Фиктивное трудоустройство - или возвращение Чичикова в 21 веке

Вопросы фиктивного трудоустройства в последние несколько лет, стали одним из распространенных видов мошенничества, особенно в государственном секторе.

Вид такого мошенничества заключается в том, что на ряд должностей оформляются «доверенные лица» из числа знакомых или неких лиц, паспортные данные которых оказываются в прямом доступе лица, способного решить вопросы трудоустройства внутри государственного учреждения.

С такими лицами заключаются трудовые договоры, в рамках которых принимаемое на работу лицо одновременно с написанием заявления пишет заявление о перечислении заработной латы на определенный счет, в том числе на счет, принадлежащий третьему лицу.

Альтернативным вариантом такого фиктивного трудоустройства является оформление документов от имени «доверенного лица» либо самим организатором такого трудоустройства, либо привлекаемым третьим лицом.

После этого, создается видимость активного исполнения трудовой функции, в виде заполнения табеля учета рабочего времени на такое «доверенное лицо» которое, фактически, свою трудовую функцию не выполняет, не работе не появляется, а зачастую даже не знает о том, что оно трудоустроено.

При этом заработная плата такого лица, премиальные и иные выплаты поступают на счет «бенефициара» всей схемы. Соответственно, чем больше трудоустроено «мертвых душ» тем выше реальный доход «бенефициара».

Данная схема базируется на том, что Трудовой кодекс Российской Федерации предусматривает только основания для расторжения трудового договора, однако не предусматривает такого правового механизма, как признание трудового договора недействительным.

Есть норма, предусматривающая, что в случае, если, не смотря на заключение трудового договора, работник к исполнению своих должностных обязанностей нее приступил, такой договор считается незаключенным, однако доказать факт того, что работник не приступал к исполнению своих должностных обязанностей, особенно по прошествии времени, не представляется возможным.

Безусловно можно воспользоваться принципом аналогии права, и попытаться признать трудовой договор, заключенный с «мертвой душой» недействительным на основании статьи 167 и 170 Гражданского кодекса Российской Федерации, как мнимой сделки, т.е. сделки, совершенной для вида, однако и такой подход имеет высокие риски отказа в удовлетворении заявленных требований, поскольку заполненные табели учета рабочего времени, прямая обязанность ведения которых лежит на работодателе, в отсутствие показаний самого «работника» о том, что он никогда в учреждении не работал и не трудоустраивался в него, будет свидетельствовать о том, что в определенный период времени работник находился на территории работодателя и исполнял свои обязанности.

Следует учитывать в данной ситуации и правовую позицию Верховного Суда Российской Федерации о том, что в любом споре, так или иначе связанном с трудовыми правами, работник является экономически и юридически более слабой стороной по отношению к работодателю.

Данная позиция воспринимается судами, как указанием на то, что в таких спорах, работникам необходимо отдавать максимальное предпочтение и любые сомнения толковать в их пользу.

Именно поэтому схема заключения фиктивных трудовых договоров и получает все большее распространение, особенно с появлением института дистанционных работников и удаленного режима работы, при которых рабочее место сотрудника находится вне контроля работодателя и такие режимы распространяются не только на коммерческие предприятия, но и на государственные учреждения.

Предложить какой-либо выход из такой ситуации, при условии, что реализуется такая схема, чаще всего руководством высшего звена, практически невозможно.

Самый простой вариант, который тут напрашивается, помимо очевидного шага в виде внесения изменений в Трудовой кодекс РФ, это четко выстроенная система контроля за кадровым документооборотом и реальной деятельностью сотрудников.

Например, введение практики видео фиксации собеседований или процесса заключения трудовых договоров, где работодатель видит потенциального работника и может хотя бы подтвердить факт реального с ним общения в момент его трудоустройства.

33
6 комментариев

Ну кстати удобно. Учитывая что самозанятость ипотеку или кредит взять практически не влзможно

Вы наверное имели в виду что самозанятому взять ипотеку невозможно

1

Все верно. Но подтверждение факта осуществления деятельности у всех руководителей разное.

Это правда. Но с массовой популярностью дистанционной работы на фоне пандемии, выявить такие схемы очень тяжело не только в госучреждениях, но и в коммерческих структурах, когда такую схему реализует недобросовестный генеральный директор или иной лицо

Рыба гниет с головы...Если голова придумала схему мошенничества, то её и наказать то невозможно. Ведь она сама за это отвечает. Тут нужно наказывать не за то, что на предприятии трудоустроена "мёртвая душа", а за воровство денежных средств, которые получали организаторы афёры. Скорее всего эту схему, подсказали им вышестоящие начальники. Так как таким способом у них появляется возможножность дополнительного дохода к имеющейся зарплате, которая не индексируется несколько лет.

Ну именно так и получилось, например в РАНХиГС