АРХЕТИПЫ ДЛЯ РАБОТЫ С БРЕНДАМИ

Краткая справка или почему это важно

Я хочу обратиться к книге «Герой и Бунтарь», где авторы «разложили» людей на 12 архетипов. За основу взята теория Карла Юнга. Если кратко, то в каждом из нас заложены 12 базовых архетипов, но преобладает один или два. У людей, имеющих общий архетип, совпадают мотивы и желания. 12 архетипов могут помочь нам построить сильный бренд.

АРХЕТИПЫ ДЛЯ РАБОТЫ С БРЕНДАМИ

Для настоящего успеха бренд должен не только выделяться на фоне конкурентов, быть «новым», но и производить впечатление хорошо знакомого.

Использование архетипов помогает этого добиться на подсознательном уровне. Когда люди видят в рекламе отражение самих себя или свою мечту, у них возникает симпатия к человеку или желание купить продукт.

Использование архетипов помогает бренду стать человечным, получить характер. А для чего компании нужна личность и характер? Правильно, чтобы создать с клиентами эмоциональную связь. Ведь мы покупаем у того, кто нам нравится. Сейчас рынок переполнен, конкуренция огромная и быть очередным турагентством, кафе, салоном красоты или психологом — не вариант. Нужен бренд!

АРХЕТИПЫ ДЛЯ РАБОТЫ С БРЕНДАМИ

— Чтобы построить бренд, компанию нужно наделить личностью. А где проявляется личность бренда?

— В стратегии продвижения, в рекламе, в фирменном стиле и названии компании, в оформлении сайта и помещения, в характере и методах работы с клиентами, на каждой точке контакта с клиентами!

В случае с личным брендом, архетип отражает уникальность человека. Его изюминку, стиль одежды, речь, поведение, мотивы и желания.

Для построения сильного бренда вам необходимо понять:

Какой архетип соответствует вашей деятельности (например, большинство детских товаров принадлежат к архетипам «заботливый» или «ребёнок», а люксовых — к архетипу «правитель») . Но не зацикливайтесь на этом. Чтобы выделиться среди конкурентов, вы можете взять, казалось бы, неподходящий архетип и сделать это своей фишкой.

Пример: С чем у вас ассоциируется йога? Это что-то такое натуральное, да? Но одни ребята по производству этой казалось бы одухотворенной одежды используют архетип «бунтарь». У них бунтарские принты на одежде и такой же бунтарский маркетинг. Да, у них есть свои клиенты. И они прекрасно отстроились от конкурентов и выделились среди сотен похожих компаний с одинаковым «намасте» описанием и контентом.

В случае с личным брендом, вам нужно понять, какой архетип отражает вас как человека. В человеке спокойно уживается несколько архетипов, и они могут меняться. Но выберете один или два наиболее близких. И для создания целостного образа придерживайтесь их во всем. Например, Мадонна. Она уже давно на пенсии, но для всех она навсегда останется бунтаркой.

Подробное описание архетипов:

Архетип «Герой»

АРХЕТИПЫ ДЛЯ РАБОТЫ С БРЕНДАМИ

Он использует силу, волю и мужество, чтобы преодолеть какие-то препятствия и сделать себя и мир лучше.

Его привлекает конкуренция, соревнование, потребность победить, желание защитить слабого и вдохновить других.

Девиз: сила воли даст всё!

Маркетинг строится на сильных образах, ярких цветах и мотивирующих слоганах.

Примеры: Nike, Snickers, FedEx, Duracell, Тонни Робинс.

Nike — очень яркий пример архетипа Герой

Главная миссия компании — понимать и вдохновлять душу спортсмена, а ее слоган «Просто сделай это» поощряет героя совершить поступок. И даже название соответствует. Ника — это греческая богиня победы. Всё позиционирование бренда и рекламные компании строятся на достижение целей, на героизме. Но люди носят Nike не потому, что обладают качествами героя, а потому, что хотят иметь такие качества. Это важно понять!

Примеры видео рекламы

Реклама Nike
Реклама Nike

Архетип героя вам подойдет, если:

  • ваш бренд бросает вызов, чтобы одолеть внутреннего врага (комплексы, страхи, сомнения).
  • ваш продукт связан с выходом на новый уровень и повышением мастерства.
  • вы любите помогать людям становиться сильнее, мотивируете их. Очень часто архетип героя используют мотивационные тренеры. Например, Тонни Робинс.
  • бренд связан с высокой этикой и моралью.

Примеры рекламы архетипа Герой

Архетип «Герой» подходит брендам, которые:

  • Создают инновации, меняющие мир
  • Помогают людям раскрыть свой потенциал
  • Решают социальные проблемы и воодушевляют других
  • Бросают вызов конкуренту
  • Хотят дифференцироваться от брендов и компаний, нарушающих обещания
  • Позиционируют себя первопроходцем и/или номером один в своей сфере

Архетип «Бунтарь»

АРХЕТИПЫ ДЛЯ РАБОТЫ С БРЕНДАМИ

Разрушает, шокирует, привлекает внимание, чувствует непохожесть на других.

Девиз: правила существуют для того, чтобы их нарушать.

Маркетинг подчёркивает риск, разрушение стереотипов общества.

Примеры: Harley Davidson, MTV, Diesel, Дудь, Мадонна, Pink.

Кому подойдёт архетип Бунтаря?

  • Брендам, которые стремятся освободить себя или других.
  • Если ваши клиенты плохие девчонки и мальчишки. Или наоборот очень хорошие, но хотят выпустить пар.
  • Если ваши клиенты чувствуют себя лишенным права голоса.
  • Если они стремятся к свободе.
  • И если вы, как создатель бренда, поддерживаете эти идеи.

Harley Davidson — яркий пример архетипа Бунтарь

Мы не просто производим мотоциклы, мы следуем духу приключений. И духу свободы.

На сайте Harley Davidson есть вопрос: «Представьте, что вы должны сделать одну фотографию — фотографию, которая отразила бы всю вашу жизнь на этой земле. Вы вынуждены спросить себя о том, каким вы хотели бы остаться в памяти людей. Рыхлым «ботаником»-компьютерным мудрецом, прикованным к офисному креслу, или затянутым в кожу искателем приключений, несущимся на «Harley-Davidson» на полной скорости? Вы можете принимать решение, но не медлите! Время поджимает, а палец подрагивает на кнопке фотоаппарата».

Примеры видео рекламы архетипа Бунтарь

Примеры фото рекламы архетипа Бунтарь

Архетип Бунтарь помогает брендам, которые:

  • Говорят с клиентами, которые чувствуют себя маргиналами в обществе
  • Ведут к новым, революционным идеям
  • Низкая – средняя цена
  • Нарушают правила категории

Архетип «Маг»

АРХЕТИПЫ ДЛЯ РАБОТЫ С БРЕНДАМИ

Он любознательный и стремится создать что-то новое. Маг как и герой жаждет изменений, но в отличии от героя эти изменения не касаются лично его, они направлены на изменение мира.

Девиз: делай мечты реальностью, от рутины к идеальной жизни.

Маркетинг строится на изменениях, ощущениях, которые кажутся новыми, на образе будущего.

Примеры: Apple, Tesla, Wii, MasterCard, Стив Джобс, Илон Маск.

Маг — это «глубокий» профессионал.

Человек, который тратит время, чтобы отточить навыки, добиться мастерства и не только. Важно, что его навыки влияют на большие группы людей. Он творит магию, когда пишет код для миллионов человек или зажигает сердца, стоя на сцене.

  • Магические бренды содержат ощущения, которые кажутся новыми, особенными.
  • Архетип Мага вам подойдёт, если вы работаете с передовыми технологиями.
  • Если ваш бренд меняет представление о чём-либо.
  • Если ваш бренд меняет образ жизни. Рутина заменяется идеальной жизнью.

Андроид перенимает опыт и успешное построение бренда у Apple и тоже хочет быть Магом. Но для этого надо «думать иначе». Think different — слоган Apple и стиль жизни его создателя Стива Джобса. Когда вы создаёте продукт, создавайте его похожим на себя, наделяйте его своими качествами. И вам будет легче его продавать. Я уже писала, что конкуренты могут многое скопировать, но вас и ваши ценности не смогут. Думайте иначе!

— Что общего у Героя, Бунтаря и Мага?

— Все они хотят оставить свой след в мире. Это их мотивация.

Примеры видео рекламы архетипа Маг

Примеры фото рекламы архетипа Маг

Архетип мага подходит брендам, которые:

  • Предлагают продукты и услуги преобразования, трансформации
  • Являются катализатором изменений
  • Ассоциируются с духовностью, расширением сознания
  • Предлагают новый, современный продукт
  • Средняя – высокая цена

Архетип «Славный малый»

АРХЕТИПЫ ДЛЯ РАБОТЫ С БРЕНДАМИ

Славный малый формирует крепкие связи, с ним легко и просто общаться.

Он уверен, что все хорошие вещи принадлежат каждому по праву рождения, а не только обеспеченным.

Девиз: все люди созданы равными.

Важно сливаться с окружающими, одеваться и говорить просто. Они не стесняются недостатков, а даже подчёркивают их, чтобы убрать пафос. Маркетинг строится на надежности и простоте, на образах простых и понятных людей. На создании сильных сообществ.

Примеры: IKEA, Visa, Джон Сноу, Гомер Симпсон, Марк Цукерберг, Сбербанк

Славный малый

Это наиболее важный для маркетологов архетип. Его используют, если важно показать доступность товара или услуги для людей с любым доходом.

Как пример, это небольшие кафе и бары для встречи друзей, демократичные бренды одежды и обуви, банки.

Такие бренды умеют подстраиваться под всех, нравится всем и быть другом каждому клиенту.

Этот архетип используют программы лояльности, клубные системы.

Отлично подходит для продвижения простых человеческих ценностей.

Примеры видео рекламы архетипа Славный малый

Примеры фото рекламы архетипа Славный малый

Архетип Славный малый подходит брендам, которые:

  • Дают людям чувство принадлежности
  • Просты и функциональны
  • Занимают низкий — средний ценовой сегмент
  • Стремятся дифференцироваться от элитных, дорогих брендов

Архетип «Шут»

АРХЕТИПЫ ДЛЯ РАБОТЫ С БРЕНДАМИ

Отличное чувство юмора. Ему нравится играть, жить в настоящем и получать от этого максимум удовольствия.

Девиз: живем один раз.

Бренды шуты помогают наслаждаться жизнью и жить моментом. Превращают скучную деятельность в веселую, негативные ожидания в позитивные. Маркетинг может быть необычным, остроумным, креативным.

Примеры: Old Spice, Netflix, Эдди Мёрфи, Фредди Меркьюри, сухарики хрустим, Dr Pepper. Традиционные корпоративные правила шуты не любят, а создают свои правила в компании.

Архетип шута вам подойдет, если:

  • Ваш проект связан с развлечениями
  • Ваши клиенты «вечно молодые» в душе или молодые по возрасту
  • Ваша аудитория ценит нестандартные решения и креативность
  • Ваш продукт даёт принадлежность к веселой компании и помогает хорошо провести время
  • Вы выходите на рынок и хотите отличиться от чопорных брендов конкурентов

Примеры видео рекламы архетипа Шут

Примеры фото рекламы архетипа Шут

Архетип Шут подходит брендам, которые:

  • Дают людям чувство принадлежности
  • Помогают хорошо провести время
  • Низкой–средней цены
  • Хотят дифференцироваться от важных, самоуверенных лидеров

Архетип «Любовник»

АРХЕТИПЫ ДЛЯ РАБОТЫ С БРЕНДАМИ

Все виды любви — родительская, семейная, дружеская, романтическая. Он любит жизнь и наслаждаться жизнью. Ему нравятся приятные звуки и запахи, эстетика во всем. Им движет страсть и желание чувствовать себя особенным.

Девиз: я чувствую тебя.

Маркетинг строится на привлекательных образах, соблазнении, эмоциональном контакте.

Примеры: Jimmy Choo, Dior, Coca Cola, Alfa Romeo, Vogue, Антонио Бандерас.

Архетип любовника можно использовать в рекламе товаров и услуг, которые обещают усиление привлекательности: косметика, парфюмерия, одежда, ювелирные изделия, отели, отдых, нижнее бельё.

Реклама содержит посыл: «Купи наш товар — тогда ты точно не будешь одинок».

Архетип любовника вам подойдет, если:

  • ваш продукт или услуга доставляет наслаждение
  • ваш продукт связан с роскошью и эстетикой
  • вы творческий человек, гедонист, наслаждаетесь вкусной едой, вином, путешествиями

Примеры видео рекламы архетипа Любовник

Примеры фото рекламы архетипа Любовник

— Что общего у Славного малого, Шута и Любовника?

— Связь с окружающим миром.

Архетип любовник подходит брендам, которые:

  • Помогают людям найти любовь или дружбу, общение
  • Помогают становиться красивее, сексуальнее
  • Хотят дифференцироваться от более дешевого бренда
  • Обладают теплой корпоративной культурой, избегают жесткой иерархии

Архетип «Заботливый»

АРХЕТИПЫ ДЛЯ РАБОТЫ С БРЕНДАМИ

Заботливый отличается любовью к другим и умением сопереживать. Он видит, что можно сделать, чтобы люди были сытыми и в безопасности. Образ берет начало в Боге отце, который заботится о своих детях. Он вселяет уверенность, обучает навыкам и даёт чувство безопасности.

Девиз: возлюби ближнего своего, как самого себя.

Маркетинг строится вокруг предоставления полезного опыта, ощущения безопасности, семейного счастья, комфорта.

Примеры: Volvo, Pampers, Dove, Домик в Деревне, Campbells, Активия

Заботливые бренды отличаются высоким уровнем обслуживания. Они заботятся не только о клиентах, но и о сотрудниках.

Архетип Заботливый вам подойдет, если:

  • ваш продукт даёт безопасность
  • вы занимаетесь сферой здравоохранения и страхования, защитой экологии и окружающей среды
  • у вас благотворительная организация
  • у вас клининговая компания
  • вы занимаетесь продуктами и услугами, предназначенными для детей и для ухода за детьми
  • у вас личный бренд, который заботится о людях, о своих учениках. Как отец заботится о своих детях.

Примеры видео рекламы архетипа Заботливый

Примеры фото рекламы архетипа Заботливый

Архетип Заботливый подходит брендам, которые:

  • Предоставляют потребителям конкурентное преимущество
  • Поддерживают семьи, ассоциируются с заботой
  • Располагаются в социальном секторе и связаны с медициной, образованием, и т. д.
  • Помогают людям оставаться на связи и заботиться друг о друге

Архетип «Творец»

АРХЕТИПЫ ДЛЯ РАБОТЫ С БРЕНДАМИ

Берёт на себя функцию новатора. Получает удовольствие как от процесса, так и от результата. Нуждается в самовыражении. У него хороший вкус и своя точка зрения на всё.

Творца можно увидеть в художнике, новаторе, музыканте, писателе, мечтателе, предпринимателе и в любом человеке, который вторгается в процесс человеческого воображения.

Девиз: если что-то можно вообразить, это можно создать.

Маркетинг брендов творцов очень эстетичный.

Примеры: Adobe, LEGO, Sony, Pinterest, Versace, Пабло Пикассо, Шанель, Дали, Доктор Эмет Браун, Гудков.

Архетип творца вам подойдет, если:

  • ваш продукт - произведение искусства. Концептуальные бренды одежды и обуви, которые отличаются от других.
  • у вас маркетинговая или IT компания
  • вы создаёте что-то новое, а ваш продукт противопоставляет себя массмаркету
  • вы предоставляете сервис и услуги для творческих людей. А ваш клиент хочет быть или казаться уникальным человеком
  • ваш бренд продвигает самовыражение

Творец в отличие от мага и бунтаря желает структурировать мир, привнести в него новое.

Маг и бунтарь хотят оставить след в мире.

Примеры видео рекламы архетипа Творец

Примеры фото рекламы архетипа Творец

Архетип творец подходит брендам, которые:

  • Способствуют самовыражению, ориентированы на дизайн
  • Хотят дифференцироваться от бренда, который не оставляет места для фантазии
  • Предлагают потребителю участие в создании конечного продукта
  • Организовывают творческие коллаборации и поддерживают арт-проекты

Архетип «Правитель»

АРХЕТИПЫ ДЛЯ РАБОТЫ С БРЕНДАМИ

Стремится всё взять под свой контроль. Быть могущественным и влиятельным.

Девиз: всё под контролем.

Как правило, люди с этим архетипом следуют правилам и ожидают этого от других.

Клиентам - правителям свойственно заботиться об имидже и статусе. Маркетинг строится на благородных и статусных образах. Этот архетип вам подойдёт, если ваш продукт или услуга высокого качества, вы можете дать пожизненную гарантию, ваш продукт доступен далеко не всем.

Примеры: Rolex, Boss, Mercedes Benz, British Airways, Cadillac

Идеальный пример архетипа Правитель - Cadillac

Слоганы Кадиллак: «Кадиллак. Дорогу Королю!»

«Американский стандарт для всего мира»

«Мировой стандарт – Кадиллак»

«Сидя в кадиллаке чувствуешь себя миллионером»

И последний, как бы извиняющихся за всех, скромный: «Пусть ваш успех будет немножко виден»

Но не все люксовые бренды строят своё позиционирование на архетипе «правитель». Например, Versace это типичный творец. Dolce and Gabbana - это бунтарь, а Armani это скорее любовник.

Примеры видео рекламы архетипа Правитель

— Что общего у Творца, Правителя и Заботливого?

— Все они хотят структурировать мир. Маг и Творец похожи, но главная мотивация Творца - структурировать мир, а у Мага - оставить свой след в мире. Маг использует силу, а творец инновации.

Примеры фото рекламы архетипа Правитель

Архетип Правитель подходит брендам, которые:

  • Ассоциируются с высоким статусом
  • Помогают людям быть более организованными, сохранять власть
  • Дают чувство безопасности и стабильности в хаотичном мире
  • Стремятся дифференцироваться от «народного» бренда

Архетип «Ребёнок»

АРХЕТИПЫ ДЛЯ РАБОТЫ С БРЕНДАМИ

Хочет жить на совершенной земле, где сможет быть собой. Быть счастливым. Вечный оптимист. Идеалист. Находит позитивное во всем.

Аудитория таких брендов не стремится к переменам. А наоборот, ностальгирует по детству, прошлому.

Маркетинг строится на воспоминаниях, радостных моментах, честности и открытости.

Девиз: свободен быть собой.

Бренды идеалисты побуждают людей испытывать радость, ностальгию.

Примеры: Макдональдс, Форрест Гамп, Disney, Baskin Robbins, Ivory, Амели

Примеры видео рекламы архетипа Ребёнок

Примеры фото образов архетипа Ребёнок

Архетип Ребёнок подходит брендам, которые:

  • Предлагают простое решение для существующей проблемы
  • Ассоциируются с добром, моралью, ностальгией, детством
  • Низкая — средняя цена
  • Хотят дифференцироваться от брендов с плохой репутацией

Архетип «Искатель»

АРХЕТИПЫ ДЛЯ РАБОТЫ С БРЕНДАМИ

Искатель ориентирован на поиск лучшего мира, новые впечатления и самореализацию. Хочет путешествовать, искать и переживать новое, избегать скуки.

Исследует внешний и внутренний мир. Поэтому искателем может быть человек, который много путешествует или который озабочен вопросами своей идентичности (кто я? тем ли занимаюсь? где мой истинный дом?).Девиз: не пытайся меня удержать.

Маркетинг строится на вызове самому себе, на избавлении от однообразия, на приключениях.

Пример: Жак Ив Кусто, Ford Explorer, Jeep, Птушкин, Орел и Решка, Red Bull, Jeep, Patagonia, National Geographic, Starbucks

Примеры видео рекламы архетипа Искатель

Искатель символизирует поиск свободы: бескрайние равнины, дорога, машина.Этот архетип можно часто встретить среди travel-блогеров, журналистов, маркетологов, психологов. Искатели - это всегда смелые экспериментаторы, жаждущие приключений. Они с удовольствием интересуются новинками и любят о них рассказать.

Примеры фото образов архетипа Искатель

Архетип Искатель подходит брендам, которые:

  • Помогают людям ощущать свободу, чувствовать себя первопроходцами
  • Предлагают прочный продукт для использования вне дома или в экстремальных ситуациях
  • Помогают самовыражаться
  • Хотят дифференцироваться от более «массового» предложения

Архетип «Мыслитель»

АРХЕТИПЫ ДЛЯ РАБОТЫ С БРЕНДАМИ

Мыслитель, философ, эксперт, советник, учитель.

Мыслитель жаждет открыть истину и стремится к объективности. Перфекционист по натуре.

Девиз: познать истину.

Важно независимое мышление, не поддаётся стадному чувству.

Маркетинг строится на предоставлении четкой и объективной информации. Побуждает думать и анализировать.

Примеры: BBC, TripAdvisor, Кац, Эйнштейн, Лев Толстой.

Примеры видео рекламы архетипа Мыслитель

Примеры фото образов архетипа Мыслитель

Архетип Мыслитель подходит брендам, которые:

  • Предлагают экспертное мнение и информацию потребителям
  • Предлагают преимущества, основанные, на научных фактах
  • Стимулируют развитие интеллекта

Оригинальная статья находится здесь:

Мой инстаграм:

2828
9 комментариев

да, спасибо, так и подумала, что и тот и тот нам подходят! Главное не переборщить с героизмом и люксом)

1

будет очень интересно посмотреть как вы будете внедрять идеи архетипов в ваш бренд!

самой интересно) есть над чем поработать) Спасибо за статью

1

Интересно, какие архетипы использовать для работы с брендами?

В описании к каждому архетипу я указала рекомендации для каких брендов и ниш какие архетипы больше подходят

вот сижу и думаю, конный спорт, клуб - правитель или герой))

Если рассматривать конный спорт, именно как вид спорта, то герой на мой взгляд подходит больше. А если у вас элитный конный клуб, тогда скорее правитель. Но можно комбинировать идеи архетипов и брать частично от одного и другого.