Один в Таиланде, другой — в Мексике. Как управлять командой в таких условиях и сохранить продуктивность

Когда команда массово переходит на удаленку, ломаются даже отлаженные алгоритмы. То, что решалось в диалоге за пару минут, теперь растягивается на часы и дни. Сотрудники хуже понимают друг друга, ведь раньше они болтали у кулера, а теперь превратились в аватарки в рабочем чате. В статье — пять рекомендаций, которые помогут построить эффективные процессы, даже если ваши сотрудники работают из разных точек мира.

Один в Таиланде, другой — в Мексике. Как управлять командой в таких условиях и сохранить продуктивность

Меня зовут Артур Нек, я Kanban-консультант, основатель компании Neogenda и управляющий партнер Kaiten. Моя ежедневная работа — упрощать к компаниях процессы, чтобы при этом они оставались эффективными. В основу этой статьи легли практические наработки, которые я применяю уже много лет, когда помогаю удаленным командам.

Артур Нек
Управляющий партнер Kaiten, основатель компании Neogenda

Постройте прозрачную систему управления задачами

В офисах часто есть регламенты, которые касаются процессов: когда и какие отчеты сдавать, кому передавать обратную связь от клиентов. Если четких инструкций нет, возникают неписаные правила. Например, совещания принято проводить по средам, а переговорку бронирует Миша, потому что «так исторически сложилось».

На удаленке всё сложнее. Менеджер не видит, чем занимаются члены команды прямо сейчас. А у сотрудников нет возможности получить быстрый ответ на вопрос: из-за разницы во времени ожидание может растянуться на часы. Постепенно процессы превращаются в хаос.

Чтобы навести порядок в работе, нужно разобраться с четырьмя моментами:

  • Собрать все задачи в одном месте. Когда дел мало, менеджеру хватит простого блокнота. Когда же объем заданий растет вместе с командой, нужен инструмент, к которому можно подключить всех. Для 2–4 человек подойдет Google-таблица, задачи небольшого отдела удобнее контролировать через таск-трекер или Канбан-доску. Для большой команды с десятками задач пригодится CRM-система.
  • Смотреть прогресс по проекту в целом. Если менеджер несколько раз в день будет писать в личку каждому сотруднику «Ну, как успехи?», то потратит на это всё рабочее время. Само по себе общение — это хорошо. Плохо, когда оно отвлекает от важных дел. Сэкономить время поможет визуализация процессов и отчеты.
  • Расставлять приоритеты. Обычно их определяют на основе важности, срочности и сложности. Приоритизация помогает разобраться, какое задание нужно сделать прямо сейчас, а что можно отложить. Например, сначала исправить ошибки, которые мешают клиентам прямо сейчас, а потом уже браться за разработку новой функции приложения.
  • Отслеживайте загрузку каждого сотрудника. Менеджеру важно понимать, кто из подчиненных занят на 100%, а у кого есть еще ресурсы на пару дополнительных задач. В противном случае, вечно перегруженный сотрудник будет уставать, начнет ошибаться, выгорит и уволится.

Чтобы реализовать эти четыре пункта, нужно сделать рабочий процесс прозрачным и наглядным для всех. Например, завести Канбан-доску. Это рабочее пространство из нескольких столбцов, каждый из которых означает этап работы. В столбцы добавляют карточки с задачами, а затем перетаскивают их на нужный этап. С такими досками удобно следить, кто чем занимается, на какой стадии находится задача, какой у нее приоритет. Можно также увидеть нагрузку конкретного сотрудника.

Так выглядит простая Канбан-доска — по ходу работы задачи переносят из одного столбца в другой, поэтому менеджеру не надо спрашивать, чем сейчас занимается сотрудник
Так выглядит простая Канбан-доска — по ходу работы задачи переносят из одного столбца в другой, поэтому менеджеру не надо спрашивать, чем сейчас занимается сотрудник

В Kaiten можно настроить отображение в виде списка, таблицы или Канбан-доски. Например, раньше эсэмэмщики из Unidragon отдельно вели таблицы с контент-планами, тексты писали в разных документах, потом пересылали их друг другу в чатах, чтобы согласовать. Когда ребята перешли на планирование контента в Календаре Kaiten, работать стало проще. Теперь сотрудники делают всё через единое рабочее пространство. Создают там карточки для каждой задачи, пишут внутри них текст, обсуждают и согласовывают в комментариях, ставят ТЗ дизайнеру и следят за сроками.

Так выглядит контент-план, который команда Unidragon ведет в Kaiten
Так выглядит контент-план, который команда Unidragon ведет в Kaiten

Разработайте политики, базу знаний и документацию по проектам

Если раньше сотрудник, работавший в офисе, сталкивался с какой-то проблемой, он мог спросить у более опытных коллег, как поступить. Но в условиях, когда каждый работает у себя дома, такая возможность есть не всегда. Поэтому менеджеру нужно продумать правила и порядок действий в разных ситуациях и собрать базу знаний. К этой работе можно и нужно подключать команду, потому что она погружена в процессы и знает все нюансы. Иначе можно закопаться в инструкциях по решению проблем, которые встречаются очень редко.

Важнее всего для удаленной команды политики и базы знаний.

Политики. Это правила, в которых прописаны основные этапы действий и критерии работы. Обычно политики составляет менеджер или кто-то из членов команды, кто хорошо разбирается в продукте. В первую очередь в виде политик нужно оформить ситуации, которые встречаются чаще всего. Например, что делать, если работник обнаружил ошибку или пришла обратная связь от клиента. По сути, это алгоритм, который дает порядок действий: кому писать, где искать информацию, в каком виде передать работу на следующий этап.

Не нужно пытаться написать сразу универсальную инструкцию на 30 листов. Во-первых, ее никто не будет читать. Во-вторых, все ситуации предусмотреть невозможно, поэтому лучше вначале сосредоточиться на основных вещах, а по мере необходимости прописывать нюансы.

Вариант политики в команде разработки. У задач есть четкие критерии для приоритета, чтобы сотрудники знали, какую брать следующей
Вариант политики в команде разработки. У задач есть четкие критерии для приоритета, чтобы сотрудники знали, какую брать следующей

База знаний. Эти документы нужны, чтобы систематизировать весь массив знаний по проекту, продукту или работе в компании. В базу обычно добавляют продуктовую документацию, должностные инструкции, материалы для обучения новичков и иногда даже правила поведения и коммуникации между сотрудниками.

Созданием такого раздела занимаются разные сотрудники. HR-специалисты составляют гайды о том, как уведомить работодателя об отпуске, разработчики фиксируют информацию о работе продукта, менеджеры пишут должностные инструкции.

Хорошая и логичная база знаний помогает организовать работу на удаленке, упрощает обучение новичков и делает работу более эффективной. Сотрудники знают, что если у них возник какой-то вопрос, то ответ нужно искать в базе.

Документацию можно хранить прямо в системе управления проектами. Это удобно, потому что не надо переключаться между платформами и делать десяток закладок в браузере. В Kaiten есть отдельный блок с документами. В него можно загрузить должностные инструкции, памятки, шаблоны договоров, а потом поделиться ссылками на них. Жмите на видео, чтобы посмотреть, как это выглядит.

Проводите адекватные созвоны

Во многих компаниях сотрудники на удаленке очень не любят ежедневные созвоны. Чаще всего они проходят в формате «вчера делал то, сегодня буду делать это, проблем нет». То есть человек тратит на отчет минуту, а потом еще полчаса слушает общие фразы коллег. Такие дейлики не нужны ни менеджеру, ни команде, потому что отнимают время и не помогают двигать задачи к решению.

В идеале созвон проводят, когда надо решить конкретную задачу. По сути, после встречи у вас будет готовый ответ на вопрос: «Какие шаги нужны, чтобы закончить это дело как можно быстрее?»

Главное правило эффективной работы — завершать задачи намного важнее, чем брать новые. Поэтому все силы надо бросить на те дела, которые можно и нужно завершить в ближайшее время.

Чтобы провести адекватный созвон, к нему нужно подготовиться: проанализировать задачи и отобрать самые актуальные. Например, посмотреть Канбан-доску и отобрать задачи, которые ближе всего к столбцу «Готово». Другой вариант — пройтись по карточкам, которые долго не двигаются, и выяснить, в чем причина задержки и как ее устранить.

По итогам встречи у вас должен быть чек-лист по каждому вопросу. Это шаги, которые команда сделает, чтобы завершить задачу в ближайшее время. Если вы работаете над конкретным продуктом, я рекомендую прописывать названия пунктов так, чтобы они передавали пользу для клиента. Такой трюк помогает фокусироваться на том, что от вас ждут пользователи, и быстрее решать проблемы, которые им мешают.

Когда разработчики видят, какую конкретно пользу принесет их работа клиенту, им проще держать фокус на задаче
Когда разработчики видят, какую конкретно пользу принесет их работа клиенту, им проще держать фокус на задаче

Настройте работу в разных часовых поясах

За последние пару лет мы привыкли к ситуациям, когда сотрудники компании работают в разных часовых поясах. Если разница с головным офисом составляет всего пару часов, можно синхронизировать рабочее время всей команды. Но если один сотрудник живет в Казахстане, второй — в Мексике, третий — где-то на Бали, вписывать всех в рамки условного московского времени нет смысла. Не стоит этого делать и в том случае, если часть команды работает из Калининграда, а часть — из Хабаровска. Лучше договориться о «коридоре» в 1–2 часа, когда все будут на связи. Иначе процессы могут слишком сильно затянуться.

Оптимальный способ быть в курсе дел команды — визуализировать процессы и созваниваться, чтобы свериться, кто чем занимается.

Важный момент: даже если на удаленке только часть команды, процессы надо вести так, как будто все работают не из офиса. То есть увести в онлайн все совещания и обсуждения. Иначе удаленные сотрудники быстро выпадут из контекста.

Организуйте неформальную коммуникацию

Когда люди общаются неформально, рушится барьер, который мешает запросто кому-то написать, попросить о помощи. А это влияет на слаженность команды, на взаимопонимание внутри нее. В офисные времена коллеги устраивали смол-токи в перерывах, ходили в бары по пятницам, отмечали дни рождения.

Такую активность легко перенести в онлайн-формат. Например, отметить окончание рабочей недели и поболтать с коллегами за бокалом любимого напитка или поиграть в приставку по сети.

Если есть возможность, команду нужно вытаскивать из онлайна в офлайн, чтобы обсудить рабочие вопросы. Например, провести стратегические сессии, чтобы обсудить перспективы развития компании, или устроить тимбилдинг. Это дает возможность людям посмотреть друг на друга, решить проблемы в коммуникации, повысить эмпатию в коллективе. Всё перечисленное работает на слаженность и вовлеченность в проект.

Коротко: как строить процессы, если команда разбросана по миру

Ваша команда адаптируется к работе даже из разных точек планеты, если наладить процессы. Поддерживать высокую продуктивность команды на удаленке помогут эти правила:

  • Постройте прозрачные процессы и визуализируйте их. Соберите все дела в одном месте, например в таск-трекере, календаре или на Канбан-доске. Разработайте систему приоритетов, чтобы понимать, какие задачи следует брать в работу в первую очередь. Контролируйте прогресс проекта в целом и отслеживайте нагрузку каждого сотрудника, чтобы вовремя перегруппировать команду, если надо срочно закрыть какую-то задачу.
  • Разработайте политики и создайте базу знаний. Ведите документацию по проектам, пропишите алгоритмы работы, придумайте политики для ситуаций, которые повторяются каждый день. Например, какую задачу брать следующей. Это поможет упорядочить информацию по продуктам, упростит адаптацию новичков. Если сотрудник что-то забудет, ему будет проще поискать ответ в базе, а не отвлекать вопросами коллег.
  • Проводите регулярные и адекватные созвоны. Обсуждайте на них только важные задачи, близкие к завершению. По итогам каждой встречи составляйте чек-лист из шагов, которые помогут закончить дело как можно быстрее. Держите фокус не на дедлайнах, а на том, чтобы закрыть конкретную потребность клиента.
  • Выстройте работу с учетом разных часовых поясов. Если разница во времени между регионами составляет 1–2 часа, просто выберите один часовой пояс, к которому будет привязана работа. Если разница больше, не пытайтесь синхронизировать рабочий день. Лучше определите 1–2 часа, когда все могут быть на связи, и проводите в это время ежедневный синхрон.
  • Помните о неформальном общении. Оно повышает вовлеченность команды в проект, помогает людям найти общий язык. Важны не только посиделки с вином в зуме, но и офлайн-активности — тимбилдинги, стратегические сессии. Это помогает сплотить коллектив, сделать его более слаженным, а коммуникацию — расслабленной и эмпатичной. Людям проще работать с людьми, а не аватарками в рабочем чате.

Расскажите о своем опыте управления командой, которая работает на разных континентах. С каким сложностями столкнулись и как их преодолели?

4545
6 комментариев

Спасибо вашему продукту. Использую в личных целях и это лучший инструмент из всех, что у меня были!

1

Спасибо за отзыв! Рады, что вам нравится Kaiten)

1

Местоположение не имеет никакого значения, если сами сотрудники ответственные и организованные

1

А почему сотрудники должны хуже понимать друг друга резко на удаленке? Оо Как это связано? )) Вообще совет для работы на удаленке по сути один — нанимайте адекватных ребят, приложите в 2 раза больше усилий, чтобы выбрать самостоятельных взрослых людей, а не инфантильных чуваков, за которыми надо бегать и вытирать сопли.

Ну изначально удаленные компании вероятно лучше справляются. Но я работала в офисе, который в пандемию перевели на удаленку и там оставили до конца года. За девять месяцев от процессов осталось одно название))