Как брифовать творческие команды, чтобы они работали

Привет! Меня зовут Аня Шумахер, я руковожу агентством Pic-o-matic и почти 12 лет практикуюсь в постановке задач творческим специалистам. Расскажу, как ставить задачи дизайнерам, иллюстраторам и креативным командам так, чтобы они выдавали впечатляющий результат, а не уходили в запой после первой серии комментариев клиента.

Как брифовать творческие команды, чтобы они работали

Начну с себя и расскажу о том, как брифовать нас — агентство. Мы, конечно, не пьющий художник и даже не сумасшедший фрилансер, брифовать нас на задачи — не такой увлекательный квест, как рисовать мышкой или лизать железо на морозе. Однако все же найдутся нюансы. За годы работы мы узнали всё об эффективных и не очень способах взаимодействия с творческими специалистами. В этой статье расскажем про первый этап работы — про постановку задачи.

Самые распространенные задачи, на которые брифуют иллюстраторов и дизайнеров: создание логотипа, фирменного стиля, иллюстрации, сториборда/аниматика, упаковки. Сначала расскажу об особенностях постановки таких задач, а в конце дам ссылку на удобные шаблоны. Если не хочется долго читать, можно сразу прыгать в конец текста и скачивать удобные формы брифов, они же ТЗ.

Итак, мы (я и моя команда) прошли все стадии принятия факта, что клиент всё-таки прав. Начнем с отрицания — отрицания того, что клиент не в состоянии, не может и не должен заполнять бриф идеально и самостоятельно. Первые годы мы придерживались позиции: если человек не способен составить внятное задание, лучше и не начинать эту работу. С этим пониманием мы бы никогда не сделали примерно трети наших проектов, а может и больше.

Клиент не всегда может прислать бриф в том виде, в котором мы хотим. Почему? Да просто потому, что многим представителям бизнеса какой-то визуал или дизайн нужен раз в год и они понятия не имеют, как на него брифовать. Это не их профессиональная деятельность, они не в этом круты, а, например, в создании подгузников или в том, какой у них мобильный банк.

Хорошо, с этой частью клиентов понятно. Но почему рекламные агентства, которые брифуют нас, скажем, на сториборды (серия иллюстраций для будущего ролика), сто тридцать пять раз в году, тоже так часто не хотят сделать понятный бриф? И тут мы переходим к следующей стадии принятия — гневу.

Сначала давайте разберем, что представляет собой хороший бриф на сториборд. Кроме описания, в нем должны быть“огурцы”— это наброски к кадрам. А еще классно бы приложить референсы на героев, локацию и важные детали. С примерами по стилю, в котором хотелось бы получить готовые иллюстрации, будет совсем понятно.

Раньше мы часто злились, что всего этого в брифе нет и не планируется, а теперь просто помогаем клиенту собрать всю необходимую информацию. Работая сообща, мы больше узнаем про проект еще на стадии подготовки и, главное, значительно сокращаем время работы над проектом. Когда все детали ясны, не нужно тратить время на переделки.

Следующая ступень приятия — торг. Продолжим рассматривать ситуацию с подготовкой брифа. Порой клиентам кажется, что наши услуги стоят дорого и они начинают торговаться. Да, у нас дороже, чем у фрилансера, но посмотрите — мы сделали часть работы за вас. Подобрали референсы, сделали черновые наброски для брифа, систематизировали, разложили по полочкам и полили шоколадной глазурью. А еще мы не пропадем со связи, не проспим дедлайн, подготовим все документы и каждый наш продюсер просто чудо. Торг неуместен: услуги агентства стоят дороже, чем услуги фрилансеров, и это совершенно нормально.

Следующую стадию принятия —депрессию, мы пропустили. Вся команда Pic-o-matic — амбассадоры оптимизма.

Подведем итог. Что важно для любого творческого ТЗ? Что поможет сделать работу эффективной?

  • Четко сформулированная задача. Например, “логотип для сети кофеен с авторскими напитками высшего качества”
  • Что за бренд/продукт/ услуга? Нам интересно всё.
  • ЦА. Для кого мы делаем продукт?
  • Референсы на всё, что значимо. Подборка уровня “нравится/не нравится” для логотипов и айдентики. Примеры стилистики для иллюстрации. Референсы на героев и локации для сторибордов.
  • Все технические требования. Размер, разрешение, формат и прочие детали.
  • Носители и использование. Где будет размещаться готовый продукт?
  • Сроки. Нет, не так. СРОКИ!
  • Ограничения по бюджету, если они есть.
  • Кто принимает работу? ЛПР.
  • Права: территории, использование, сроки.

Последняя стадия — принятие. Принятие нами брифа в работу, принятие вами результата, который мы для вас произвели. Ура! Все счастливы, все работает. Ниже скачивайте формы брифов для самых популярных продуктов в визуальных коммуникациях.

ссылка на брифы

Не хотите ничего скачивать и заполнять? Пишите нам, вместе разберемся.

3333
19 комментариев

В связи с работой постоянно сталкиваюсь с брифами. Еклмн, как они меня раздражают, особенно плохо сформулированные вопросы. И вот недавно мы выбирали подрядчика на сайт, смотрели портфолио, интересовались ценами… выбрали двух лидеров. А дальше самое интересное. Подрядчик 1 собрал ключевых ребят команды (ГД, РП, диз, верстальщик), устроил встречу, где мы рассказали все свои хотелки, показали референсы , обсудили, что бесит, что не бесит, как часто будем обновлять контент, чего ждём по гибкости и тд. Далее подрядчик 1 САМ заполнил бриф и прислал нам его почитать. Подрядчик 2 (с более впечатляющим портфолио, много госухи, кстати) на встрече был один, без команды, много рассказывал о том, что они молодцы, показывал свежие проекты, бриф не дал и сам не прислал, зато сказал, что они делают только одну концепцию сайта, если нам не понравится, то увы, другая концепция будет стоить опять многоденях. На прямой вопрос «а если к вам придет очередной госзаказчик, вы наш сайт сдвинете и всю команду туда перебросите?» как-то нервно дернулся и сказал, что все будет хорошо. В сухом остатке: подрядчик 1 показал лицом всю команду, уточнил все, сам заполнил и прислал бриф. Подрядчик 2 много ссылался на опыт, голословно убеждал, что все будет ок, ценник оказался примерно +20%. Мы выбрали 1х, прошло два месяца, пока мы всем довольны.

1
Ответить

Спасибо, что поделились!
Ситуация очень знакомая, и в направлении подрядчика 1, и подрядчика 2. Я осознаю, что моя команда была пугающе близка к подрядчику 2. У нас крутое портфолио уже какое-то количество лет и проклевывалось неуместное эго. К счастью, до меня дошло в нужный момент, что вот этот задранный нос (и ценник) без хорошего сервиса мог бы просто нас убить.

1
Ответить

Ой вы так классно пишете!

1
Ответить

Спасибо, Ксения :)

Ответить
1
Ответить

Шикарная зарисовка)))

Ответить

Спасибо за интересную информацию ❤️

1
Ответить