Почему Ваши сотрудники уже не такие, как раньше, или как избежать потери ценного сотрудника

Спустя какое-то время Вы видите, что сотрудники, работающие у Вас более-менее продолжительное время, начинают как-то отлынивать от работы, делать её менее эффективно и так далее? Давайте разбираться.

Silicon Valley (TV series)
Silicon Valley (TV series)

Часто сотрудники начинают постепенно уставать от своей работы. Она превращается в нечто обыденное, что ничем не выделяется в их жизни. Вы можете проводить корпоративы, давать проходки на семинары и знакомить их с выдающимися личностями, но кое-чего им все равно не будет хватать.

Вот, что Вам стоит предпринять, чтобы вернуть дух сотруднику или удержать его на рабочем месте, чтобы он не ушёл к конкурентам. Поверьте, некоторых вещей ему очень сильно не хватает.

1. Постоянная принудительная разгрузка умственной деятельности сотрудника.

Отмена обеда по расписанию, возможность спокойно гулять по офису и общаться с коллегами, конечно, дело хорошее, но не стоит забывать о том, что почти каждый сотрудник начинает постепенно выгорать. Подробнее об этой теме можно прочитать на Harvard Business Review.

Когда Вы начинаете замечать, что производительность сотрудника падает и в его глазах нет того огня, что был раньше, то над этим стоит задуматься. Ему не помогут слова вроде: «Возьми пример с меня» или «Не падай духом!»

Скорее всего, Вашему сотруднику требуется полезная рабочая разгрузка, которая представляет собой внесение разнообразия в его рабочий день, внедрение каких-то новшеств и возможность попробовать себя в чем-то другом. Попробуйте внести в его работу что-то новое; например, перевидите его в другой отдел, который почти никак не пересекается с тем, в котором он работает.

Если он программист или бухгалтер, то дайте задание творческого характера. И наоборот, если сотрудник дизайнер, то дайте задание технического характера. И это нужно повторять не единично, а постоянно. Быть может, Вы сможете увидеть, как сотрудник раскрывает свой потенциал в новом для него деле.

Многим сотрудникам необходимо пробовать себя в свежем ключе; и если Вы сможете продвинуть его и помочь в этом деле, то тем самым Вы будете способствовать его полезной рабочей разгрузке, и благодаря этому поможете избежать его последующего выгорания и других сопутствующих проблем.

2. Давайте парные задания.

Общий чат в Slack и возможность живого взаимодействия с коллегами, конечно, отличная идея, но стоит задуматься и над сближением среди персонала.

Как только Вы дадите парное задание, например, веб-дизайнеру и верстальщику, Вы сможете увидеть некий огонь разнообразия в глазах сотрудников, даже если изначально им эта идея показалась не очень хорошей.

Некоторым сотрудникам на самом деле требуется абстрагироваться от этой общей рабочей суеты и поплыть немного по другому течению. Как раз парные работы способствуют этому, только следует выбирать не случайных людей, а подбирать индивидуально. Кстати, Ваш HR-специалист сможет помочь Вам в этом деле.

3. Заставить людей организовывать коалиции.

Часто рабочий коллектив делят на несколько групп, где каждая из них выполняет свою работу и обязанности. У них есть свой тимлид или руководитель. Но Ваша задача в данном случае — оттолкнуться от этого и дать временную самостоятельность своим сотрудникам для решения той или иной задачи. Несмотря на возможный хаос и беспорядок, это послужит Вашим сотрудникам должным уроком и поможет им вернуться к работе с большим интересом.

Также это даст раскрыть свой потенциал некоторым сотрудникам, быть может, которых Вы не замечали ранее. Смена окружения и порядка положительно сказываются на рабочем коллективе и способствует полезной рабочей разгрузке.

Примером своеобразной рабочей коалиции служит и случай, когда на видеостриминговом сервисе Twitch зрители прошли игру Dark Souls, для прохождения которой зрителям было необходимо писать в чат команды, благодаря которым игровой персонаж мог совершать действия и передвигаться.

Если Вы предложите своим работникам поделиться на группы и каждой из них достичь той или иной цели, то Вы приятно удивитесь, как люди начнут брать на себя ответственность и как возрастёт эффективность некоторых из них.

Также стоит предложить вознаграждение за достижение той или иной цели быстрее всех. А также и следует позволить сделать выбор самим, кто и что будет делать; например, путём голосования.

4. Дайте прямую возможность общаться с Вашими конкурентами или другими компаниями.

Достаточно много руководителей относятся к своим сотрудникам, как к чему-то личному, ограничивая их в общении с людьми или представителями другим компаний. Действительно, вдруг их сотрудника уведут или плохо повлияют.

Скорее всего, Ваша компания не единственная в той или иной нише. Вам стоит позволить своим сотрудникам общаться и обмениваться информацией с сотрудниками других компаний, тем самым они смогут приобретать новые знания, находить источник вдохновения и энергии, заводить новые знакомства и искать помощь вне компании.

Постепенно появляется возможность обмена сотрудниками, чтобы увеличить их профессиональные навыки.
Например, TEH в 2011 году запустил программу обмена сотрудниками. Программа действительна и по сей день.

Можете договориться с представителями других компаний для проведения совместных мероприятий, презентаций и др. Также следует обратить внимание и на обмен сотрудниками, который, например, хорошо сказывается на творческих профессиях, как дизайнер. Часто такой обмен принесет больше пользы, нежели посещение каких-то обучающих программ и предотвратит приближение выгорания сотрудника.

5. Возможность использовать личные ресурсы компании для собственных проектов.

Сотрудники часто начинают падать духом из-за личных проблем, которые достаточно часто связаны с самореализацией. У них не всегда есть возможность заниматься тем, что им действительно интересно и чем хочется заниматься. Дома жена или девушка, отдых, друзья, ремонт и ещё куча всего, чему нужно уделить время.

Сейчас не большинство, но уже заметная часть компании, начинают предлагать своим сотрудникам собственные ресурсы, чтобы они имели больше шансов реализовать себя. Им выделяют часть рабочего времени, место на сервере, хостинг и т.д. Кому-то выделяют специальные помещения для занятий творчеством и какие-то ресурсы. Всё это положительно сказывается на общем настрое сотрудника.

Итог.

В жизни сотрудника не всё ограничивается работой. Ваша задача и обязанность, как начальника и коллеги, в том, чтобы вернуть ему мотивацию и стереть тонкую грань между домом и работой. Нужно заставлять работать не на тебя, а вместе с тобой. И это, пожалуй, самое главное.

---

Данила Лермонтов, специально для vc.ru

55
4 комментария

Неплохая теория. Но на практике встречается часто подход: "мы платим ему хорошую зарплату, пусть работает".
Да и бизнес задачи не всегда по нраву программистам. Например программист хочет до релиза успеть ещё парочку фич сделать, а сроки поджимают, и приходится выкладывать то, что есть. Такое тоже иногда приводит к выгоранию.

Ответить

Почему теория? Все это так или иначе используется в разных организациях. В странах СНГ я такое как-то не припоминаю, но на западе такие вещи практикуются. 

Да, увы, именно по подходу "Платим — работай" работает большинство компаний. Потом они, конечно, жалуются, что от них уходят и ищут нового HR-специалиста, меняют тимлида и вообще все плохие, один я хороший.

Бизнес не всегда по нраву программистам? Я и говорил, что не именно такие задачи, а вообще хоть какие, которые не пересекаются с его рабочей деятельностью.

Именно для работы в режиме дедлайна мои советы вряд ли подходят, ибо даже сами руководители рвут волосы и бегают туда сюда, и сами выгорают.

Если вся компания регулярно работает в режиме дедлайна и у неё нет возможности фильтра, то она, конечно, быстро придет в упадок. Есть редкие исключения, но это уже люто.

Ответить

Какая-то псевдонаучная фантастика. Особенно первый пункт. Про перевод в другой отдел.

Ответить

Уж очень теоретично. В первую очередь не будьте мудаком-начальником и дайте людям делать, что они хотят. Бывает, что часть этого сотрудник и сам сделает, без придурочных "а давайте в игры играть". Если не мешать микро-менеджментом или тупо не указывать как лучше, потому что ты якобы знаешь лучше, все само образуется. 

И часто "образуется", это когда сотрудник понимает, что ему нужно двигаться дальше и он откровенно об этом скажет. Дальше внутри или дальше в другом месте - все равно.

Ответить