Постановка задач по OKR: опыт применения в бизнесе

Есть простая истина - чем четче и понятнее цель, тем больше шансов ее достичь. Поэтому методов постановки целей изобретено множество - SMART, HARD, Balanced Scorecard и другие. Методология OKR была заложена еще в 1971 году в Intel главой компании - Энди Гроуву. И позже обрела популярность, когда в 1999 году Джон Дорр предложил руководству Google внедрить OKR.

OKR или Objectives & Key Results - методология, позволяющая компании в целом и самой команде определить на чем ей следует сосредоточиться, чтобы достичь главной цели. Когда мы говорим про OKR, то это всегда про амбициозные цели, от которых и страшно, и интересно одновременно.

Из чего состоит OKR:

  1. Objective - описываем цель: чем короче и вдохновляющее, тем лучше.

  2. Key Result или KR - ключевой результат, по которому поймем, что цель достигнута.

Пример не очень удачной формулировки:

Наша цель выйти на зарубежные рынки и обеспечить лучшей продукцией всех людей на планете без потери прибыльности бизнеса.

Постановка задач по OKR: опыт применения в бизнесе

Пример удачной формулировки по OKR:

Objective: начать завоевание мирового рынка

KR1: совершили 50 продаж как минимум на 2-х новых целевых рынках

KR2: получили рост прибыли на новых рынках 10% месяц к месяцу

KR3: удержали динамику роста прибыли в течении 6 месяцев

Видите разницу? В первом варианте - цель размыта, сложна для запоминания, не дает ясности как измерять результат. В во втором, короткое Objective помогает запомнить цель и выделить фокус внимания, вдохновляющая формулировка - драйвит и мотивирует. Оцифрованные ключевые результаты дают понимание - в каком направлении двигаться, как измерить результат и понять, что цель достигнута. При этом, магия OKR в том, что KR подбираются - в виде неких качественных изменений, благодаря чему и получается достигать амбициозной цели.

Какие еще рекомендации, отличающие OKR от других методологий, применяются для успешного достижения амбициозных целей

  1. Планирование - если обычно цель ставиться на год и дальше составляется план, который вероятнее всего оказывается потом на пыльной полке. То в OKR планирование идет на квартал. Выделяется две-три ключевые цели - Objectives, и к каждому подбирается до пяти Key Results.

  2. Сфокусированность - верхнеуровневые стратегические цели формулирует руководитель, а дальше каждая команда сама определяет, что необходимо делать для достижения главной цели. Далее каскадирование цели идет до каждого сотрудника. Таким образом каждый в компании сосредоточен на стратегической цели бизнеса и не делает лишних задач. При этом важно синхронизировать цели команд между собой, чтобы определить достаточно ли изменений запланировано, какие ресурсы и для чего нужны, как распределить их между командами.

  3. Прозрачность - каждый в компании должен иметь возможность посмотреть на сформулированные цели и результаты достижения, в том числе промежуточные. Это позволяет видеть, что и кто делает и какой это дает результат, а также может повысить мотивацию сотрудника или команды. За счет того, что каждый видит, что сделал коллега, каких результатов достиг - это включает соревновательный элемент и влияет на производительность.
  4. Регулярность - каждый Key Result должен измеряться на регулярной основе, как правило - за неделю. И каждую неделю команды проводят встречи - чек-ин или сверочные встречи. На которых смотрят на результаты своих действий, насколько это влияет на цель и могут скорректировать план работ на неделю. Также методология OKR подразумевает другие регулярные встречи: ежемесячные и квартальные. На первый взгляд это может напугать, а в начале внедрения я иногда слышала даже “сколько можно созваниваться, не даете работать”. Но за счет четкого регламента проведения встреч и их фасилитации, регулярных “тренировок” - время на их проведение снижается, качество обсуждения вопросов повышается и негатив уходит.

  5. Гибкость - если вы видите, что не удается получить желаемый результат, либо цель в виду внешних или внутренних причин стала неактуальна, команда собирается и обсуждает, какие изменения стоит внести. При этом важно обсудить причины этого решения, чтобы не получилось, что меняем цели или ключевые результаты только потому, что не знаем как достичь их.

OKR в компании

Важно, чтобы финансовая мотивация сотрудников не зависела от достижения или недостижения цели при работе с OKR. Потому что OKR - это про амбициозные цели и пробу новых действий, методов и других идей по их достижению. И если сотрудник встанет перед выбором - хакнуть какую то метрику, чтобы получить личный денежный бонус, либо пойти в неизвестность и постараться сделать то, чего ранее не делал и получить сверхрезультат - есть риск соблазна быстрых денег, занижения планки и соответственно, уход от амбициозности.

Внедрять OKR можно как во всей компании сразу, так и пробовать на малых группах - командах или отделах. Все зависит от культуры компании, готовности сотрудников и руководителей к изменениям. Для быстрых результатов, я как всегда, рекомендую приглашать специалиста, который имеет знания и опыт внедрения OKR. Также можно выделить OKR лидера внутри компании (чаще всего это кто то из руководителей), который пройдет обучение и будет внедрять методологию самостоятельно.

Наш опыт

В нашей компании мы пошли вторым путем, и я стала лидером по внедрению OKR. Спустя квартал после внедрения стало понятно, что есть еще, что улучшать, но сама команда отметила, что:

  • повысился фокус на важных задачах, проще их приоритизировать;

  • стало понятнее куда идет компания, что важно делать и почему, как личные задачи и цели влияют на достижение стратегической цели;

  • появилась прозрачность в работе команд.

Поэтому если вы в поиске инструмента, который поможет способствовать кратному росту компании, повышению самостоятельности сотрудников - попробуйте целеполагание по OKR, которое помогло стать лидерами таким компаниям как Amazon, Twitter, Netflix, Google, Avito и многим другим.

Ольга Шеина

исполнительный директор it-экосистемы "Профиланс Групп", коуч ICF, OKR коуч

77
2 комментария

Отличный материал)
Мы тоже пишем про повышение эффективности для сотрудников и руководителей, заходите почитать :)

Ответить

Спасибо за приглашение! Почитаем ваши материалы)

1
Ответить