Халк, Железный человек и Черная вдова: как собрать эффективную команду

Мое наблюдение: если сотрудники не оправдывают ожидания, то босс медленно, но верно начинает звереть. И я его понимаю, ведь он вложил немалые средства в подбор, найм и адаптацию персонала. Сегодня поговорим о том, как владельцу бизнеса не превратиться в «мстителя», и как сделать так, чтобы каждый ваш рабочий день не превратился в бессмысленную вендетту.

Халк, Железный человек и Черная вдова: как собрать эффективную команду

Где болит у собственника

Многие владельцы бизнеса приходят ко мне на диагностику с классической проблемой: наступил День сурка, когда приходится лично пахать на благо собственного дела, вместо того, чтобы резонно получать с него прибыль где-нибудь на Бали. Все потому, что сотрудники не хотят тире не могут нормально работать, а тот результат, который выдают, больше похож на результат жизнедеятельности млекопитающего. Однако платить зарплату приходится даже за «это», иначе дело совсем встанет.

И закономерный вопрос, который они задают мне ― “Что делать?”

Конечно, универсального ответа на него дать я не могу, поэтому с каждым собственником сажусь препарировать его бизнес, чтобы посмотреть, что и как работает внутри.

Но за годы практики у меня накопился некий собирательный образ эффективной системы работы сотрудников, которая может помочь владельцу бизнеса избавиться от желания убивать, и даст ему делать то, ради чего, собственно, в 99% случаев и открывают собственное дело ― отдыхать, зарабатывая.

Если вы хотите собрать команду супергероев (читать как эффективных сотрудников), я расскажу, как это сделать, основываясь на 5 принципах.

Но начну, пожалуй, с азов.

Результат работы каждой компании ― это ценный конечный продукт или ЦКП.

Например, у завода по производству автомобилей ― это автомобиль. Но любая машина создается путем работы целой команды: инженеров-конструкторов, дизайнеров, инженеров-испытателей, слесарей и многих других. И ЦКП каждого из них ― готовый результат той части работы, за которую он несет ответственность. У инженера-конструктора ― чертежи, у дизайнера ― дизайн, и так далее. Фишка в том, что без качественного ЦКП сотрудника не получится качественного ЦКП компании.

Один мой знакомый, который месяц назад обратился на диагностику бизнеса, оказался в такой ситуации, когда ЦКП его специалистов был очень низким, соответственно, ЦКП компании не мог расти, как, собственно, и ее прибыль.

Пароли, явки не назову, скажу только, что зовут его Павел и он ― владеет бизнесом по изготовлению мебели на заказ. И главная его проблема была в том, что он на 20% каждый день делал работу за своих подчиненных, тем самым загнав себя в беличье колесо без возможности выдохнуть.

Пять столпов эффективности команды

Халк, Железный человек и Черная вдова: как собрать эффективную команду

Столп № 1: определить и синхронизировать ценности

Я всегда начинаю диагностику с базового уровня. Ценности ― это фундамент, на котором строится бизнес. Вот три примера ценностей, которые были обозначены у моего клиента Павла:

  • ответственность;
  • клиентоориентированность;
  • свобода.

Отличные идеалы! Но с одним большим минусом ― они не были расшифрованы. И тогда мы провели эксперимент для наглядности ― я просто рассказал ему, что эти слова значат для меня в качестве собственника. К его удивлению, мнения разошлись.

Халк, Железный человек и Черная вдова: как собрать эффективную команду

Фишка в том, что ни мой, ни его ответы не были верными или неправильными. Просто это обычные три слова, в которые каждый человек вкладывает свой смысл. Сотрудники ― в том числе.

И трактовать эти ценности они также могут по-своему: сдать проект в срок вне зависимости от степени готовности, уметь угодить любому клиенту, иметь право приходить и уходить когда удобно.

Эффективность работы же достигается в том случае, если ценности компании и сотрудников совпадают.

Любому собственнику интересно работать с сотрудниками вдолгую. Но для этого нужны не только хорошие условия, стабильная зарплата и качественная работа (а они безусловно важны!), но и синхронизация по ценностям, которую можно выявить еще на этапе найма (кстати, о нем я подробно рассказываю здесь).

Для этого при собеседовании нужно задавать кандидатам правильные вопросы.

Например, когда-то, чтобы выяснить ход мыслей человека, я спрашивал его: “Как ты поступишь, если проснулся утром, и обнаружил, что дома прорвало трубу с горячей водой, кот повис на карнизе, но при этом тебе звонит важный клиент?” .

И нет, я не ждал, что он ответит “Все брошу, и приму звонок”. Но ответы кандидатов помогали мне понять их жизненные приоритеты.

Поэтому, обработав ценности в бизнесе Павла, мы сформировали с ним подобные вопросы для собеседования на должности.

Крупным фирмам я бы посоветовал еще вести корпоративный блог ― площадку, где простым дружеским языком будут написаны все основополагающие ожидания от кандидата, с которыми тот сразу мог бы ознакомиться и понять, подходит ли под них. Так система найма станет быстрее и эффективнее.

Халк, Железный человек и Черная вдова: как собрать эффективную команду

Столп № 2: поставить правильные цели

Этот пункт я всегда делю на две составляющие ― цели собственника и личные цели кандидата, о которых я подробнее расскажу ниже ― в блоке про мотивацию.

Владелец ставит перед собой также две цели: личную и финансовую. Именно из первой вытекает вторая, поэтому личная цель ― основополагающая.

Личная цель Павла ― построить загородный дом и переехать туда всей большой семьей. И, поверьте, это я смог выяснить не сразу, потому что он и сам уже о ней подзабыл, с головой окунувшись в рабочую рутину.

Для этого ему нужно получать 1,5 млн рублей чистого дохода в месяц. Отталкиваясь от этой суммы, он стал докручивать финансовую цель: сделал декомпозицию бизнеса, нанял сотрудников, которые, как он планировал, должны приносить ему 15 млн рублей в месяц, с которых 10% останутся чистой прибылью.

Но не выстроил систему обучения сотрудников, которая бы помогла им добывать эти суммы на рынке. Вместо этого, он львиную долю обязанностей отделов взвалил на себя, вплоть до того, что пару раз сам обзванивал клиентов с предложениями. И делал это вместо того, чтобы заниматься управленческими вопросами, без которых бизнес не будет расти.

Запомните: ваша цель ― это личная идеальная картина мира. И через призму собственного бизнеса вы должны видеть, как двигаетесь к ней. Пусть маленькими шагами, пусть медленно, но главное ― упорно и стабильно. Когда этого не происходит, разваливается все: дело, мечты, планы.

Столп № 3: дать правильную мотивацию

Халк, Железный человек и Черная вдова: как собрать эффективную команду

В этой статье я рассказывал о мотивации специалистов, но больше с финансовой точки зрения. Теперь хочу немного расширить тему.

У каждого кандидата, который приходит к вам на собеседование, есть личная цель: купить машину, выплатить ипотеку, помочь больным родителям, свозить в красивый отпуск любимую девушку. И эту цель вы, как собственник, должны у него выяснить.

А потом вложить человеку в голову мысль, что именно ваш бизнес станет инструментом для достижения этой цели. Дать ему дорожную карту, как с вашей помощью он ее добьется и за какой срок.

Мы, например, в компаниях клиентов делаем индивидуальный план развития для руководящих должностей, чтобы помочь обозначить личный план развития в рамках бизнеса.

При этом обратите внимание: что сам кандидат готов предложить для достижения собственной цели. Если он пришел на зарплату 50 тысяч рублей, через год хочет получать 100 тысяч, но не может ответить на вопрос “как планирует этого добиться”, то, скорее всего, вам не по пути.

В мотивации есть еще один важный аспект ― человек должен кайфовать от того, что делает. Значит, ему изначально должна нравиться сфера деятельности, в которую он идет: будь то продавец в магазине или РОП в крупной компании.

Только на таком фундаменте можно начать выстраивать систему мотивации. Потому что бизнес, как бы странно это сейчас ни прозвучало, не может быть построен только на деньгах. Они ― средство для достижения планов, но никак не конечная цель. И для собственника, и для сотрудника.

Павлу я настоятельно рекомендовал обратить внимание на эти моменты при найме.

Конечно, о результатах говорить пока рано, но я уверен, что если он начнет работать над каждым из названных пунктов, у него получится собрать эффективную команду, которая приблизит его к личной цели. Причем за три-шесть месяцев.

Столп № 4: сказать «Нет» посредственности

О, эта беда погубила многих собственников.

Знаете то чувство, когда человек работает посредственно, из месяца в месяц лавируя на уровне «допустимый минимум», но вам его по-человечески жалко. Потому что это мать одиночка или предпенсионный сотрудник, девочка из сложной семьи или такой душевный парень.

Запомните: хороший человек ― это не профессия, а сложная жизненная ситуация (особенно затянувшаяся на полгода-год) ― это не работа.

Ваша компания тратит время и ресурсы на обучение таких сотрудников, на их адаптацию, само собой, на зарплату и систему мотивации, и это нормально ― ждать результата от специалистов.

Если у вас в коллекционных механических часах сломается одна деталь, из-за которой они встанут, вы пойдете к мастеру, чтобы заменить ее. Так почему не решиться сделать то же самое с неэффективным сотрудником?

Потому что иначе придется работать за него.

Столп № 5: сформировать систему адаптации

Халк, Железный человек и Черная вдова: как собрать эффективную команду

Без нее новому человеку, даже если он крутой профессионал в своем деле, будет сложно гладко войти в коллектив и сразу вникнуть в работу. Такая система не везде нужна в формате целого отдела, но сам факт того, чтобы стажер ощущал заботу, должен присутствовать обязательно.

На этом этапе Павлу я посоветовал сделать так, чтобы один опытный продавец брал стажера под свое крыло, помогая обучаться, вникать в работу и привыкать к коллективу. И речь не просто о целевых указаниях по обязанностям, а об эмпатичном отношении к человеку, его страхам и неуверенности в собственных силах. Поддержка, понимание и забота со стороны старшего коллеги.

Ведь эффективного сотрудника мало нанять. Его еще нужно суметь удержать.

Вместо заключения

В любой бизнес люди приходят в том числе на энергию ― самой компании и ее руководителя. У нас это быстрый темп работы, азарт и неуемное желание сегодня сделать лучше, чем вчера. Соответственно, специалисты нам нужны такие же, в любой должности.

Так работает любой бизнес, поэтому команду собственник должен собирать, исходя из личных целей, взглядов, желаний. А если что-то не получается, нужно не опускать руки, а возвращаться к началу, и смотреть, на каком этапе система дала сбой. Не выходит увидеть ошибки самостоятельно? Значит, есть смысл обратиться к специалистам за диагностикой бизнеса.

А что делаете вы, если сотрудники не оправдывают своих ожиданий? У вас есть системный подход к организации их эффективности? Давайте обсудим в комментариях.

4040
60 комментариев

Мдааааа, запахло инфоцыганством конечно. Мое мнение простое: предприниматель, который не умеет мотивировать работников, не видит, на что они (не) способны – в общем-то, и не предприниматель толком.

Особенно показателен пример из статьи. Павел, который не знает, как снизить уровень операционки, которому себя посвящает. Быть может, ему стоило задуматься не о привлечении специалиста по «диагностике» бизнеса, а о личном потолке? Предприниматель видит возможности, видит ниши, умеет организовать процесс и отстроить работу. Даже если не получилось сразу - он придёт к этому методом проб и ошибок. Один быстрее, другой медленнее. Если Павел не готов так рисковать - нужно спокойно работать на нынешнем уровне. А если готов - то рисковать надо самостоятельно, без помощи Дениса.

Если вы по-настоящему горите своим делом (чего всем и желаю и советую заниматься только таким делом) - вам никакие «диагносты» не будут нужны. Собственник чувствует свою нишу и рынок в целом буквально на кончиках пальцев.

И да, ты можешь не спать ночами от приходящих идей, можешь нон стоп думать о движении вперёд - но ты точно не захочешь отдать вопрос роста своего бизнеса постороннему. Потому что это твой бизнес.

6
Ответить

Рост своего бизнеса никто и не отдает. Каждый человек выбирает сам: кто-то хочет учиться только на своих ошибках, кто-то покупает или берет чужой опыт. Я строю машину себе для чемпионата России по трофи рейдам, я занимаюсь гонками больше 10 лет, но я не строю ее сам, а обращаюсь к человеку, который уже построил много таких машин, так как точно знаю, что он разбирается в этом вопросе лучше меня. Так же, как и 90% владельцев авто не ремонтируют их сами, хоть и могут думать, что чувствуют машину на "кончиках пальцев". Что такое "инфоцыганство"? Когда Вы получаете какую-то информацию? Так Вы ее круглосуточно получаете и за каждую платите или своим временем или деньгами. Поделитесь ссылкой на Ваш бизнес, который Вы построили опираясь, исключительно на свой опыт и знания.

Ответить

Всегда в восторге от современных веяний кадровых технологий.
Люди даже не понимают о чём говорят, но взор восторженно горит.
Ценности - ответственность, клиенториентированность и свобода. Нужно было что-то придумать, ну и вот что получилось.
Как ответственность стала ценностью? Для кого? Для шефа, оно конечно... Ответственные сотрудники ценные.
А клиент ориентированность? Тоже ценность для руководителя.
Причем оба варианта так себе. С идеей пользоваться клиентом.
Не пробовали просто сделать удобнее для клиента?
Доступ, входная группа, быстрое обслуживание и реакция на жалобы. И многое другое, что вернёт к вам клиента снова.
Свобода - безусловная ценность. Но в строго оговоренных границах. Для бизнеса свобода ценность, только если вы руководите креативным агентством.
Цели собственника и кандидата - одинаковы. Деньги.
Предложите кому-то карьеру бесплатно. Если согласится можете сразу не брать.

Можно долго расписывать всё это новомодное занятие.
Но не буду.
Тут на фронт на линию соприкосновения прибыл боец. Занял хозяйственную должность. Не служил. Зато посетил много семинаров. Голова забита вот этим вот эффективным менеджментом.
Был уже не однократно послан в пешее эротическое путешествие. И есть желание тупо разбить дураку голову.
-"В любой бизнес люди приходят в том числе на энергию ― самой компании и ее руководителя. У нас это быстрый темп работы, азарт и неуемное желание сегодня сделать лучше, чем вчера. Соответственно, специалисты нам нужны такие же...".
Просто рука-лицо. Столько сиропного пафоса. Любой кандидат подумает, что если бы не нужда - ни за что не полез бы в такую клоаку.
Если приходящие в бизнес люди подразумевают наемных работников, открою секрет - люди нанимаются на работу, исключительно ради денег. Это единственная причина существования рынка наёмного труда.
И будем честными. Это скорее невольничий рынок, чем источник сотрудников.
И главная ценность любой организации - соблюдение договоренностей. А то набирают мух, а спрашивают как с пчёл.

2
Ответить

Рад, что Вы присоединились к нашему обсуждению и по достоинству оценили мою статью. Подскажите: то, что деньги служат единственной причиной работать для всех людей - это мнение или факт? Поделитесь какими-то подтверждениями. Так как моя статья написана, исключительно, как мой опыт после взаимодействия с тысячами разных людей на разных ролях. Интересно услышать, почему, на Ваш взгляд, люди работают в Маке за 1,5 доллара в час или почему работают в больницах, тренерами в спорте и так далее. Их привлекает исключительно заработная плата?

Ответить

Отдыхать и зарабатывать)))) Очень смешно))) Такого не бывает!

2
Ответить

а как же подниматель пингвинов в Антарктиде или тестировщик диванов? ))

Ответить

Это надо хорошенько так помучиться, чтобы отобрать хороших сотрудников по мнению начальника

1
Ответить