UX-патруль, выпуск пятый: Gmail, «Яндекс.Почта», «Почта Mail.ru»
Разбор и сравнение интерфейсов популярных служб электронной почты.
В предыдущих выпусках патруля рассмотрели YouTube, Fl.ru, «ВКонтакте», интернет-магазины одежды.
Небольшое предисловие: когда уже написал весь этот выпуск, вдруг выяснил, что «Почта Mail.ru» обновила дизайн. По какой-то причине уведомления я не получал и, соответственно, обозревал старую версию интерфейсов.
Поэтому рассмотрим старый интерфейс с теми комментариями, которые я написал, не зная о новой версии. А ниже отдельно посмотрим, что изменилось. Погнали!
Панель инструментов
Эта панель расположена вверху, над списком писем, и позволяет производить с ними действия.
Состояние по умолчанию
В галерее показаны скриншоты всех панелей в состоянии по умолчанию:
На скриншотах выше видно, что «Яндекс» и старая «Почта Mail.ru» показывают панель инструментов сразу. У «Яндекса» все контролы заблокированы. У «Почты Mail.ru» всё кликается, но, как и предполагалось, ничего не происходит.
Gmail выводит инструменты только после выделения письма. Считаю, что данный подход самый осмысленный, так как по умолчанию интерфейс выглядит легче и не перегружается некликабельными функциями.
В новой версии «Почты Mail.ru» теперь не выводятся панели действий с письмами. Круто :)
Представление инструментов
Gmail
В качестве инструментов используются иконки без текста. Когда рядом расположено девять иконок одинакового цвета, ориентироваться в них непросто даже при частом использовании. Далеко не все эти иконки понятны любому пользователю.
Видимо, как раз для пользователей, которые проще ориентируются по тексту, функции продублированы в выпадающем списке за тремя точками. Но почему-то не все. Видимо, это как-то отдельно настраивается. Непонятно.
Отсутствует функция «Переслать». Для меня, как и для многих других пользователей, эта функция стоит на втором месте по частоте использования после «Ответить». В Gmail переслать письма из списка нельзя. ОК, Google: «Почему?»
«Яндекс.Почта»
Сравните с предыдущим интерфейсом — правда проще ориентироваться?
А когда начинаешь пользоваться регулярно, помогает не только текст у иконок, но и дополнительная цветовая индикация:
- Красный — «Удалить».
- Зеленый — «Прочитано».
Кайф. Но есть небольшой спорный момент: огонёк для пометки спама. У многих пользователей может быть ассоциация с меткой «Важное», а не со спамом. Но задумка, вероятно, в том, что спам нужно сжечь :)
«Почта Mail.ru»
По умолчанию видно только четыре действия, остальные скрыты за кнопкой «Ещё».
Интересно было бы узнать следующее:
Пользователи действительно настолько редко используют функции «Пометить прочитанным» или «Пометить флажком», что, даже учитывая наличие места, их лучше спрятать?
Тогда почему именно «Пометить прочитанным» убрали, а удаление оставили? Возможно, как раз из-за этого пользователи будут чаще удалять, а не помечать письма прочитанными.
Для чего пользователю видеть недоступные функции «Пометить непрочитанным», «Снять флажок»? В поисках нужной функции он будет вынужден прочесть эти пункты, хотя ими даже нельзя воспользоваться, так как это действие обратно тому, что выше.
Почему нет функции «Переслать»?
Изменилось визуальное оформление. Добавили функцию «Прочитать». В остальном — всё те же вопросы, что и к старой версии.
«Пометить как прочитанное»
Как бы ни старался отписаться от рассылок, даже использовал специальные сервисы, но со временем всё равно на почте начинают скапливаться входящие. Возникает потребность множественно отметить письма как прочитанные. Посмотрим, как это можно сделать.
Gmail
Относительно недавно в Gmail появилось нововведение, которое создало неудобства для ряда пользователей.
Ранее сформировался привычный паттерн: отмечаешь несколько писем → жмёшь «Пометить как прочитанное» → письма помечаются как прочитанные и выделение с них снимается.
Что есть сейчас:
Приходится сначала кликнуть по каждому письму, чтобы отметить его, а потом ещё раз кликать, чтобы снять выделение. Ну либо нажимать вверху «Снять выделение со всех».
Тем не менее это дополнительные клики, которых раньше не было. Google, разве большая часть пользователей производит по несколько действий с письмом за одно выделение?
Выяснил, что при наведении справа появляются иконки и можно пометить письмо прочитанным без выделения через чек-боксы.
Здесь не могу сказать за всех пользователей, так как доступа к метрикам нет, но у меня сформировался паттерн, что все действия с письмами производятся слева. Там и чек-боксы, и панель инструментов преимущественно слева. Плюс всё чёрно-белое, и из-за этого вдвойне сложнее было обнаружить эти функции.
«Яндекс.Почта»
Функция «Пометить прочитанным» видна сразу. После клика выделение снимается.
Также можно нажать на жёлтый кружок и отметить прочитанной одну ветки писем. Лайк.
«Почта Mail.ru»
Старый интерфейс
Тут ситуация аналогична Gmail, но ещё и функция прочтения спрятана в «Ещё». К счастью, есть синие кружки.
Новый интерфейс
При наведении на строку аватарка становится чек-боксом.
Функцию «Прочитать» вынесли из выпадающего списка, это круто.
В остальном всё как в старом интерфейсе.
Страница письма, «Ответить всем»
Рассмотрим детальную страницу письма, в котором есть несколько получателей.
Gmail
Почему-то есть две панели инструментов.
При этом в верхней панели нет ключевой функции «Ответить». Хотя функции «Удалить», «В спам», «Фильтровать похожие письма», «Отметить как непрочитанное» дублируются.
Среди быстрых действий, вынесенных по умолчанию, почему-то нет функции «Ответить всем», что вызывает неудобство. Особенно чувствуется, когда просишь клиента отвечать всем и не убирать коллег из цепочки, а он не знает как.
«Яндекс.Почта»
«Яндекс» выносит три ключевые функции, при этом меняет «Ответить» на «Ответить всем» в случае наличия нескольких получателей. А кому нужно ответить конкретно отправителю — функция «Ответить» есть в пункте «Ещё». Тут и без метрик можно понять, что на письма с несколькими получателями чаще необходимо «Ответить всем».
«Почта Mail.ru»
Старый интерфейс
Аналогично Gmail есть две панели инструментов.
Но здесь сразу видны ключевые функции, включая «Ответить всем». Это несомненный плюс.
Новый интерфейс
Из изменений:
- В верхней панели поменялось расположение функций. Почему-то теперь слева «Удалить», а функции ответа в конце справа. Видимо, действительно хотят, чтобы пользователи удаляли побольше писем.
- Изменили оформление. Теперь и текст, и иконки белые, на ярко-синем фоне. Выглядит лучше, но считывается хуже, чем в старой версии.
- Уменьшили блок с темой письма и отправителем — это гуд.
- В выпадающем списке справа добавили иконки.
В остальном, всё как в старой версии.
Создание письма
Gmail
По умолчанию после клика на кнопку «Написать» Gmail предлагает окно справа, которое при желании можно раскрыть на всю ширину.
Отмечу интересные моменты:
- Цвет текста и цвет фона объединены в одном параметре.
- Доступны только четыре размера шрифта.
- Среди доступных шрифтов есть без засечек, с засечками, моноширинный, широкий, узкий. Вероятно, сделано для тех пользователей, кто плохо разбирается в шрифтах.
- При наведении на инструменты в пояснении появляются горячие клавиши. Мелочь, а приятно.
«Яндекс.Почта»
Здесь более стандартный интерфейс: по клику на «Написать» мы попадаем на отдельную страницу для создания письма.
Интересные моменты:
- Под полем «Кому» есть адреса, на которые чаще всего отправляешь письма. Удобно, пользуюсь.
- Функции «Отправить», «Прикрепить файл», «Прикрепить файлы из Диска», «Прикрепить файлы из Почты» продублированы в панели инструментов и возле кнопки «Отправить» внизу формы. Полагаю, «Яндекс» таким приёмом охватывают привычные для разных категорий пользователей сценарии. Мне, например, привычнее прикреплять файлы снизу.
- Для выбора доступно 15 шрифтов. Не понимаю, почему в выпадающем списке видно только четыре варианта за раз. Экран позволяет выводить значительно больше.
- Иконка «Убрать форматирование» сделана в виде валика, который в Word используется для копирования форматирования. Пару раз пытался воспользоваться этой функцией именно как копированием.
«Почта Mail.ru»
Старый интерфейс
Аналогично «Яндексу» создание письма реализовано на отдельной странице.
Интересные моменты:
- Отправка письма в левом верхнем углу. Было бы интересно узнать, с чем связано это решение. На моём опыте кнопка отправки формы преимущественно размещается внизу справа, когда пользователь уже заполнил все поля.
- Оформление кнопки «Отправить» никак не отличается от других. Сейчас она аналогична кнопке «Отмена». Хотя делают они абсолютно противоположные действия. Приходится всегда читать текст кнопки, чтобы понять, какое действие она совершает.
- Нумерованный и маркированный списки объединены в один параметр. Зачем? Справа столько места, что с лёгкостью можно отобразить сразу два и оградить пользователя от лишних кликов и поисков маркированного списка.
- Иконки похожи на заблокированные. В интерфейсе есть чёрные иконки у функций «Прикрепить файл», «Из Облака» и рядом стоящих. А все остальные на их фоне выглядят заблокированными.
Новый интерфейс
Изменения:
- Открывается в модальном окне, а не в виде отдельной страницы.
- Убрали отправку денег, стили, открытки.
В остальном — как в старом интерфейсе.
Краткий итог
Gmail — минималистично. Рассчитывает на опытных пользователей. Местами не отображает нужные функции, а где-то отображает несколько раз.
«Яндекс.Почта»— круто. Как-то так получилось, что замечаний к сервису почти нет. Это не реклама, и за статью мне ничего не платили.
«Почта Mail.ru» — странно. От новой версии ожидал больше изменений по UX. Понимаю, таким крупным сервисам сложно обновляться. Пользователи привыкают к расположению и поведению функций. Но улучшать UX постепенно стоит. Круто, что начали это делать)
Вот такой получился сравнительный разбор. Пишите в комментарии, что неудобно вам, и предлагайте ресурсы для следующих выпусков патруля.