Как трекер помогает расти бизнесу

Я, Елена Кручинина - сертифицированный бизнес-трекер, интернет-маркетолог, независимый эксперт https://elenakruchinina.ru/tracker

Трекер - внешний эксперт. Он помогает предпринимателю, бизнесу запускать стартап и масштабировать компанию через быстрые и дешевые гипотезы. А еще трекер помогает держать фокус на ключевых задачах роста, находит ограничения, мешающие развитию компании, и помогает принимать верные решения на основе данных.

Компетенции трекера описываются концепцией Т-Shape - "сильная экспертиза в узкой области по вертикали + большая насмотренность и широкий кругозор".

  • Трекер нужен, прежде всего, стартапам, когда нужно быстро пройти путь от стадии идеи до MVP (минимальный жизнеспособный продукт), создать ProductMarketFit - продукт, востребованный рынком с подтвержденной бизнес-моделью, и перейти на стадию масштабирования с ProductSolutionFit, когда продукт соответствует решению.
  • Трекер нужен компаниям в стадии стагнации, а также в период роста и масштабирования. Он помогает выявить текущие ограничения роста, размотать этот клубок и помочь компании достигать желанные и модные сейчас X2-X10.

Я работала трекером со студенческими командами в университетских акселераторах. Чаще всего это были проекты на стадии идеи, где мы шли по методологии lean startap с самого начала:

1) сформулировать клиентские сегменты:

а) кто готов платить за ваше решение,

б) у кого, какой группы потенциальных потребителей есть потребность в товаре/услуге;

2) провести проблемные и решенческие интервью;

а) подтвердить клиентский сегмент и наличие проблемы, за которую готовы платить;

б) сделать MVP и получить инвестиции на дальнейшее развитие проекта и выпуск пробной партии.

Примеры проектов моих команд, которыми я горжусь:

1.Отбеливатель для бумаги, компоненты которого были полностью из отечественного сырья и он сильно выигрывал по цене у импортных аналогов, имел экологическое преимущество;

2. Инновационная зубная паста, которая за счет своей уникальной формулы помогала дольше сохранять здоровье зубов: она способствовала восстановлению эмали, что уменьшало количество посещений стоматолога.

3.Таск-менеджер, который интегрировался со всеми доступными мессенджерами и решал распространенную проблему пользователей - потерю задач из-за частой переписки в личных сообщениях между сотрудниками. Он же эти сообщения превращал в задачи с дедлайнами и назначенными исполнителями.

Примеры с реальным сектором бизнеса:

  1. Медицинский маркетинг.

    Клиент пришел в работу с энтузиазмом и миллионом идей. Основное ограничение было во времени владельца, которого не хватало и на работу и тем более на личную жизнь. Запрос был на финансовый рост компании втрое. Констатированы ключевое ограничение роста - расфокус. Идей много, а на то направление, которое дает выручку, не хватает временного и управленческого ресурса;

    Было сделано:

    1. Оцифровали воронку: чтобы масштабироваться и инвестировать, нужно четко понимать - каналы продаж. экономику каждого канала, конверсию в сделку, цикл принятия решения и LTV (время жизни клиента) в компании.

    2. Сформулировали гипотезы роста с учетом имеющихся ресурсов из команды, денег и времени. Стало ясно: кого не хватает в команде, как распределить задачи, какие ставить KPI для каждого отдела

    3. Проработали ценностное предложение продукта и нашли решение, как на текущих мощностях повышать средний чек и поднимать выручку.

    Сейчас компания стабильно растет и развивается

  2. Бюро переводов.

    Клиент пришел с запросом на увеличение выручки и стабилизацию бизнеса после событий 2022 года, когда часть рекламных инструментов и каналов трафика стала недоступной. Запрос: поиск решения для финансового роста с учетом повышения стоимости привлечения клиентов

    Было сделано:

    1. Провели ABCD-сегментацию, описали портрет “золотого” клиента.

    2. Подготовили оффер для увеличения числа таких клиентов..

    3.Подготовили задачи трафик-менеджерам для смены офферов и позиционирования.

    Сейчас количество клиентов стабильно растет.

Самые важные особенности работы трекера, на мой взгляд, такие:

1. Трекер, как и коуч, помогает клиенту найти собственное решение. В этом смысле они чем- то похожи: формулируют вопросы, раскрывают суть проблемы.

2. Трекеру не нужно иметь отраслевую экспертизу. Это даже, больше “минус”, чем "плюс". Опираясь на свой прошлый опыт, трекер может сам того не желая, выдавать готовые решения, не фокусируясь на поиске ограничений в текущей системе устройства бизнеса.

3. Трекер, в отличие от ментора, не рассказывает, как нужно действовать и не передает свой опыт. Он строго следует методологии поиска ограничений, действует короткими, часто недельными спринтами по HADI-циклам:

нашли ограничение - сформулировали гипотезу решение - .оценили имеющиеся ресурсы - оцифровали ожидаемый результат - через неделю оценили показатели

нашли ограничение - сформулировали гипотезу решение - .оценили имеющиеся ресурсы - оцифровали ожидаемый результат - через неделю оценили показатели
нашли ограничение - сформулировали гипотезу решение - .оценили имеющиеся ресурсы - оцифровали ожидаемый результат - через неделю оценили показатели

В моей компании нет бизнес-трекера. Иногда эту роль могу играть я. Но, честно скажу: самому увидеть то, что видит "незамыленным" глазом внешний трекер, сложно. Сложно увидеть объективную картину. Поэтому я по мере необходимости обращаюсь к своим коллегам, чтобы обсудить гипотезу роста и проверить не вру ли я где то сама себе. И при всех моих знаниях и умениях свежий взгляд со стороны - это безусловно 100% польза. Это возможность получить тот самый хеликоптер вью - взгляд сверху, послушать неудобные вопросы, понять, что сам ловко их обошел, ответив на них, как было удобно, и взглянуть правде в глаза.

Мне ясно видно: трекер непременно нужен стартапам, иначе они, влюбленные в продукт и с сильно смещенным фокусом на его идеализацию и востребованность, утонут в своих фантазиях. Часто стартапы много и долго инвестируют крупные суммы, снизив приоритет сходимости юнит-экономики, одержимые идеей.

Существующему бизнесу трекер нужен тоже, особенно когда “уперлись в потолок” и перепробовали текущие ресурсы, идеи и возможности. Кажется, что все перепробовали, а есть желание масштабироваться. привлекать инвестиции, расширять продуктовую линейку и выходить на рынки других регионов и стран.

Как трекер помогает расти бизнесу
44
3 комментария

Спасибо, интересная статья, просто и доступно

2
Ответить

Получается, что каждому бизнесу нужен? Это примерно как мы в PR - проводим аудит бизнеса, ищем точки приложения усилий? И, кстати, себя увидеть всегда сложно, не только в бизнесе))

Ответить

Каждому, у кого есть запрос на рост, масштабирование, внедрение изменений. Если все хорошо, то не нужен)

Ответить