне. Выглядит лучше, но считывается хуже, чем в старой версии.
  • Уменьшили блок с темой письма и отправителем — это гуд.
  • В выпадающем списке справа добавили иконки.

В остальном, всё как в старой версии.

Создание письма

Gmail

UX-патруль, выпуск пятый: Gmail, «Яндекс.Почта», «Почта Mail.ru»

По умолчанию после клика на кнопку «Написать» Gmail предлагает окно справа, которое при желании можно раскрыть на всю ширину.

Отмечу интересные моменты:

  • Цвет текста и цвет фона объединены в одном параметре.
В целом довольно интуитивно и удобно. А также в самой палитре вверху чёрно-белые цвета, это тоже плюс
В целом довольно интуитивно и удобно. А также в самой палитре вверху чёрно-белые цвета, это тоже плюс
  • Доступны только четыре размера шрифта.
UX-патруль, выпуск пятый: Gmail, «Яндекс.Почта», «Почта Mail.ru»
  • Среди доступных шрифтов есть без засечек, с засечками, моноширинный, широкий, узкий. Вероятно, сделано для тех пользователей, кто плохо разбирается в шрифтах.
Куда же без Comic Sans MS :)
Куда же без Comic Sans MS :)
  • При наведении на инструменты в пояснении появляются горячие клавиши. Мелочь, а приятно.
UX-патруль, выпуск пятый: Gmail, «Яндекс.Почта», «Почта Mail.ru»

«Яндекс.Почта»

Здесь более стандартный интерфейс: по клику на «Написать» мы попадаем на отдельную страницу для создания письма.

UX-патруль, выпуск пятый: Gmail, «Яндекс.Почта», «Почта Mail.ru»

Интересные моменты:

  • Под полем «Кому» есть адреса, на которые чаще всего отправляешь письма. Удобно, пользуюсь.
  • Функции «Отправить», «Прикрепить файл», «Прикрепить файлы из Диска», «Прикрепить файлы из Почты» продублированы в панели инструментов и возле кнопки «Отправить» внизу формы. Полагаю, «Яндекс» таким приёмом охватывают привычные для разных категорий пользователей сценарии. Мне, например, привычнее прикреплять файлы снизу.
  • Для выбора доступно 15 шрифтов. Не понимаю, почему в выпадающем списке видно только четыре варианта за раз. Экран позволяет выводить значительно больше.
UX-патруль, выпуск пятый: Gmail, «Яндекс.Почта», «Почта Mail.ru»
  • Иконка «Убрать форматирование» сделана в виде валика, который в Word используется для копирования форматирования. Пару раз пытался воспользоваться этой функцией именно как копированием.
UX-патруль, выпуск пятый: Gmail, «Яндекс.Почта», «Почта Mail.ru»
Панель инструментов в «Google Документах»
Панель инструментов в «Google Документах»

«Почта Mail.ru»

Старый интерфейс

Аналогично «Яндексу» создание письма реализовано на отдельной странице.

UX-патруль, выпуск пятый: Gmail, «Яндекс.Почта», «Почта Mail.ru»

Интересные моменты:

  • Отправка письма в левом верхнем углу. Было бы интересно узнать, с чем связано это решение. На моём опыте кнопка отправки формы преимущественно размещается внизу справа, когда пользователь уже заполнил все поля.
  • Оформление кнопки «Отправить» никак не отличается от других. Сейчас она аналогична кнопке «Отмена». Хотя делают они абсолютно противоположные действия. Приходится всегда читать текст кнопки, чтобы понять, какое действие она совершает.
UX-патруль, выпуск пятый: Gmail, «Яндекс.Почта», «Почта Mail.ru»
  • Нумерованный и маркированный списки объединены в один параметр. Зачем? Справа столько места, что с лёгкостью можно отобразить сразу два и оградить пользователя от лишних кликов и поисков маркированного списка.
UX-патруль, выпуск пятый: Gmail, «Яндекс.Почта», «Почта Mail.ru»
  • Иконки похожи на заблокированные. В интерфейсе есть чёрные иконки у функций «Прикрепить файл», «Из Облака» и рядом стоящих. А все остальные на их фоне выглядят заблокированными.
UX-патруль, выпуск пятый: Gmail, «Яндекс.Почта», «Почта Mail.ru»

Новый интерфейс

Изменения:

  • Открывается в модальном окне, а не в виде отдельной страницы.
  • Убрали отправку денег, стили, открытки.

В остальном — как в старом интерфейсе.

UX-патруль, выпуск пятый: Gmail, «Яндекс.Почта», «Почта Mail.ru»

Краткий итог

Gmail — минималистично. Рассчитывает на опытных пользователей. Местами не отображает нужные функции, а где-то отображает несколько раз.

«Яндекс.Почта»— круто. Как-то так получилось, что замечаний к сервису почти нет. Это не реклама, и за статью мне ничего не платили.

«Почта Mail.ru» — странно. От новой версии ожидал больше изменений по UX. Понимаю, таким крупным сервисам сложно обновляться. Пользователи привыкают к расположению и поведению функций. Но улучшать UX постепенно стоит. Круто, что начали это делать)

Вот такой получился сравнительный разбор. Пишите в комментарии, что неудобно вам, и предлагайте ресурсы для следующих выпусков патруля.

3232
39 комментариев

У Яндекс.Почты есть офигенная функция, обожаю её. Достаточно нажать ЛКМ на чекбоксе слева от письма и провести вниз, чтобы выделить сразу много писем. Пользуюсь ей почти в 100% случаев выделения писем.

11
Ответить

где ты был раньше??? уже вторую мышку за год меняю...
)))

5
Ответить

В Gmail надо shift зажать, тоже удобно

1
Ответить

Комментарий недоступен

10
Ответить

Даже не представляю, чем может нравиться крайне неудобный Майл.ру, да еще и с засильем рекламы.
Раньше вообще старался открывать только Мобильную версию, даже с компа.
В Яндексе всё идеально, интуитивно, и постоянно что-то совершенствуют.
Да, на Майле тоже ящик где-то с 96-97го

6
Ответить

насчет privacy - пробовали ли protonmail и riseup mail ?

1
Ответить

Привет! Спасибо за обзор Почты Mail.ru

Чуть подробней отвечу на некоторые вопросы 

 - В верхней панели поменялось расположение функций. Почему-то теперь слева «Удалить», а функции ответа в конце справа. Видимо, действительно хотят, чтобы пользователи удаляли побольше писем. 

 - Мы решили попробовать не дублировать кнопки явно. Удаление, как ни странно, действительно наиболее частое действие с письмом, поэтому мы оставили его на месте. Что касается ответов внизу — мы знали, что ими в старой версии прекрасно пользовались.Так как после прочтения письма взгляд останавливается внизу экрана. Но далеко не всегда в почту приходят письма от людей на которые нужно отвечать, очень часто мы получаем рассылки от магазинов, письма регистрации, заказы и билеты. Была идея использовать нижний блок контекстно, в зависимости от контента письма, например, если это рассылка, там будет кнопка «Отписаться»и тд. При этом в верхней панели действия будут постоянными. 

Отметить письмо непрочитанным, как и отметить флажком, можно прямо в письме или на списке, не используя верхнюю панель.

Удаляют или отмечают прочитанными чаще всего рассылки и письма от соц сетей, которые в почте сгруппированы в метатреды, там это можно сделать в два клика, или даже в один, просто нажав на синий кружок рядом с аватаркой. При этом важные письма от людей или же с билетами и заказами останутся во входящих. При необходимости, метатреды можно включить или отключить в настройках.

 Более подробно про новый итерфейс можно прочитать тут https://medium.com/mailrudesign/новая-почта-mail-ru-и-при-чем-тут-осьминог-ddcd3db77bb7


На счет безопасности Почты, месяц назад как раз была новость: 

"Почта и Облако Mail.ru стали единственными российскими сервисами, вошедшими в ТОП-20 самых безопасных приложений по версии Google Play.
Сервисы находятся в рейтинге производителей мобильных приложений, которые раньше всех реагируют на найденные уязвимости и избавляются от них.Почта и Облако по этому показателю на одном уровне с таким брендами, как Tesla и PayPal."

5
Ответить