От колбас до Abibas: как российский бизнес отбивает товарные знаки у нероссийского
Отечественные компании продолжают развивать бурную активность по применению в хозяйстве брендов уходящих из России недружественных компаний. Да и неуходящих тоже. Мы, конечно, всегда за бизнес-активность и предприимчивость, но эта мода может иметь неоднозначные последствия…
Пара примеров
- Недавно мы писали о том, как мясокомбинат “Ремит” подал в Роспатент заявку на регистрацию бренда “Тоблерон” для треугольной колбасы, явно намекая на швейцарский треугольный шоколад Toblerone.
- И вот на днях уже компания “Вкусная жизнь” подаёт в суд на Gruppo Campari, владеющую товарными знаками Aperol и Aperol Spritz. Вкусножизневцы заявляют, что итальянская компания зарегистрировала эти товарные знаки в том числе по классу “соки и газированные воды”, но такой продукции под ними не выпускает. Поэтому охрана товарных знаков должна быть прекращена из-за их неиспользования.
- Другой бренд итальянского гламурного алкоголя, Lambrusco, атакуют другие отечественные “колбасники” – “Дымов”. Они хотят продавать мясные и колбасные изделия под товарным знаком “Ламбруско Дымов”.
- “Ивановская текстильная компания” запускает линию молодёжной одежды под брендом Ushiqlo. Привет ушедшей из России Uniqlo, причём до “Ивановского текстиля” этим уходом уже успела воспользоваться сеть одежных магазинов Just Clothes.
- Наконец, некий отечественный предприниматель подал заявку на регистрацию торгового знака “Abibas”, намереваясь торговать под ним одеждой и обувью.
- Продающая товары для умного дома UltraTrade намерена добиться прекращения охраны товарного знака Xiaomi, очевидно, в целях наладки параллельного импорта. В каких именно классах товаров, UltraTrade не уточняет: “во всех, в каких получится”.
- В реестре заявок Роспатента можно найти попытки российских ООО зарегистрировать такие товарные знаки, как Starbucks, Макдак, Макдональдс, Victoria Secret и очень страшненький Disney.
В общем, в области охраны интеллектуальной собственности у нас сейчас царит настрой “экспроприируй у эксплуататоров!” Западные компании с Россией в ссоре, предприниматели прикидывают, как этим воспользоваться.
Перспективы туманны
Но объединяет все эти кейсы (кроме, пожалуй, Xiaomi) то, что Роспатент скорее всего откажет в регистрации торговых знаков. И не потому, что он за буржуев и против наших компаний. А потому, что в Роспатенте в силу профессиональной деформации твёрдо помнят, в чём вообще смысл такого явления, как товарный знак, каковы цели его существования, защиты, регистрации.
Смысл в том, что товарный знак позволяет потребителю различать аналогичные товары и услуги разных компаний и ориентироваться в них. Поэтому у одного производителя йогурт “Простоквашино”, а у другого йогурт “Молочная ферма”, чтобы человек мог попробовать оба и запомнить, какой из них гадость, а какой хорош. Поэтому и существует концепция сходства до степени смешения – чтобы люди не перепутали проверенный “Сникерс” компании “Марс” с батончиком “Сниггерс” какого-нибудь предприимчивого местного производителя.
Если в какой-то момент мы окажемся в мире шоколада Swarovski, автошин Colgate и лака для ногтей Durex от компаний, ранее не имевших отношения к этим брендам, мы запутаемся, а маркетинг и брендинг вообще перестанут работать.
Аутентичный креатив – задел на будущее
Поэтому нам нравится, когда компании создают и развивают свои собственные бренды, отражающие их историю и ценности, их, извините, ДНК и менталитет, их понимание своего потребителя и своей уникальной роли в экосистеме. И, конечно, своевременно регистрируют все возникшие по ходу этого процесса товарные знаки. И все ноу-хау патентуют. И код и базы данных защищают тоже.
Кроме того, деля наследие недружественных, есть риск поделить шкуру неубитого медведя. Далеко не все иностранные компании перестают работать в России или даже снижают активность по защите своих интересов. А через какие-то 5-7 лет политический ландшафт может, как обычно в России, перемениться самым непредксазуемым образом, ушедшие бренды могут вернуться, и что тогда будет – вообще непонятно.
Также важно
Суд по интеллектуальным правам вынес решение по иску об использовании чужого товарного знака конкурентами в контекстной рекламе в Яндекс и Google. Из решения следует, что чужие товарные знаки можно использовать как ключевые слова при размещении рекламы, но нельзя использовать в тексте объявления.
Предоставление охраны товарным знакам связано с необходимостью индивидуализировать продукцию среди аналогичной в гражданском обороте. Между тем ключевые слова представляют собой технический параметр (критерий), устанавливаемый рекламодателем в интерфейсе рекламной кампании.
Указание товарного знака в качестве ключевого слова не признается использованием данного обозначения. Не является нарушением указание без согласия правообладателя товарного знака как ключевого слова в контекстной рекламе, если в самом объявлении это обозначение не используется.
Сервис приостановил работу в конце февраля 2025 года.
В 2025 году Telegram — это не просто мессенджер, а полноценная платформа для бизнеса и личного бренда.
Когда санкции похоронили мой магазин, я считал каждую копейку. А потом узнал про 'новую нефть' — и теперь мои посты читают 50.000 человек в день. Расскажу, как превратить чужую панику в свой доход, даже если у тебя нет бюджета и опыта
Правительство Таиланда предупредило о возможных повторных толчках.
За 30 лет BYD прошёл путь от небольшого производителя аккумуляторов до главной автомобильной компании Китая. BYD растёт в полтора раза каждый год, обогнал Tesla и дышит в спину Toyota и Volkswagen. Разбираемся, за счет чего этот китаец так разогнался.
Избыточный расход бензина, ошибки при заполнении путевых листов, опоздания водителей — все это риски, которые критически влияют на бюджет перевозчиков и компаний со служебным транспортом. Поделимся инструментами, которые снизят затраты на топливо и оптимизируют работу автопарка.
В январе 2025 года OpenAI, Oracle и SoftBank создали компанию Stargate для строительства дата-центров в стране.
Контролировать платежи будет Роскомнадзор.
Несколько тезисов из интервью РБК с главой сети в Центральном федеральном округе Еленой Захаренко.
как российский бизнес отбивает товарные знаки у нероссийскогоОТБИВАЕТ???
А кому нахуй нужны это "отбитые товарные знаки" в нормальном мире?!?
Не очень поняла вопрос... существенно, наверное, то, что товарные знаки регистрируются в данном случае не в мире, а для России. Очевидно, у каждого регистрирующего свои соображения насчёт того, как он собирается товарный знак использовать на конкретном рынке.
Это вполне практический вопрос соотношения потраченных ресурсов и полученного профита. Стоимость регистрации какого-нибудь скандально похожего на западный бренд знака может окупиться банально за счёт публикаций в прессе об этом. Были случаи, когда компании чисто с заявками попадали в публикации Коммерсанта и Ведомостей, со всеми преимуществами того, что это был редакционный материал, а не рекламное размещение.
А вот, например, лично я бы не стала для своего бизнеса регистрировать товарный знак Ushiqlo, потому что во-первых неблагозвучно, во-вторых Юникло может всё-таки обидеться и начать судиться, а в-главных потому, что поисковики ещё долго будут автоматически исправлять Ushiqlo на Uniqlo, и не факт, что системы размещения рекламы нормально будут с этим словом работать.
А “Ивановская текстильная компания” решила, что им это надо, ну окей, хорошо, посмотрим, как у них что будет.
Извините пожалуйста, я очень-очень много думала, у меня уже болит голова, но я так и не поняла, что вы хотитеХотите об этом поговорить?