Основы менеджмента для сына, часть третья: деньги

Сын попросил ему с этим помочь, но тексты больше для меня, чтобы структурировать и ничего не забыть. Это краткий справочник для личного пользования и на полноту, разумеется, не претендует.

Семь статей для моего сына по основам менеджмента, первые две были про идеи, бюджеты, планирование, работников, эта про деньги. В комментариях много скепсиса: «Он не будет так делать! Зачем ему это!»

Некоторым статьи понравилось, чему я рад, конечно! Один парень даже добрался до моего Telegram, хотя я его не давал. Привет тебе, ты настоящий разведчик!

Содержание:

Деньги

Определений деньгам придумано за историю человечества множество, предпочитаю думать, что деньги — замороженный труд. Такое объяснение делает всё максимально ясным: наморозили труда, схоронили — отдали, получили предмет. Много труда — качество и цена предмета выше.

Деньги для менеджера — ресурс и инструмент. У него нет сакрального значения. Надо забить гвоздь — используем молоток, отпилить — пилу, нужно кого-то нанять — деньги. Никакого священного ореола, любви и придыхания. Ну тупо же звучит: «О! Как же я хочу больше надфилей, я так их люблю!» С деньгами ровно то же самое, нечего на них фапать.

Надо избавиться от стыда говорить про деньги. Как сейчас помню: 1998 год, сентябрь, кризис, отдел маркетинга, где я работал, сократили в полном составе.

Реклама никому не нужна, но семья хочет кушать, сижу обзваниваю по справочнику все организации подряд, везде меня сразу посылают в жопу. После около 200 звонков спросили: «А сколько стоит напечатать 500 листовок?». И я не могу ответить. У меня ком в горле, стыд, я краснею. Мне кажется, что если я назову сумму, будет очень-очень дорого. И мне сразу откажут. И заказ мне нужен как воздух.

К счастью, это чувство быстро проходит, особенно на «холодных» звонках, через месяц тебе на всё начихать, и ты без запинки называешь любые цифры: «50 тысяч рублей! Дорого? У всех дешевле? Так это потому, что мы нормально всё делаем, качественно, поэтому и цена такая!»

Не собираюсь писать про личное отношение к деньгам и семейные бюджеты, тут не про это, но кратко скажу, что мне приятнее ездить на скромненькой машинке и иметь денег на Cayenne, чем ездить на Cayenne и не знать, на что его обслуживать. Тем более живём в Болгарии, тут понтов куда меньше, чем в «нерезиновой».

Планирование

У менеджера должен быть план дел. А самое главное — у него должен быть план расходов и деньги на его реализацию. В любой момент должна быть возможность открыть документ и сказать: «Для запуска проекта мне нужно ещё 57 тысяч рублей».

К примеру, 30 тысяч в этом месяце, а 27 тысяч — в следующем. Если вы этого не знаете, будут вечный бардак, разброд и шатание. Вам будет трудно, вы будете в вечных непонятках.

Не знаю, что тут ещё добавить, — денежный план должен быть. Его точность не критична, всегда есть погрешность, например, у меня план всегда больше реальных расходов на 10–20%. Но это совсем не мешает.

Учёт

Потратили — записали. Если есть бухгалтерия, может быть проще, но лучше вести учёт попроектно. Я сейчас точно могу сказать, сколько ушло денег на сайт семь лет назад или на магазин три года назад. Прямо точную сумму.

Это очень помогает:

  1. В новых проектах.
  2. При расчёте окупаемости, прибыльности и возврата инвестиций.
  3. Понять, куда деньги делись и где можно оптимизировать траты.

Для учёта достаточно банальной таблички, даже сервисов специальных особо не надо.

Долги

Не беру в долг. У меня нет ни одной кредитной карты. Это сознательный выбор: если я менеджер, то почему я не могу управлять своими деньгами лучше банка? У меня же персональное обслуживание себя, VIP!

Все знают истории, как люди начинают бизнес на бытовые кредиты, что-то не срастается, бизнес машет ручкой, а кредиты с коллекторами остаются на долгие годы.

Есть масса направлений с очень низким порогом входа по деньгам. Тут пару дней назад была статья «Чем заняться имея 500 тысяч рублей», самое перспективное направление на сегодняшний день у меня началось со 100 тысяч рублей, причём в реальности даже с 70 тысяч рублей фактических расходов. Такие деньги можно заработать, накопить, сэкономить.

В молодости я был покрыт долгами с ног до головы, при зарплате в $1000 у меня не получалось отложить $400 много месяцев подряд. Странно, но так оно и было.

Получал зарплату, раздавал долги, неделю отрывался и шёл опять занимать. Откладывать меня научила моя тётушка, мы работали вместе пару лет. Она была начальником отдела и получала сильно больше меня. И вот на следующий день после зарплаты вдруг в разговоре выясняется, что денег у неё нет:

— Как же так, зарплата же вчера была?! Ты же много получаешь?!

— Всё потратила!

— На что?!

— На доллары!

У моей тётушки было ещё много ценных мыслей относительно сбережений и инвестирования, и я многому у неё научился. Спасибо тебе, любимая тётушка! Долгов с тех пор нет.

Накопления

Хорошо бы иметь немножко денег на непредвиденные расходы. Вдруг штраф или налоговая, рынок упадёт, конкуренты задушат или просто болезнь настигнет. Без фанатизма, но подушка безопасности желательна.

Можете ли вы прожить годик-другой не работая? Задавайте себе этот вопрос.

Инвестиции

Заработанные деньги желательно куда-нибудь вкладывать. И желательно в какой-нибудь хороший европейский банк. Или брокеру. Накупить ETF, и пусть себе растут потихоньку. На эту тему уже писал и повторяться не буду.

Спасибо, Татьяна Малиновская, в комментариях напомнили про пенсию, куда же без неё. Несколько лет назад мы с супругой открыли счёт в негосударственном европейском пенсионном фонде и кладём туда деньги, это очень консервативные инвестиции.

Мы видим, сколько денег на счету, и можем их снять (но при этом придётся выплатить налоговый вычет, который мы получили, когда деньги перечисляли), по достижении определённого возраста мы пишем заявление и начинаем получать пенсию, она может быть двух видов — пожизненная, поменьше, и на определённое количество лет, побольше.

Счёт наследуемый. У нас страховая компания Allianz (не хочу ничего рекламировать и рекомендовать, это вопрос для самостоятельного изучения).

Глава про деньги получилась какой-то скучной и нудной, мне не нравится. Без неё не обойтись, но и особо интересного тут сказать нечего. Простите меня, ребята и девчата. Зато следующая будет огонь!

Практических заданий не будет, потому что непонятно, какими они должны быть.

Предыдущие материалы:

Продолжение, часть четвёртая — о минимальном наборе инструментов для менеджера.

6868
50 комментариев

Вообще ещё приятнее ездить на Cayenne и знать как его обслуживать.

Но у вас консервативная позиция, вы готовы отдавать часть потенциальной прибыли в обмен на снятие части рисков. Поэтому у вас вместо собственных сейлзов - дружественная компания, нет кредитов и лучше ездить на скромненькой машине.

Все люди разные, мне не хватало бы воздуха.

6

Просто маленькие потребности, не хочу больше зарабатывать и больше работать. Поэтому сейлзов не хочу.

В самом начале писал: 

Написанное тут не панацея, но если не умеешь никак, то можно делать так как написано (проверено, это работает!), а потом уже менять, дополнять и получить на выходе свою, удобную для себя систему.

Поэтому тот кто хочет сейлзов — заводит сейлзов и это прекрасно. А мне реально не хочется расти, у меня есть всё для хорошей жизни и этого хватает.

14

кайенн очень просто обслуживать

1. заезжаешь в дилершип

2. бросаешь ключи

3. забираешь ключи после обслуживания

Профит!

6

Так вот оно чё

3

Сохраню ка эти статьи себе в облако. Ощущение, что вы прямо мои мысли структурированно выкладываете 😁👍

3

Не беру в долг. У меня нет ни одной кредитной карты. Это сознательный выбор: если я менеджер, то почему я не могу управлять своими деньгами лучше банка? Ну если мы говорим про бизнес то отсутствие займов не вмегда целесообразно.
Я периодически покупаю новое оборудование. Дорогостоящие вещи только в кредит. С первого месяца многое оборудование начинает зарабатывать больше ежемесячного платежа по кредиту. Через условный год окупает себя и работает уже в плюс.

Так смысл из оборота тягать если можно не тягать?

2

А лизинг не дешевле получается?