Эксперимент ЮMoney: попробовали теорему Байеса, чтобы узнать, готов ли мерчант стать нашим клиентом

Привет, меня зовут Кристина, я менеджер по работе с ключевыми клиентами ЮKassa. Продаю эквайринг бизнесу, управляю проектами, выстраиваю коммуникации и веду крупные сделки. Сегодня расскажу, какой я нашла способ спрогнозировать, подключит ли клиент нашу онлайн-кассу к своему интернет-магазину.

Это я на конференции TECH WEEK
Это я на конференции TECH WEEK

Но сначала разберёмся на кейсах из жизни, почему человечество всё ещё не умеет делать точные прогнозы в большинстве сфер.

Что мы умеем предсказывать, а что так и не научились

Эпидемии. В 1976 году на военной базе в США курсант пробежал кросс, а после этого умер. Врачи сделали вскрытие и обнаружили, что у него была «испанка». Всех это очень испугало, ведь несколько десятилетий назад эта болезнь унесла много жизней. Президент Джеральд Форд запустил масштабную программу вакцинации, но оказалось, что это был единственный случай — больше никто «испанкой» не заразился. Все ожидали, что болезнь начнёт распространяться теми же темпами, что и во время эпидемии, но этого не произошло.

Эксперимент ЮMoney: попробовали теорему Байеса, чтобы узнать, готов ли мерчант стать нашим клиентом

Землетрясения. Их частоту предсказывать мы не умеем до сих пор. Вот что я нашла в интернете, и это максимум, на что способны прогнозисты:

Эксперимент ЮMoney: попробовали теорему Байеса, чтобы узнать, готов ли мерчант стать нашим клиентом

Погода. Это то, в чём мы преуспели и что умеем предсказывать максимально точно. Синоптики берут данные по текущим погодным условиям, немного видоизменяют их и делают из этого до 50 вариантов прогнозов.

Эксперимент ЮMoney: попробовали теорему Байеса, чтобы узнать, готов ли мерчант стать нашим клиентом

Топ ошибок, которые мешают нам делать правильные прогнозы

До 90% информации, которую человечество сегодня перерабатывает, мы получили за последние два года. Большое количество источников и цифрового шума мешают нам делать точные предсказания, и мы допускаем ошибки. Вот самые распространённые:

  • Ошибка выборки. Это когда человек думает, что если у него что-то хорошо получалось в одних обстоятельствах, то в других он сделает так же и 100% не ошибётся. Допустим, водитель такси, который ездит на своей машине 20 лет и ни разу не попадал в ДТП, зашёл в бар выпить пива. Вышел в состоянии алкогольного опьянения, но при этом с уверенностью: даже если он сейчас сядет за руль, всё точно будет в порядке, ведь так было всегда. Но он не учитывает, что пьяным никогда не ездил, а значит, выборка, по которой он может сделать вывод, что плохих последствий не будет, равна нулю. Он не может спрогнозировать результаты такой поездки.
  • Ошибка чрезмерной уверенности. Помните, как перед распадом СССР ни одна страна не могла представить, что это случится? Все были на 100% уверены, что мощная держава выстоит. Итоги нам известны.
  • Ошибка, связанная с тем, что мы боимся менять прогноз. Многие люди переживают, что, если спрогнозировали какое-то событие публично, прогноз менять нельзя, ведь это плохо повлияет на репутацию. Даже если возникли новые обстоятельства или появилась дополнительная информация.
  • Ошибка, когда мы не учитываем вероятность того, что событие произойдёт. А эту ошибку разберём на примере теоремы Байеса, ради которой я и затеяла эту статью.

Что такое теорема Байеса и как она помогла мне проверить гипотезу о подключении клиента к ЮKassa

Теорема Байеса позволяет определить вероятность какого-то события в зависимости от того, что уже произошло или не произошло до этого. Есть формула, по которой можно высчитать вероятность с точностью до одного процента, выглядит она так:

Эксперимент ЮMoney: попробовали теорему Байеса, чтобы узнать, готов ли мерчант стать нашим клиентом

Разберём формулу и её переменные на примере из моей рабочей практики. Представим, что на конференции я познакомилась с потенциальным клиентом и хочу оценить вероятность того, что он подключится к ЮKassa. Нужно определить стратегию, как дальше с ним взаимодействовать.

Моя гипотеза: потенциальный клиент сообщил, что систематически сталкивается с техническими проблемами у провайдера, услугами которого пользуется. А значит, велика вероятность того, что в будущем он захочет переключиться на более стабильный сервис. Проверим, так ли это и какова вероятность подключения этого клиента к ЮKassa.

Чтобы оценить правильность гипотезы, мне понадобится три переменных:

  • Вероятность при условии, что моя гипотеза верна.

Какова вероятность, что потенциальный клиент сообщил бы мне о своих проблемах с текущим эквайером, если бы хотел сменить провайдера прямо сейчас? Допустим, я оцениваю вероятность этого в 60%. Судя по встревоженному тону клиента, он давно и постоянно сталкивается со сбоями на стороне эквайера и эта проблема для него болезненная. Настолько, что из-за неё он может в будущем расторгнуть рабочие отношения с провайдером.

Как будет выглядеть переменная: Переменная P (B|A), где A — если клиент подключится к ЮKassa, а B — если нет.

  • Вероятность при условии, что моя гипотеза неверна.

Какова вероятность, что клиент не испытывает никаких проблем с сервисом и сообщил мне об этом без причины? Допустим, я оценю вероятность этого в 30%. Возможно, клиент поделился со мной, потому что был расстроен недавними недопониманиями с эквайером и хотел рассказать кому-то о своём опыте. При этом он остаётся лояльным своему эквайеру и не собирается с ним расставаться.

Как будет выглядеть переменная: Переменная P (B) — если подключения к ЮKassa не произойдёт.

  • Априорная вероятность.

Какова вероятность, что клиент подключился бы к ЮKassa до того, как мы поговорили? Если допустить, что доля российского рынка, который использует ЮKassa, составляет 20%, я бы оценила эту вероятность тоже в 20%.

Как будет выглядеть переменная: Переменная P (А) — если клиент подключится к ЮKassa.

На этом этапе я задумалась: как бы оценила искомую вероятность подключения, если бы не знала теорему Байеса? Мне, как представителю ЮKassa, известны преимущества сервиса, поэтому я оценила эту вероятность в 70%. Однако Байес со мной не согласился.

Если считать по формуле и использовать наши переменные, получается, что вероятность подключения клиента к ЮKassa — 40%. Не самый оптимистичный результат, если честно. Но теорема натолкнула меня на такую мысль:

Во всех аспектах жизни, в том числе в бизнесе, любое событие играет роль, с учётом этого вероятность видоизменяется — растёт или падает.

Каждое новое событие нужно оценивать объективно и обезличенно, только это поможет выстроить эффективную модель взаимодействия с клиентом.

Потом я решила поменять некоторые переменные

Возьмём ту же ситуацию и представим, что мы с клиентом встретились после конференции, а затем подписали договор и сейчас находимся на этапе интеграции ЮKassa на его сайт.

Внезапно я получаю от клиента информацию, что его провайдер предоставляет годовую скидку на свой сервис. Это предложение заинтересовало клиента, о чём он мне и сообщил. При этом я всё ещё думаю, что он настроен перейти на ЮKassa и что вероятность подключения высокая, так как мы уже подписали договор и у нас есть техническая база. Но всё не так просто.

Учитывая все возможные форс-мажорные обстоятельства (где P (B|A) — уже 80%, но P(B) — 50%, так как клиент может легко передумать и вернуться к более выгодным коммерческим условиям), мы получим новую вероятность в 32%.

Эти цифры дают понять, что новые события играют большую роль во время переговоров и могут изменить исход ситуации. Нельзя быть слишком оптимистичным и уверенным в результате, упускать детали и полагаться на случай — лучше оставаться объективным. Умение учитывать при прогнозировании новые факторы — один из главных навыков успешного прогнозиста.

Вывод

Если вы работаете с людьми, участвуете в переговорах и занимаетесь продажами, развивайте навык прогнозирования — он поможет точно предсказать результат переговоров и скорректировать действия в процессе, чтобы в итоге сделка была успешной.

Когда делаете прогноз:

  • Попробуйте использовать теорему Байеса — она одна из самых надёжных — и его формулу с переменными.
  • Оценивайте события обезличенно и объективно. Не ориентируйтесь на свою высокую экспертизу в сферах, которые отличаются от той, в которой вы делаете прогноз прямо сейчас. Можно ошибиться и получить слишком оптимистичное предсказание, но оно будет неверным.
  • Добавляйте к уже известным фактам как можно больше новых вводных в формате «А что, если…?». Это поможет учесть форс-мажорные обстоятельства, придумать новые решения и сделать прогноз более точным.
  • Поставьте на кон внушительную сумму и подумайте: стали бы вы делать свой прогноз, если бы в случае неудачи пришлось заплатить, например, 150 тысяч рублей? Если ответ положительный, прогноз надо делать: вы уверены в себе и своих суждениях.

Используете ли вы прогнозирование в работе и жизни? Пишите в комментариях. А если у вас остались вопросы по продуктам ЮMoney, я на них с радостью отвечу.

1313
15 комментариев

Я бы добавил еще 2 ошибки:
1. Определять вероятности на глаз
2. Определять вероятность события с низкой достоверностью изза недостатка данных

Ну и выходит, что в этой статье вы:
1. Определили вероятности на глаз
2. Если определили их не на глаз, то определили их с низкой достоверностью изза недостатка данных
3. Взяли некорректную выборку

Формула байеса работает и дает результат на практике близкий к фактическому, но немного в других задачах и масштабах применения)

1
Ответить

мне кажется, автор просто взяла максимально простой пример, чтобы на пальцах объяснить. Скорее всего там делали вычисления покруче, просто не всё же можно раскрывать)

Ответить

Никогда про такую формулу не слышал, интересно. Надо попробовать поюзать на своих проектах))

Ответить

Будет здорово, если поделитесь опытом после 😊

1
Ответить

Генри Форд никогда не был президентом США

Ответить

Спасибо за вашу внимательность, перепутали имя, поправим 👌

1
Ответить

НИКОМУ! НИКОГДА! НЕ советую Юкассу, сервис оставляет желать лучшего.

Причина раз: в любых спорных ситуациях, например при попытке чарджбека, Юкасса будет на стороне потребителя, а не бизнеса, будь бизнес хоть сто раз прав. Ведь проще сделать возврат и сделать крайним предпринимателя. Хорошо быть щедрым за чужой счет.

Причина два: выплаты задерживаются, приходят под вечер следующего дня, хотя другие эквайринги платят утром.

Причина три: просто отвратительная работа службы поддержки, на письма вообще не отвечают или отвечают выборочно, с задержкой в несколько дней.

Ответить