Исследование Platforma: российская экономика за год потеряла более 10% активных покупателей

Во втором квартале 2023 года число покупателей в категориях, не относящихся к товарам первой необходимости, упало на 10% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, выяснили аналитики продукта «Прогноз спроса» от Platforma. В этом материале мы поделимся результатами исследования и расскажем,т, какие товары продавались во втором квартале хуже других.

*по данным продукта "Прогноз спроса" Platforma, аналитика за апрель-июнь 2022 и 2023 годов, охват аномизированных данных 26 млн пользователей
*по данным продукта "Прогноз спроса" Platforma, аналитика за апрель-июнь 2022 и 2023 годов, охват аномизированных данных 26 млн пользователей

Специалисты продукта «Прогноз спроса» от Platforma проанализировали анонимизированные данные о транзакциях 26 млн пользователей. В некоторых категориях отмечается снижение числа покупателей.

Какие товары во втором квартале 2023 года покупали хуже, чем год назад

  • на 17% — зоотовары

  • на 16% — Ж/Д билеты

  • на 13% — бытовую технику и электронику
  • на 12% — косметику

  • на 10% — авиабилеты

Мы полагаем, что покупатели, тратившие деньги в категориях не первой необходимости, могли уехать, либо пересмотрели параметры своих расходов. В целом, наше исследование показывает, что спрос пока не достиг показателей прошлого года. Об этом свидетельствует не только сужение аудитории, но и снижение средних и совокупных трат, которые мы фиксируем практически во всех наблюдаемых сферах

комментирует директор продукта «Прогноз спроса» Platforma Николай Герантиди.

Совокупные траты покупателей косметики в апреле-июне 2023 года сократились на 15% по сравнению с тем же периодом 2022 года. При этом средние траты каждого покупателя уменьшились на 3%. В категории бытовой техники и электроники наблюдается похожая ситуация. А рынок зоотоваров во втором квартале показал снижение в 17% в рублевом эквиваленте при неизменных средних тратах. Расходы на авиабилеты в целом упали на 11%, при этом средние траты сократились на 1%.

Продукт «Прогноз спроса»

Позволяет прогнозировать потребности покупателей, эффективно планировать поставки и опережать конкурентов благодаря анализу больших данных. С его помощью можно получить подробный портрет клиента, узнав, что и где он покупает, сколько зарабатывает и тратит. Также продукт помогает определить, какие категории товаров ваши клиенты покупают у конкурентов, корректировать ваше предложение и управлять ценами для максимизации прибыли. Подробнее

Снижение покупательской активности коррелирует с динамикой рынка труда. Во втором квартале 2023 года он превратился в рынок кандидатов. Работодателям стало тяжелее найти или заменить сотрудников. В апреле-июне 2023 года число вакансий в России ежемесячно увеличивалось на 40% при падении количества резюме в тот же период на 3-5%, свидетельствует индекс hh.

Кроме того, траты россиян на бытовую технику и электронику в первом квартале 2023 года сократились на 32% по сравнению с четвертым кварталом 2022. Количество клиентов, купивших технику с января по март, уменьшилось на 24% относительно предыдущего квартала и на 23% по сравнению с тем же периодом 2022 года. Причиной такой динамики стал отказ от товаров категории «Техника» и снижение общих расходов.

Влияние кризисов на траты — не новость. Мы рассказывали, как события 2022 года влияли на спрос: что сильно сказывалось на покупательских привычках и как россияне тратились на своих питомцев. В марте 2022 года 109 иностранных брендов покинули Россию, а еще 31 компания сократила свою деятельность в стране. Тем не менее, в марте потребители тратились на косметику и товары для ухода на 31,1% больше, чем в феврале — данные основаны на анализе транзакций 8 млн пользователей. Общие траты на эту категорию товаров увеличились на 52,3%, хотя цены выросли всего на 12% по сравнению с предыдущим месяцем.

99
5 комментариев

Интересно, осенью еще меньше тратить станут? 🤔🤔🤔

Ответить

Интересное исследование, есть о чем задуматься... Зоотовары удивили, конечно. Неужели домашних питомцев заводить перестали?

Ответить

по косметосу все нормальные бренды ушли - не удивительно, что ее стали меньше покупать

Ответить

да где же все эти 40% новых вакансий? ощущение складывается, что все для айтишников делают, а другим профессиям приходится днем с огнем искать адекватные предложения(

Ответить

Недалеко от правды

Ответить