Yellow is the new black, или Рассказ о том, как QIWI подружилась с таксистами

Yellow is the new black, или Рассказ о том, как QIWI подружилась с таксистами

История с такси началась в 2017 году, когда к нам обратился один из агрегаторов. У нас уже были платежные сервисы для разных отраслей, но эта была чем-то совершенно новым. Мы знали только то, что рынок растет, что есть агрегаторы, таксопарки и таксисты, но в остальном слабо представляли себе положение дел.

В реальности же рынок такси огромен – по недавним оценкам Аналитического центра при Правительстве РФ его объем в 2019 году составил 709 млрд. рублей, а, согласно исследованию, к 2022 году он достигнет уже 790 млрд. рублей.

В последние несколько лет рынок активно рос, и положение дел было одновременно и хорошим и не очень. Когда на рынок вышли агрегаторы и вывели его на новый уровень, возникло много подводных камней, которые вызывали головную боль у всех участников. Одним из таких камней были платежи водителям.

Система выплат таксистам на тот момент оставалась где-то на уровне двухтысячных. Агрегаторы переводили оплату за поездки таксопаркам, а те вручную заносили все данные в Excel и раз в неделю или даже раз в месяц делали выплаты таксистам. В ходу зачастую были наличные, а из-за ограничений по выводу средств с одной карты таксопаркам приходилось заводить по несколько юридических лиц.

Конечно, это было головной болью для самих водителей. Им нужно было из своего кармана оплачивать бензин и техобслуживание, ожидая, что расходы окупятся количеством будущих поездок. Если ты неделю работал бесплатно, дома приходилось разводить руками. Таксисты постоянно тратили деньги, которые они еще не заработали. В случае, если выплаты не ежедневные, водителю нужно было копить довольно приличные средства, чтобы покрыть все регулярные траты.

Иногда водители получали деньги переводами на карты, но чаще ездили за наличными в офисы таксопарков. Это не было удобно ни тем, ни другим, но что оставалось делать? Небольшие таксопарки не испытывали неудобств, но, если парк был крупным, дни выплат напоминали массовое паломничество.

Были и другие головные боли для таксопарков – им приходилось вручную обрабатывать большие объемы информации и проводить массу платежей наличными и p2p-переводами. Когда усилился государственный контроль, банки начали активно блокировать счета за сомнительные операции. К тому же с ростом таксопарка делать выплаты вручную становилось невозможно, приходилось выделять дополнительные ресурсы. Нужно было переходить на более прозрачную и удобную схемы работы, чтобы успевать за ростом рынка. Но как?

Что мы сделали?

Сначала начали давать таксопаркам наши открытые интерфейсы API для интеграции платежных сервисов и автоматизации выплат. По такому пути пошли многие банки. Решило ли это все головные боли? Увы, панацеей это не стало.

API для рынка такси – все равно, что китайский язык. Для того и другого нужен специальный ресурс: в изучении языка это учитель или учебник, в бизнесе это, в первую очередь, IT ресурс. У большинства таксопарков его не было, поэтому возникало много сложностей в процессе работы. По возможности мы помогали партнерам, в том числе развивали и улучшали тех. поддержку, но и этого было недостаточно.

Лучше изучив рынок, мы поняли, что здесь необходимо другое решение. Нужно было:

- автоматизировать расчеты и выплаты таксистам,

- сделать максимально простой интерфейс,

- решить проблемы с блокировкой счетов,

- предложить таксопаркам комфортные условия по подключению и использованию сервиса.

Это был своего рода вызов. Мы поставили перед собой задачу облегчить жизнь партнерам, которым было сложно проводить платежи водителям. Сразу было решено сделать этот сервис бесплатным, коммерциализируя его комиссиями по операциям, как и во многих других наших сервисах.

Чтобы сделать качественный продукт для рынка такси, мы решили объединить собственную экспертизу с опытом представителя этого рынка. У нас был успешный кейс с инвестициями в стартап guru.taxi, и с этой задачей мы пришли именно к ним. Так возникла идея программного обеспечения «все-в-одном». Оно должно было объединить API всех агрегаторов такси и наше платежное решение в единый интерфейс, который предоставляется таксопаркам. В тот момент у нас уже был Банк «Точка», вошедший в группу QIWI в 2018 году. Он отлично подходил для таксопарков, потому что работал с малым и средним бизнесом. Мы поэтапно готовили продукт и начали вводить в наш проект Точку с выплатами на QIWI кошельки и банковские карты. В этом году все подготовительные работы были завершены, и мы, наконец, запустились.

Что такое Таксиагрегатор?

Наш выплатной сервис «Таксиагрегатор» состоит из простого web-интерфейса для таксопарков и мобильного приложения для водителей. Интерфейс предоставляется каждому таксопарку бесплатно и позволяет отслеживать поездки водителя одновременно во всех агрегаторах, анализировать их и делать массовые выплаты на банковские карты или QIWI Кошельки. Все отчеты составляются автоматически, но главное – рассылка денег вне зависимости от количества получателей запускается одной кнопкой.

Yellow is the new black, или Рассказ о том, как QIWI подружилась с таксистами

Таксопарки хотели минимизировать свою вовлеченность в ежедневный выплатной процесс, поэтому для таксистов с высоким кредитом доверия мы сделали специальное мобильное приложение. В нем можно самостоятельно перечислять себе оплату за день работы в рамках лимитов, установленных парком.

Наконец, мы свели к минимуму необходимый пакет документов, сократили период подключения до 5 рабочих дней с учетом времени на открытие расчетного счета, а также сделали отдельную линию для таксопарков в call-центре, чтобы клиенты могли получить квалифицированную техническую поддержку в любое время.

Что дал нам запуск бесплатного сервиса?

Во-первых, лояльность партнеров. Сервис запущен меньше 2 месяцев назад, но мы уже активно подключаем к нему таксопарки. Это главный показатель хорошо проделанной работы. Оценивая клиентский фидбек, мы понимаем, что бизнесу нужны доступные и понятные финансовые сервисы, поэтому и дальше будем работать над их улучшением. Это относится и к Таксиагрегатору – сервис не остановится на месте, мы планируем и дальше расширять его функционал.

Во-вторых, это опыт, который можно масштабировать на другие категории и рынки. Опыт не только внутренний, но и внешний, связанный с привлечением отраслевой экспертизы. Каждый рынок имеет свою специфику, и важно учитывать это в создании B2B сервисов, думать шире, искать новые идеи и технологии. В этом мы видим одно из важных направлений своего развития как финтех-компании.

33
4 комментария

А что, те кто подключён к Yandex.Такси не имели похожего функционала? 

Ведь у них тоже есть свои платформы для финансовых операций и я могу ошибаться, но и свой процессинг. 

Для кого этот сервис в итоге?

Ответить
Автор

Операторы такси переводят средства на расчётный счёт таксопарка по обычному платёжному поручению между юрлицами, дальше таксопарку необходимо выплачивать эти денежные средства водителям со своего расчётного счёта.
Наше решение – кастомизированное и все-в-одном. Таксопарк принимает деньги от агрегатора на расчетный счет и выплачивает таксистам в одном интерфейсе Таксиагрегатора.

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

QIWI, по сути вы создали сервис, способствующий легализации денежных средств, заработанных незаконным путем.

Чтобы не быть голословным, объясню свою точку зрения подробнее.

Вот как выглядит ваша схема работы:

1. Деньги от агрегатора переводятся на р/с таксопарка, открытый в банке Точка
2. Далее таксопарк переводит часть этих денег на транзитный счет, открытый в Киви Банк (за вычетом своей комиссии)
3. Затем с транзитного счета деньги переводятся на банковские карты водителей, либо на их Киви Кошельки

Внимание, вопрос! Кто в этой схеме уплачивает НДФЛ, а также страховые взносы в ФНС и ФСС за водителей? А это, прошу заметить, составляет аж целых 43% в общей сложности.

Так вот, не дожидаясь вашего ответа, скажу, что никто в этой схеме не платит НДФЛ и страховые взносы.

Вы конечно можете сказать, что данные платежи обязаны уплачивать таксопарки, но экономический смысл их деятельности в таком случае теряется. Таксопарки зарабатывают на своей комиссии, которая в среднем составляет всего 3-5%.

Таксопарки могут сказать, что мы заключаем с водителями агентский договор, согласно которому водители сами обязаны уплачивать за себя налоги, а мы лишь являемся Агентами для водителей, а водители в свою очередь Принципалами. Но в рамках российского законодательства такая схема работы в сфере такси не законна. И если начать разбираться, то подобные договора признают не действительными.

Что же касается агрегаторов, то для них все таксопарки - это своего рода "прокладки", благодаря которым есть возможность работать с водителями - физическими лицами. Таксопарки же работают с нарушением законодательства РФ.

Если бы в рамках российского законодательства была возможность работать с водителями-физлицами напрямую, выплачивая им деньги по тому же агентскому договору, то никакие таксопарки не были бы нужны агрегаторам.

Так что статью можно назвать "Рассказ о том, как QIWI создала сервис для легализации денежных средств, заработанных незаконным путем".

Ответить