Четыре страха, которые мешают стартаперам запустить продукт

Меня зовут Стас. Я ежемесячно слышу и тестирую несколько чужих идей технологичных стартапов, потому что являюсь сооснователем ИТ-студии Alef Development: руковожу командой, которая разрабатывает сайты и мобильные приложения.

За 15 лет работы я выяснил, какие распространённые страхи заказчиков только впустую задерживают запуск продукта.

Четыре страха, которые мешают стартаперам запустить продукт

«Они украдут мою идею»

Под «ними» чаще всего подразумеваются коварные программисты, которые отбирают у стартаперов и самостоятельно реализуют самые стоящие идеи. Я могу успокоить вас и с уверенностью сказать, что красть ваши, может быть даже в будущем и прибыльные, проекты этим людям совсем неинтересно.

Представьте, что ваша идея — это лотерейный билет, который закопан на глубине 100 метров. Непонятно, хватит ли сил его откопать и вообще — выигрышный он или нет. Риск провозиться несколько месяцев, а то и лет впустую — очень высокий.

Соответственно, желающих присоединиться к раскопкам будет совсем немного. Украсть у вас право выкопать этот колодец никто не стремится. Что касается программистов, то в рамках этой аналогии они продают людям лопаты, другими словами, своё время и навыки. Если они и решат копать сами, то скорее, свою идею, а не чужую.

Существует целый класс клиентов, которые обращаются к нам с просьбой оценить проект, но не хотят про него рассказывать. Это как прийти к строителям и спросить, сколько стоит возведение дома, но отказаться сообщить количество этажей и метраж комнат. В лучшем случае таких клиентов успокаивает подписание соглашения о неразглашении (которое в РФ имеет преимущественно психологический, а не юридический смысл).

Более опытные бизнесмены, запускающие уже не первый проект, обычно относятся к своим идеям диаметрально противоположно: стараются обсудить их с максимальным количеством людей, послушать чужие предложения, сомнения и рассуждения.

«Когда мы запустимся, нас всё-таки скопируют»

Продолжим аналогию. Когда вы выпустили свой продукт в свет, то прокопали не все 100 метров до лотерейного билета, а только 50. Вам предстоит пройти ещё как минимум столько же, чтобы привлечь аудиторию и начать монетизацию.

Многие стартапы сами создают рынок и задают на нём правила. До Facebook, например, рынка социальных сетей толком не было. Я вообще уверен, что конкурентов не нужно бояться, надо мечтать, чтобы они появились.

Конкуренты — хороший показатель того, что рынок под ваш продукт существует и там есть деньги, которые сейчас активно делятся игроками.

Будьте готовы к тому, что зафиксировать за собой какой-то рынок в ИТ целиком нельзя. Здесь любая проверенная, приносящая прибыль идея при желании легко копируется.

Например, чтобы сделать новый Instagram, навскидку надо потратить 3 млн рублей и 3 месяца работы программиста. Другое дело — аудитория.

У очередного агрегатора такси почти нет шансов переманить лояльных пользователей Uber и Gett, если они не предложат что-то новое: либо дополнительное удобство, либо выгоду.

В истории есть множество примеров компаний, для которых конкуренция стала главным драйвером роста. Например, Tesla разрешила всем желающим пользоваться их патентами. Да, они сами растят своих конкурентов, чтобы развить и увеличить рынок, повысить популярность электромобилей, количество станций-зарядок, темпы появления технологий.

Не стоит считать конкуренцию однозначным злом. Не бойтесь её, будьте готовы развиваться и участвовать в соревновании — тогда конкурентная борьба и подражатели принесут вам пользу.

«Первая версия ещё не готова для запуска»

Вот типичная ситуация в стартаперских буднях. Программисты по техническому заданию разработали ваш продукт, вы изучили его и решили внести несколько небольших правок. Потом ещё немного. И пока вы занимаетесь этими, необходимыми, по вашему мнению, доработками, конкуренты уже собирают реальную статистику и делают свой продукт лучше по запросам пользователей. Почему так происходит?

Поиск аудитории похож на игру в жмурки: либо вы слушаете пользователей, либо вы никогда их не найдёте. Пока вы не выпустили первую версию и не имеете связи с публикой, у вас кроме глаз оказываются заткнутыми ещё и уши.

Молодые стартаперы думают, что смогут на основании своих вкусов предсказать вкусы аудитории. Это совсем не так: то, что кажется вам очевидным, может оказаться совсем непонятным для людей, которые впервые открывают ваш проект.

А мелкая и неважная, на ваш взгляд, функция может быть для пользователей главной причиной оставаться с вами. Кроме того, начинающие бизнесмены часто считают, что стоит приложению оказаться в App Store, его сразу загрузят десятки миллионов человек, которые будут страдать от того, что у кнопок недостаточно закругленные углы.

Чтобы не попасть в такую ловушку, нужно уметь расставлять приоритеты, отличать важное от неважного и понимать, что ваш проект никогда не будет закончен и идеален.

Единственный способ сделать по-настоящему успешный продукт — относиться к каждой новой версии как к полигону для экспериментов, направленных на то, чтобы лучше узнать свою аудиторию.

«А если стартап не принесёт денег?»

Этот страх не беспочвенный, но от этого не менее вредный. Вам нужно перевести его из категории «страхи» в категорию «осознанные риски». У вас должно быть чёткое понимание, что вы с большой вероятностью можете не заработать.

Вписываться в стартаперскую историю стоит, только если есть запасные деньги и свободное время. Даже если вы железно уверены в успехе, имейте при себе план Б, В и даже Х.

Разберите страхи, которые у вас есть на момент запуска проекта. Вероятно, они статистически незначимы, получается, их можно выкинуть из головы и не тратить время на сомнения. Если же ситуации, которых вы опасаетесь, имеют место в индустрии, то к ним нужно подготовиться заранее.

1717
11 комментариев

Пятый страх стартапера- всю жизнь читать про страхи стартаперов

6
Ответить

Дмитрий, вы подали крутую идею! Если у кого-то есть на примете страхи, которые я не упомянул, пишите.

Ответить

Верно, по аналогии "Конкурент книготорговца не другой книготорговец, а пивовар".

4
Ответить

"Это как прийти к строителям и спросить, сколько стоит возведение дома, но отказаться сообщить количество этажей и метраж комнат" - шикарная аналогия надуманных страхов клиента)

2
Ответить

Все дело в глубине колодца и призе внизу. И в числе землекопов у конкурента.
Если колодец неглубок - почему бы не копать параллельно?
Если у меня мейлру студия (первому игроку приготовиться) и все на зарплате, то пусть копают, авось выкопают.
И третье - китайцы, тупо все копипастят... Лопат миллиард...

1
Ответить

Ох. Как у психотерапевта побывал 😃
Первые 15 минут после прочтения считал, что избавился от вышеупомянутых вами страхов...
Ан нет))

1
Ответить

У меня возник вопрос - оценка навскидку за Инстаграм 3 млн и 3 месяца работы программиста - означает, что есть в природе программист, который за 3 месяца сделает клон Инстаграма, но потребует зп в миллион рублей в месяц? :) 

Ответить